Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, курсовая работа
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1.Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………………….…4
Экономическая безопасность страны: сущность и место в системе национальной безопасности страны……………………………………………………………..….4
1.2. Внешнеэкономическая безопасность страны: понятие, угрозы и пути обеспечения…………………………………………………………………………..…..9
Глава 2. Экономическая безопасность ВЭД России…………………………………..11
2.1. Развитие ВЭД – статистика………………………………………………………...11
2.2. Угроза безопасности ВЭД………………………………………………………….18
2.3. Меры по обеспечению безопасности ВЭД………………………………………..22
Глава 3. Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..27
3.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ...27
3.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………………40
Гигантские прибыли, получаемые в результате этой преступной деятельности, по оценкам многих специалистов, являются одной из финансовых основ теневой экономики. Преступления, ведущие к росту внешнеэкономической криминальной активности, наносят огромный ущерб экономике страны и делают обязательными комплексный подход к изучению данных деструктивных процессов, оценку совокупного экономического ущерба, эффективную систему мер государственного и межгосударственного контроля за многофакторной преступностью, захватывающей целый ряд стран.
Сегодня, когда имеет место глобализация экономических отношений, криминализация ВЭД становится самой серьезной угрозой для развития России, усложняет задачи по обеспечению экономической безопасности страны. В сложившихся криминально-криминогенных условиях отсутствие эффективных государственных и общесоциальных мер по противодействию криминализации внешнеэкономической деятельности может привести к тому, что широкомасштабное распространение криминальных внешнеэкономических операций и сопряженных с ними правонарушений, в частности, коррупционных сделок, создает угрозу деструктивных изменений не только в экономике, но и угрозу в целом для национальной безопасности России.
Учитывая изложенное, в современных условиях наиболее актуальной становится правоохранительная деятельность таможенных органов, так как именно она способна создавать необходимые условия для эффективного выполнения стоящих перед ними задач. 13
Задачи правоохранительной деятельности таможенных органов:
1. обеспечение формирования государственного бюджета;
2. выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений в сфере таможенного дела;
3. выявление и пресечение административных таможенных правонарушений;
4. ограждение и защита от преступных посягательств на сотрудников таможенных органов в связи с исполнением ими должностных полномочий; членов их семей; таможенные объекты и информационные ресурсы;
5. выявление и предупреждение правонарушений, пресечение преступлений против интересов государственной службы со стороны сотрудников таможенных органов;
6. обеспечение безопасности таможенного дела, а также выявление и пресечение фактов использования несовершенства таможенного законодательства в целях нанесения ущерба экономической безопасности государства. 14
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. Законодательство,
регулирующее
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.
Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
- международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами:
- национальным - законодательством
по ВЭД, представленным
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс Российской Федерации".
Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.). Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. 15
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта.
Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России10. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.
Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операций российские рубли на иностранную валюту и наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах. Таким образом, в XXI веке Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. 16
3.2. Методы государственного
регулирования
Методы государственного
регулирования ВЭД по своему характеру
делятся на тарифные - те, что основаны
на использовании таможенного
Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт11.
Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.
Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства12. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД13.
Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.
Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год14.
Контингентирование осуществляе
Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий. Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. 17
Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.
Технические процедуры.
Они устанавливаются в
Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям15.
Информация о работе Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности