Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, курсовая работа
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1.Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………………….…4
Экономическая безопасность страны: сущность и место в системе национальной безопасности страны……………………………………………………………..….4
1.2. Внешнеэкономическая безопасность страны: понятие, угрозы и пути обеспечения…………………………………………………………………………..…..9
Глава 2. Экономическая безопасность ВЭД России…………………………………..11
2.1. Развитие ВЭД – статистика………………………………………………………...11
2.2. Угроза безопасности ВЭД………………………………………………………….18
2.3. Меры по обеспечению безопасности ВЭД………………………………………..22
Глава 3. Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..27
3.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ...27
3.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………………40
2012 г. в % к 2011 г. |
Сальдо | ||||
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
2011г. |
2012г. | |
Январь |
130,0 |
132,9 |
124,1 |
15452,2 |
21831,5 |
Январь-февраль |
121,9 |
123,3 |
119,1 |
33476,1 |
42774,6 |
Январь-март |
115,9 |
117,7 |
112,6 |
50631,4 |
62712,1 |
Январь-апрель |
82,1 |
83,9 |
78,9 |
69606,3 |
62712,1 |
Январь-май |
63,6 |
65,6 |
60,2 |
86121,0 |
62712,1 |
Январь-июнь |
52,0 |
53,9 |
48,9 |
103344,5 |
62712,1 |
Январь-июль |
44,2 |
46,0 |
41,2 |
119206,8 |
62712,1 |
Январь-август |
38,1 |
39,8 |
35,2 |
134653,7 |
62712,1 |
Январь-сентябрь |
33,6 |
35,2 |
31,0 |
151971,9 |
62712,1 |
Январь-октябрь |
29,9 |
31,4 |
27,6 |
169718,3 |
62712,1 |
Январь-ноябрь |
26,9 |
28,2 |
24,8 |
188889,3 |
62712,1 |
Январь-декабрь |
24,3 |
25,4 |
22,5 |
210918,3 |
62712,1 |
2.2. Угроза безопасности ВЭД.
Одной из основ успешного экономического и социального развития любого государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности (ВЭД).
Особое значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в модернизацию всех отраслей хозяйства, в создание мощной материальной базы общества и, в конечном счете, способствует полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.
Важнейшей задачей внешней экономической политики всякого государства была и остается задача всемерного развития и расширения внешней торговли, совершенствования механизма производственного и иных видов сотрудничества с другими странами, без чего невозможно осуществление политических и социально-экономических преобразований, достижение мировых показателей производительности труда, насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами в достаточном количестве и высокого качества, укрепление и защита внешнеэкономических интересов. Причем, решение этой задачи, во многом, зависит не только от успешного проведения таких преобразований, но и от надежного правового обеспечения деятельности государства в области внешнеэкономических связей.
Исторический анализ уголовного и таможенного законодательства советского государства подтверждает, что на протяжении всего периода его существования это законодательство не выполняло в достаточной степени своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.
Либерализация ВЭД, начатая в СССР
в середине 80-х годов, создала
объективные условия для
Распад Советского Союза как единого государственного образования и объявление бывшими союзными Республиками полного суверенитета усугубили эту ситуацию, так как повлекли за собой тяжелейший экономический кризис во вновь образованных независимых государствах и практически разрушили их ВЭД. В связи с этим, бывшие союзные республики, даже вошедшие во вновь образованное Содружество Независимых Государств (СНГ), были поставлены перед необходимостью самостоятельно выходить на внешний рынок, тратить конвертируемую валюту на закупки продукции, ранее поступавшей им в порядке межреспубликанских поставок.
Все это крайне отрицательно отразилось на их ВЭД, играющей благотворную роль в стабилизации всей экономики. 9
К концу 1991 года внешняя торговля оказалась практически парализованной. Экспорт товаров по сравнению с 1990г. сократился на 32%, а импорт – на 44%. 10
Естественно, что столь катастрофическое положение, сложившееся во внешней торговле стран бывшего СССР, в том числе и Российской Федерации, привело к значительному увеличению дефицита всевозможной товарной продукции и вызвало неизбежный рост ее контрабандного ввоза, а также вывоза сырьевых ресурсов и страны.
Так, после отмены монополии на внешнюю торговлю, из России стали ежегодно нелегально вывозиться до 20% всей добытой нефти, 34% минеральных удобрений, утекает на Запад и оседает в иностранных банках 18-20 млрд. долларов.
Наряду с традиционными
В связи с этим, у российского
государства в лице его законодательных
органов появилась
Возникшие в этом аспекте проблемы, в определенной степени, были сняты вступлением в действие нового Уголовного Кодекса Российской Федерации 1996 г. (УК РФ), многочисленные проекты которого длительное время обсуждались в комитетах и комиссиях высшего законодательного органа страны.
Но как показал юридический анализ статей названного УК РФ, направленных на защиту ВЭД государства и других хозяйствующих субъектов, от преступных посягательств, эти нормы оказались недостаточно научно проработанными, в связи с чем имеют существенные погрешности правового характера, без устранения которых их применение не может дать нужного эффекта в борьбе с преступлениями в области внешнеэкономических связей, в том числе и в области таможенного законодательства.
