Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Глава 1.Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………………….…4

Экономическая безопасность страны: сущность и место в системе национальной безопасности страны……………………………………………………………..….4
1.2. Внешнеэкономическая безопасность страны: понятие, угрозы и пути обеспечения…………………………………………………………………………..…..9

Глава 2. Экономическая безопасность ВЭД России…………………………………..11
2.1. Развитие ВЭД – статистика………………………………………………………...11
2.2. Угроза безопасности ВЭД………………………………………………………….18
2.3. Меры по обеспечению безопасности ВЭД………………………………………..22

Глава 3. Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..27
3.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ...27
3.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Данная процедура может  серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить  их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование  ВЭД. Правительство, Министерство внешних  экономических связей, Государственный  таможенный комитет могут приостановить  операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

Почему пошлины и  квоты применяются в мировой  практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", - играет важную роль. Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции. 18

 

 

Заключение

Внешнеэкономическая деятельность России по существу не привела к  расширению и совершенствованию  торгово-экономических отношений с Западом. Либерализация внешней торговли расширила круг ее непосредственных участников, но, не усовершенствовав структуру экспорта или импорта, существенно ухудшила и то, и другое, на что наложилось падение уровня производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал прежних кооперационных связей, существовавших в рамках бывшего СССР и СЭВ. Выход на мировой рынок многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны производителей и посредников, ослабление контроля за стратегическим экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций преимущественно спекулятивного характера, подорвавшим репутацию страны как солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж многомиллиардных и валютных средств, кране необходимых для расширения рынка и решения внутренних проблем. На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы путем регулирования внешнеэкономической деятельности- одной из важнейших составляющих экономики. Ведь один из наиболее потенциальных путей "спасения и процветания" национальной экономики - это интеграция национальной экономики в мировое хозяйство и внешняя торговля.

Иными словами, суть проблемы заключается не столько в том, что внешнеэкономическая деятельность слишком либерализована, сколько  в том, что государство, перейдя  от командного управления к регулированию, пока не освоило в надлежащей мере новых функций и не использует всех принятых в мировой практике форм и методов протекционистской защиты своей экономики. Следовательно, более корректным было бы ставить вопрос не об угрозе экономической безопасности в связи с "чрезмерной" открытостью экономики, а об отсутствии в арсенале средств государственного регулирования внешнеэкономических связей действенных инструментов защиты различных секторов отечественного народного хозяйства в условиях формирования открытой рыночной экономики. Другими словами, "чрезмерная" открытость - это не собственно угроза, это - недостаточность действующих методов регулирования для отражения реально существующих угроз.

Все это можно было бы отнести на счет трудностей переходного  периода. Но к сожалению, при сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении  экономической ситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Важной составной частью стратегического курса на современном  этапе социально-экономических реформ страны является коренная перестройка  внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Государственное регулирование  ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в  соответствии со следующими основными  принципами:

  • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
  • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
  • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
  • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
  • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня  имеет четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в  сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

  • определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
  • разработка соответствующих федеральных программ;
  • защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
  • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
  • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
  • определение и реализация валютной политики страны;
  • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
  • контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
  • разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
  • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
  • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
  • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
  • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
  • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные вопросы  находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

  • координация действий участников ВЭД;
  • выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
  • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
  • регулирование приграничной торговли;
  • информационное обеспечение ВЭД.

Нам кажется, что среди  этих многообразных явлений современности, наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно  развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. www.customs.ru
  2. www.tamognia.ru
  3. Абалкин Л.И. «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение»/Вопросы экономики. М. - 1994.
  4. М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др. "Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность". Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2000.
  5. Прокушев Е.Ф. "Внешнеэкономическая деятельность". Учебно-практическое пособие» Москва, 1999 г.
  6. www. wikipedia.org
  7. www.vch.ru
  8. www.ved-agent.ru
  9. Таможенный Кодекс Российской Федерации. М.// ТК Велби. Изд-во Проспект. 2007.
  10. Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. «Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности.» М.// Изд-во «Экзамен». 2002.
  11. Кузнецов А.П. «Ответственность за таможенные преступления». Учебное пособие. Н.Новгород. 2000.
  12. Мухутдинов Р.С «Таможенная политика РФ»/учебное пособие/ЮНИТИ – 2009.
  13. Ноздрачёв А.М. «Таможенное право»/ЮНИТИ – 2010.
  14. Богомолов В.О. «Экономическая безопасность. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"» ЮНИТИ-ДАНА – 2009.
  15. Шегабудинов Р.Ш. «Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Вопросы теории и практики. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"»/ЮНИТИ – 2011.

1 www.vch.ru

2 Богомолов В.О. «Экономическая безопасность. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"» ЮНИТИ-ДАНА – 2009.

3 Шегабудинов Р.Ш. «Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Вопросы теории и практики. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"»/ЮНИТИ – 2011.

4 www.ved-agent.ru

5 www.customs.ru

6 www.tamognia.ru

7 Абалкин Л.И. «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение»/Вопросы экономики. М. - 1994.

8 www.customs.ru

9 Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. «Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности.» М.// Изд-во «Экзамен». 2002.

10 Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. «Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности.» М.// Изд-во «Экзамен». 2002.

11 Таможенный Кодекс Российской Федерации. М.// ТК Велби. Изд-во Проспект. 2007.

12 www. wikipedia.org

13 Кузнецов А.П. «Ответственность за таможенные преступления». Учебное пособие. Н.Новгород. 2000.

14 М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др. "Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность". Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2000.

15 www.tamognia.ru

16 Ноздрачёв А.М. «Таможенное право»/ЮНИТИ – 2010.

17 Шегабудинов Р.Ш. «Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Вопросы теории и практики. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"»/ЮНИТИ – 2011.

18 Богомолов В.О. «Экономическая безопасность. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"» ЮНИТИ-ДАНА – 2009.

19 www.customs.ru

    www.tamognia.ru




Информация о работе Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности