Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Глава 1.Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………………….…4

Экономическая безопасность страны: сущность и место в системе национальной безопасности страны……………………………………………………………..….4
1.2. Внешнеэкономическая безопасность страны: понятие, угрозы и пути обеспечения…………………………………………………………………………..…..9

Глава 2. Экономическая безопасность ВЭД России…………………………………..11
2.1. Развитие ВЭД – статистика………………………………………………………...11
2.2. Угроза безопасности ВЭД………………………………………………………….18
2.3. Меры по обеспечению безопасности ВЭД………………………………………..22

Глава 3. Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..27
3.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ...27
3.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Правовое регулирование  обеспечения внешнеэкономической  безопасности государства осуществляется актами разного уровня. Это, прежде всего, международные акты — многосторонние, региональные и двусторонние договоры (в том числе в форме предусматривающих взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования торговых договоров, межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве, финансовой помощи, защите инвестиций, межгосударственных договоров, конвенций и т. д.).

 

 

Глава 2. Экономическая  безопасность ВЭД России.

2.1. Развитие ВЭД – статистика.

В 90-ые годы происходит активное развитие ВЭД России. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в России начинает активно развиваться. Принимаются различные законы, программы, акты, т.е. вводятся реформы ВЭД. В связи с этим со второй половины1992 г. возрастает регулирующая роль государства – принимается закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Для исполнения этого  закона было принято решение об обязательной продаже валютной выручки государству. В связи с этим, организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью открывали в российских банках транзитные счета, на который должна была поступать валютная выручка. При поступлении выручки 50 % с этого счета продавалось государству по официальному курсу. После экономического кризиса 1998 года в России для оплаты внешнего государственного долга объем обязательной продаже валютной выручки подняли до 75 %, т.к. государству не хватало валюты расплачиваться по внешним долгам. Также в исполнение закона «О валютном регулировании и валютном контроле» было принято обязательное ведение паспорта сделки экспортных, импортных и бартерных операций. Данный метод контроля существует и сегодня, т.к. это эффективный способ отслеживания операций, и одновременно атрибут как таможенного, так и валютного контроля. В 1993 году принимается таможенный кодекс РФ и закон о таможенном тарифе – это основа осуществления  внешнеторговых операций.

Основное развитие ВЭД России  получило в 1994-1996 гг. В 1994 году была упразднена система квотирования и лицензирования, введенная в92 г. Также в этом году подписывается соглашение о партнерстве и сотрудничестве России с Европейским Союзом, был установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС. Важным событием является принятие закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в1995 г. В 1996 году была принята федеральная программа развития экспорта.

К 1997 году, несмотря на регулирование  внешнеэкономической  деятельности, у России складывается минимальное положительное сальдо в торговле с зарубежными странами. В 97 году начинаю вводиться импортные таможенные пошлины на целый ряд товаров. А в1998 г. в условиях нехватки валюты и невозможности платить по долгам Россия фактически объявляет дефолт и правительством было принято решение отпустить курс рубля в «свободное плавание».

История регулирования ВЭД в России

Этап

Годы

Сущность модели

I

1918 - 1920

Модель основывается на государственной монополии внешней торговли.

II

1920 - 1930

Период НЭПа. Модель характеризуется  попытками ослабить государственную монополию внешней торговли: были расширены права предприятий, проведена либерализация ВЭД.

III 

1930 - 1985

С провозглашением курса  на индустриализацию Модель возвращается к государственной монополизации  в управлении ВЭД.

IV 

1986 - 1991

Период Перестройки. Права осуществления ВЭД получили более 20 министерств, а также 70крупнейших предприятий на основании спец. регистрации как участников ВЭД.

Современный этап

- Все юридические и  физические лица получили права  осуществлять ВЭД без спец. регистрации  как участников ВЭД;

- Созданы и постоянно  совершенствуются нормативно-правовые  базы гос. регулирования ВЭД  (публикация налогового и таможенного  кодекса).

- В основе гос. регулирования  ВЭД лежат мировой опыт и  рыночные основы хозяйства.


 

На современном этапе  развития России внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. 5

 

Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.       

Растут иностранные  инвестиции в экономику России: в 2003 году было привлечено 30 млрд. долларов, в том числе прямые инвестиции - 7 млрд., это наполовину больше, чем в 2002.

Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового  баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. Тем самым уже в среднесрочной перспективе удаётся выйти из тяжелейшего валютно-финансового кризиса. Вместе с этим на фоне положительных тенденций в развитии ВЭД  есть и негативные стороны:

- привлекаемый иностранный капитал концентрируется в первую очередь в торговле, в т.ч. в значительной степени – во внешней, а также в топливно-сырьевых отраслях. Это совсем не те вложения, которые нам бы хотелось видеть. России нужны инвестиции в новые технологии и развитие предпринимательства;

- экспорт России продолжает носить ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта (топливо, металлы, химические товары, лесоматериалы, сельскохозяйственное сырьё). Происходит активное исключение из структуры экспорта продукции машиностроения;

- несмотря на рост экспорта, это не сопровождается адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства;

- мы продолжаем увеличивать импорт, т.е. ввоз в Россию с/х продукции в ущерб развитию сельского хозяйства на внутреннем рынке;

- выявилась незащищенность отечественных производителей от конкурирующей импортной продукции по широкому кругу товаров;

- растёт дискриминация со стороны иностранных государств в отношении широкого перечня экспортируемой из России продукции, в результате чего страна не только ограничена в реальных возможностях поставок своих вполне конкурентоспособных товаров на западные рынки, но и потеряла прежние;

- в России исчерпались экстенсивные факторы роста экспорта основных сырьевых товаров, т.е. за счёт физического объёма вывоза.      