В России продолжается формирование таможенного законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики. С 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), с принятием которого таможенное законодательство России становится одним из наиболее развитых и прозрачных в мире. Оно в значительной степени учитывает основные принципы действующего европейского Таможенного Кодекса. В ТК РФ реализована, в частности, западная концепция управления рисками, которая нацеливает таможню не на сплошной контроль движущихся через неё товаров, а на выборочный контроль, связанный с рисками для общей безопасности, здоровья граждан, интеллектуальной собственности и т.д. В новом ТК РФ заложены также принципы Киотской конвенции по упрощению процедур, позволяющих ускорить вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Поскольку многие вопросы об ответственности за таможенные преступления, совершаемые в РФ в теории уголовного права и в уголовном законодательстве остаются нерешенными, в данной работе предпринята попытка с современных позиций юридической науки осуществить всестороннее исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономических связей с другими государствами, а также проанализировать концепцию учения о составах исследуемых преступлений. 11
2.3. Меры по обеспечению безопасности ВЭД.
Участвуя в реализации экономической политики государства, органы Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС РФ) обеспечивают защиту национальных интересов и экономической безопасности государства в пределах своей компетенции, т.е. в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).
Сфера внешнеэкономических связей является в настоящее время одной из наиболее криминогенных. Фактически преступность в сфере ВЭД стала прямой угрозой экономической безопасности России. Этому способствовал целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера. В частности, к ним относятся:
· непродуманные рыночные реформы;
· форсированная либерализация режима ВЭД;
· неблагоприятный инвестиционный климат;
· недостаточная защищенность капиталов;
· высокие темпы инфляции;
· несовершенство нормативно-правовой базы (прежде всего, законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенного, налогового и валютного законодательства);
· низкая эффективность государственного контроля внешнеэкономических сделок.
Экстенсивное развитие преступности, имевшее место в первые годы после либерализации ВЭД, постепенно уступает место интенсивному. Специалистами констатируется заметное повышение ее «профессионализма», выражающееся в модернизации способов подготовки, совершения и сокрытия внешнеэкономических и сопутствующих им преступлений, тщательном планировании криминальной деятельности и эффективном противодействии органам уголовной юстиции.
Научно-технический прогресс и, прежде всего, широкое внедрение современных информационных технологий, совершенствование компьютерной техники и средств коммуникации способствует развитию не только легальной, но и теневой экономики. Увеличивается количество уголовно-правовых деликтов, совершаемых с применением высоких технологий. Так, автоматизация процесса таможенного оформления, переход на электронное декларирование товаров вызвали появление преступлений, связанных с несанкционированным доступом к компьютерным сетям и базам данных таможенных органов. В связи с продолжающимся внедрением электронного декларирования в практику таможенного дела возможно увеличение количества высокотехнологичных преступлений, в том числе, связанных с незаконным доступом и внесением изменений в базы данных таможенных органов. Зачастую криминальные бизнес-отношения развиваются более высокими темпами, чем легальные.
В некоторых областях
криминального
Увеличиваются и размеры объемов контрабандно
перемещаемого вооружения. Растет также
число международных операций, нарушающих
права интеллектуальной собственности.
«Традиционно» сохраняется
высокий уровень коррупционализ
Коррупция, как социальное, а точнее, антисоциальное явление представляет для общества и государства особую опасность, тем более, что в последнее время приобретает системный, организованный характер.
Заметное повышение
организованности криминальных структур,
специализирующихся в сфере ВЭД,
следует рассматривать как
Криминальные метаморфозы ВЭД в условиях глобализации катализируются интеграционными процессами, созданием свободных экономических зон, таможенных союзов, интенсификацией трансграничных финансовых, товарных, пассажирских и информационных потоков, увеличением количества внешнеэкономических операций. Глобализация, к сожалению, имеет и теневую сторону. Криминальная деятельность во внешнеэкономической сфере также приобрела глобальный характер. Значительно расширилась криминальная сеть, укрепились международные криминальные связи, совершенствуется механизм обмена информацией между преступными структурами разных стран, ярко выражено стремление к образованию транснациональных преступных сообществ, целью которых является максимизация прибылей от нелегальных внешнеэкономических операций. В теневой экономике криминальная внешнеэкономическая деятельность занимает ведущее положение по масштабу финансовых операций и размеру прибыли. Этим объясняется стремление многих преступников выйти на внешний рынок и закрепиться на нем. Криминальные отношения, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности существенным образом влияют на криминализацию отдельных стран и целых регионов мировой экономики. Субъекты преступлений, в большинстве случаев являются гражданами различных государств; активно участвуют в международном обмене товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Структура и динамика внешнеэкономических правонарушений, криминальная логистика определяются обстановкой, складывающейся и в стране-экспортере, и в стране-импортере, и в транзитной стране. Криминальные внешнеторговые сделки совершаются под воздействием спроса и предложения на мировом рынке. Появление устойчивых и набирающих силу тенденций к глобализации криминальной деятельности требует от государственных органов осуществления комплекса мероприятий по противодействию ей, особенно во внешнеэкономической сфере.
Информация о работе Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности