Основные теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в странах ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворить потребности населения.

Курсовая работа состоит из:

- содержания,

- введения,

- двух глав,

- заключения,

- глоссария,

- списка используемых источников,

- приложений.

Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. Первая глава раскрывает основные теории международной торговли: их образование, создателей и применение на практике. Вторая глава раскрывает место и роль России в мировой торговле.

Целями данной курсовой работы является понимание основных теорий международной торговли и рассмотрение торговых взаимоотношений России со странами Европы.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………………….….3
Основная часть
1. Основные теории международной торговли………………………………..……......6
1.1. Классическая теория международной торговли…………………………………6
1.2. Теория Хекшер-Олина……………………………………………………….…..11
1.3. Парадокс Леонтьева……………………………………………….……………..12
1.4. Неотехнологические теории………………………………………………..……14
1.4.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)……………………15
1.4.2. Теория «технологического разрыва»……………………………….…….16
1.4.3. Теория «цикла жизни продукта»………………………………….……...16
1.5. Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ……………..…18
1.6. Теория специализации производства……………………………………….…..19
1.7. Теория внешнеторговой деятельности фирм…………………………………...20
2. Место и роль России в мировой торговле…………………………………………...20

2.1. Основные торговые партнеры России…………………………………………..26

2.2. России Всемирная Торговая Организация……………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………...…………31

Глоссарий……………………………………………………………………………….34

Список использованных источников………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая Денис.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

      Еще одним из крупнейших торговых партнеров  России является Япония. Начиная с 1992 г. отмечается тенденция к росту положительного сальдо в торговле обеих стран, в 1997 г этот показатель достиг 2,8 млрд. долл.

      За  последние годы усилилась монополизация торговли со стороны японских фирм. В частности, в конце 90-х гг. на долю 12 крупнейших японских компаний приходилось 67% всего оборота российско-японской торговли.

      В последние годы наметилась тенденция  к определенному росту экспортно-импортных операций со странами СНГ, удельный вес которых в общем объеме товарооборота России возрос с 18% в 1992 г. до 23% в 1997 г. Более 80% его приходится на три государства - Украину, Казахстан и Белоруссию.

      Крупнейшим  торговым партнером России среди стран СНГ является Украина, объем торговли, с которой в 1997 г. составлял около 14 млрд. долл. и превышал объем российско-германской торговли.

      Современные масштабы, динамика, структура и  географическое распределение внешней  торговли России не соответствует реальному экономическому потенциалу страны.

      Формы и темпы интеграции в мировое  хозяйство в следующем тысячелетии будет во многом зависеть от совершенствования торгово-экономических связей с этими странами, в том числе уровня инвестиционного, промышленного и технологического сотрудничества, обновления договорно-правовой базы. 

                    2.2. Россия и Всемирная Торговая Организация 

      Россия  подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.

      Соглашение  об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО»4.

      Из  членства во Всемирной торговой организации  можно извлечь ряд преимуществ.

      Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей, Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

      По  подсчетам специалистов, не являясь  членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

      Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

      В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

      В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

                 С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами — членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно. В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно Решениям Токийского раунда ГАТТ) на. 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию. В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

      В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

      Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ТАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран - членов этой организации.

     Заключение

 

         Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно,  и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

        Развитие и усложнение международной  торговли нашло отражение в  эволюции теорий, объясняющих движущие  силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

      1. Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиям отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.

      2. Обмен сходными, близкими по своим характеристикам, но не идентичными товарами связан, прежде всего, с необходимостью более полно удовлетворять дифференцированные потребности, с учётом различий в спросе и вкусах отдельных категорий потребителей.

      3. Фирмы и корпорации, активно использующие технологические нововведения, создают новые источники специализации, а страны, в экономике которых существенные позиции занимают такие предприятия, могут подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими развитыми странами.

      Теории  международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

          В заключение хочется сказать  о мировой торговле в нашей стране. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.

      На  состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

      Но  если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

                                                    

Глоссарий

 
 
      № п/п       Понятие       Определение
1. Внешняя торговля торговля между  странами, включающая вывоз (экспорт) и (или) ввоз (импорт). В условиях рыночной экономики торгово-финансовые внешнеторговые операции осуществляются самостоятельно предприятиями и ведомствами, прерогативой государства является торговля оружием и стратегическим сырьем.
2. Всемирная Торговая Организация (ВТО)

созданная в 1994 г. международная организация, регулирующая мировую торговлю.

      
3. Импорт ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны.
4. Интеграция (от лат. integer --целый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.
5.  
Международные экономические отношения
связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества.
      
6. Прирост

увеличение экономического показателя по отношению к его исходной величине, базовому значению.

7. Сальдо

(итал. saldo — расчет, остаток) 1) разность  между денежными поступлениями  и расходами за определенный  период времени; 2) остаток по дебету или кредиту при заключении счета, переносимый на новую страницу; 3) в биржевых операциях: задолженность клиента брокерской фирме или брокерской фирмы клиенту.

8. Санкции

(лат. sanctio — строжайшее постановление) меры принудительного воздействия за нарушение установленного порядка хозяйственно-финансовой деятельности, имеют предупредительную, компенсационную или репрессивную функцию.

9. Экономический кризис

(греч. krisis — поворотный пункт) —  резкое ухудшение экономического  состояния страны, проявляющееся  в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных  связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

10. Экспорт вывоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д., из страны. 

Список  использованных источников

 
 
 
 
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2000.
2. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. – М., 1999.
3. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. –  М.: Владос, 2002
4. Аристов Г. Оптовая  торговля на Западе // Экономика и жизнь. – 1993.
5. Баранова Е. П. Современная международная торговля // Российский экономический журнал. – 1998.
6. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические  отношения. – М.: Финансы и статистика, 1998.
7. Бурмистров  В. Н., Холопов К. В. Внешняя торговля РФ. – М.: Юристъ, 2001.
8. Винокуров Е. Мировая  торговля и международные инвестиции // Мировая торговля и международные  отношения. – 2000.
9. Рыбалкин В. Е. Международные экономические  отношения. – М., 2000.
10. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. – М.: Экономика, 1994.
11. Фомичев В. И. Международная  торговля. – М.: Инфра-М, 2001.

Приложения

 
 
      Приложение А. 
 
 
 
      
          Приложение Б.          

Информация о работе Основные теории международной торговли