 Существуют две крайние модели  развития: внешне- и внутреннеориентированные. Эти стратегии разделяются на основе внешних или внутренних факторов, воздействие которых должно оказывать преобладающее влияние на развитие ВЭД.

Внешнеориентированная модель, то есть направленная на присоединение к  мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных факторов, как повышение конкурентоспособности и диверсификации продукции, квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.           Эта модель получила широкое распространение в самом начале реформы ВЭД, когда платёжеспособный спрос внутри страны был низким и поэтому отечественные производители ориентировались преимущественно на связи с развитыми странами. Развитым странам прежде всего от России нужна продукция добывающей отрасли. Это способствовало усилению сырьевой зависимости  отечественного экспорта.

Внешнеориентированная модель направлена на увеличение экспорта. Однако экономического роста можно достичь лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. Иначе расширение экспорта означает лишь отток ресурсов. Вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переходят из обрабатывающих отраслей в добывающие.  6

А это означает  закрепление  сырьевой специализации и деградацию промышленности, которую придётся закупать у других стран. Именно такие перспективы открывает свобода торговли России при внешнеориентированной модели.

Чтобы России быстро и полномасштабно включиться в мировое хозяйство необходимо  технологическое  перевооружение,  подключение к мировым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований. Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, расчеты на то, что импорт повысит конкуренцию, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям легко достичь "взаимопонимания", которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий.

В сложнейший период, который переживает Россия, неадекватной оказалась и  реакция наших зарубежных партнеров. В их политике выявились элементы протекционизма со стороны не только отдельных товаропроизводителей, но и определенных властных кругов, которые опасаются возможной конкуренции экономически сильной России и поэтому достаточно откровенно выступают за применение под разными предлогами в отношении нашей страны политики двойного стандарта. Западные страны создают препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, если это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции (космические, ядерные технологии) и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран. Поэтому приоритет внешнеориентированных стратегий, в пользу которых высказываются многие российские экономисты, не оправдан. Выбор стратегии должен определяется как внешними, так и внутренними факторами. Как известно, лучше не та стратегия, которая обещает большой эффект, а та, которую можно реализовать. Реализация зависит от того, насколько данная политика соотносится с теми, кто будет ее осуществлять, то есть от внутренних факторов. Наиболее сложная ситуация сложилась в области регулирования импорта. На начальном этапе реформ в течение некоторого времени какие-либо барьеры на пути импорта в Россию практически отсутствовали. Именно в этот момент нужно было подумать о создании отвечающей международным нормам системы защиты внутреннего рынка. Однако таких шагов предпринято не было, и ситуация складывалась иначе. Вплоть до 1994 г. импортные закупки ряда важнейших товаров в большой степени субсидировались из бюджета. Система таможенного обложения начала функционировать практически лишь с середины 1992г. Что касается внутреннего налогообложения, то в отношении импортных операций оно сохраняло льготность вплоть до 1995г. До 1995 г. значительное число участников ВЭД освобождалось от уплаты ввозных пошлин, НДС и акцизов. По сей день продолжается практика ввоза огромного количества товаров в рамках неорганизованной торговли, оцениваемой в миллиарды долларов и не подлежащей никакому налогообложению. 

Таким образом, уже с  самого начала реформ российская экономика  носила необоснованно открытый характер. Политика в области либерализации  экспорта носила в целом более  системный и продуманный характер, чем в области импорта. В области экспорта было больше постепенности, хотя все же государство слишком быстро и легко рассталось с целым рядом своих приоритетов, связанных с реализацией долговременных интересов, в том числе и с обеспечением национальной экономической безопасности.

Правительство России со значительным опозданием стало предпринимать  целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма  защиты интересов российских производителей как внутри страны, 7 так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции.

Логическим завершением  этих усилий является принятия закона «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», где  среди прочих положений закрепляется возможность применения мер по защите внутреннего рынка, введения запретов и ограничений экспорта или импорта исходя из национальных интересов, применения ответных мер, а также государственной монополии на экспорт или импорт отдельных товаров. Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭД нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи:

- развитие экспорта и совершенствования его структуры;

- защита внутреннего рынка и отечественных производителей;

- продолжение курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.

Внешняя торговля России в 2012 году. 8 Всего (млн. долл)

 

2011 год

2012 год

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Январь

44703,9

30078,1

14625,9

58129,6

39980,6

18149,1

Январь-февраль

103825,9

68651,0

35174,9

126555,5

84665,0

41890,4

Январь-март

172467,5

111549,5

60918,0

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-апрель

243457,8

156532,0

86925,7

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-май

314078,0

200099,5

113978,5

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-июнь

384092,3

243718,4

140373,9

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-июль

451888,5

285547,6

166340,9

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-август

524783,9

329718,8

195065,1

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-сентябрь

594102,0

373036,9

221065,0

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-октябрь

667456,3

418587,3

248869,0

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-ноябрь

742372,5

465630,9

276741,6

199893,0

131302,5

68590,5

Январь-декабрь

821836,2

516377,2

305459,0

199893,0

131302,5

68590,5

Информация о работе Основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности