Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Глава 1.Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………………….…4

Экономическая безопасность страны: сущность и место в системе национальной безопасности страны……………………………………………………………..….4
1.2. Внешнеэкономическая безопасность страны: понятие, угрозы и пути обеспечения…………………………………………………………………………..…..9

Глава 2. Экономическая безопасность ВЭД России…………………………………..11
2.1. Развитие ВЭД – статистика………………………………………………………...11
2.2. Угроза безопасности ВЭД………………………………………………………….18
2.3. Меры по обеспечению безопасности ВЭД………………………………………..22

Глава 3. Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..27
3.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ...27
3.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………2

 

Глава 1.Экономическая  безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………………….…4

 

    1. Экономическая безопасность страны: сущность и место в системе национальной безопасности страны……………………………………………………………..….4

1.2. Внешнеэкономическая  безопасность страны: понятие, угрозы  и пути обеспечения…………………………………………………………………………..…..9

 

Глава 2. Экономическая безопасность ВЭД России…………………………………..11

2.1. Развитие ВЭД –  статистика………………………………………………………...11

2.2. Угроза безопасности  ВЭД………………………………………………………….18

2.3. Меры по обеспечению  безопасности ВЭД………………………………………..22

 

Глава 3. Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..27

3.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ...27

3.2. Методы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности……………………………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы экономическая безопасность ВЭД и проблемы её обеспечения. В курсовой работе использована различная литература. Цель написания работы -  это подробное изучение экономической безопасности ВЭД, её сущности, функций  и структуры, определить её основные черты, а также изучение проблем её обеспечения.

Для раскрытия теоретических  вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников, учебных пособий и всемирной сети. В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматривается экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны. Во второй главе проанализирована тема экономической безопасности ВЭД в России. В третьей главе рассмотрена активизация ВЭД в условиях обеспечения экономической безопасности. Для иллюстрации анализируемого материала использованы таблицы и графики.

 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.  
 
Для формирования эффективного государственного регулирования ВЭД необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.  
Кардинальное изменение геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.

 

Внешнеэкономическими  для России стали хозяйственные  и торговые связи с ближним зарубежьем.

В результате зависимость  России от внешних рынков более чем  удвоилась.  
 
Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется и проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая  безопасность в системе национальной безопасности страны.

 

    1. Экономическая безопасность страны: сущность и место в системе национальной безопасности страны.

Как показывает мировой  опыт, обеспечение экономической  безопасности – это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества, достижение успеха. Это связано с тем, что  экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности невозможно без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

В настоящее время  в науке не существует единого  и общепринятого понимания экономической  безопасности. Анализ определений, выработанных различными учеными, позволяет их определить в две основные группы. Первую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как состояние защищенности от угроз. В частности, важнейшей составляющей национальной безопасности государства является экономическая безопасность. Она означает надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры. Вторую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России. 2

По моему мнению, наиболее полно отражает сущность экономической  безопасности определение ее как  способности государства и экономики  обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Иными словами, экономическая  безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту  национальной экономики, ее способности  удовлетворять потребности общества, государства, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного вида угроз и потерь.

Экономическая безопасность государства является сложной и  многоплановой конструкцией. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной и экологической безопасности. Следует отметить, что экономическая безопасность государства должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики. При этом обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного ведомства или службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Рассмотрим более подробно роль таможенных органов в обеспечении  экономической безопасности государства.

Основное направление  таможенных органов по обеспечению  экономической безопасности государства, состоит в воздействии на всех участников ВЭД, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:

1.                 Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности – таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности.

2.                 Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений, к которым относят тарифное и нетарифное регулирование.

Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической безопасности в области ВЭД, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий, а также программ, применяемых с целью обеспечения защиты экономических интересов государства, оптимизации процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений. 

В России повышенный интерес  к проблемам укрепления экономической  безопасности возник в последнем  десятилетии XX века. Он был связан с  началом экономических преобразований и системным кризисом российской экономики. 
Анализ данной проблемы предполагает уточнение и выявление основных понятий, которые имеют отношение к экономической безопасности. 
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года использует следующие основные понятия:

  • «национальная безопасность» - состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
  • «система национальной безопасности» - силы и средства обеспечения национальной безопасности».
  • «угроза национальной безопасности» - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;

 
Экономическая безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. 
Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность - ее права и свободы; общество - материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. 
Основным субъектом обеспечения экономической безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. 
 
Экономическая безопасность на любом из ее уровнях и в частности на региональном уровне должна рассматриваться как система отношений общества и государства и, следовательно, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен являться системный подход. Необходимость использования системного подхода объясняется диалектическим единством процессов обеспечения безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях, что не позволяет рассматривать один уровень безопасности, не учитывая остальные. Источником такого единства является схожая сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности. 
 
Региональную экономическую безопасность можно определить как такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним. 
Остальным уровням экономической безопасности даны следующие определения. 3 
 
Международная экономическая безопасность – это такое состояние международной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, то есть каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается: 
- свобода выбора пути экономического развития; 
- защищенность от враждебного внешнего воздействия, закрепленная международным правом;                                                                                                      - устойчивость к глобальным внешним и внутренним экономическим потрясениям и кризисам. 
 
Национальная экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним. 
Личная безопасность – это такое состояние международной, национальной и региональной экономических систем, при котором они способны противодействовать всем биологическим, политическим, социальным, духовным, нравственным и культурным критическим угрозам каждой отдельной личности. 
Предложенный подход позволяет четко определить место региональной экономической безопасности и выявить диалектическое единство процессов обеспечения безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях. Подобное единство процессов не позволяет рассматривать один уровень безопасности, не учитывая остальные. На региональную экономическую безопасность влияют как внешние факторы, связанные с международной и национальной экономической безопасностью, так и внутренние, связанные с экономической безопасностью отдельного предприятия или каждой отдельной личности. Кроме того, факторы, являющиеся внутренними для одного уровня экономической безопасности, для другого могут быть внешними. Системность данного подхода к экономической безопасности заключается в единообразии предложенных определений. Источником такого единообразия является единая сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

1.2. Внешнеэкономическая  безопасность страны: понятие, угрозы  и пути обеспечения.

Из многочисленных научных  экономических исследований, связанных  с рассматриваемой тематикой, следует, что под внешнеэкономической безопасностью государства необходимо понимать такое состояние (функционирование) национальной экономики, которое характеризуется способностью к защите внешнеэкономических интересов государства, их неуязвимостью по отношению к возможным угрозам (к индикаторам внешнеэкономической безопасности относятся: доля машиностроения и металлообработки в экспорте, отношение внешнего долга к экспорту, доля сырья и готовой продукции в экспорте, рост экспорта в процентах к предыдущему году (индекс цен), покрытие импорта экспортом, индекс условий (обеспечения инфраструктуры) торговли и т. д.).

При этом обеспечение  внешнеэкономической безопасности государства заключается в поддержании  отношений с другими государствами  в области внешнеэкономической  деятельности на основе соблюдения общих (суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств, мирного разрешения международных споров и др.) и специальных (недискриминации, наибольшего благоприятствования, национального и преференциального режима, взаимной выгоды при осуществлении торгово-экономического и научно-технического сотрудничества и др.) принципов обеспечения международной экономической безопасности. В то же время под правом обеспечения внешнеэкономической безопасности государства следует понимать совокупность относящихся к различным отраслям функционирующей системы законодательства нормативных правовых актов, регулирующих порядок обеспечения внешнеэкономической безопасности государства (целью правового регулирования данной сферы правоотношений, содержание которой составляют субъективные права и юридические обязанности ее участников, является создание правовых условий для обеспечения внешнеэкономической безопасности государства).

Предметом правового регулирования в данной области права являются отношения государственных органов с другими субъектами в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности и их группами в зависимости от конкретного субъекта (государства, юридические и физические лица), непосредственного объекта (соответствующие отношения по обеспечению внешнеэкономической безопасности государства, подлежащие правовому регулированию) и определенного юридического факта (обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений, — действия и события, являющиеся причиной возникновения угроз внешнеэкономической безопасности; причем неправомерные действия должны повлечь применение ответственности). 4

Информация о работе Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности