Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:11, курсовая работа
В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в странах ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворить потребности населения.
Курсовая работа состоит из:
- содержания,
- введения,
- двух глав,
- заключения,
- глоссария,
- списка используемых источников,
- приложений.
Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. Первая глава раскрывает основные теории международной торговли: их образование, создателей и применение на практике. Вторая глава раскрывает место и роль России в мировой торговле.
Целями данной курсовой работы является понимание основных теорий международной торговли и рассмотрение торговых взаимоотношений России со странами Европы.
Введение…………………………………………….………………………………….….3
Основная часть
1. Основные теории международной торговли………………………………..……......6
1.1. Классическая теория международной торговли…………………………………6
1.2. Теория Хекшер-Олина……………………………………………………….…..11
1.3. Парадокс Леонтьева……………………………………………….……………..12
1.4. Неотехнологические теории………………………………………………..……14
1.4.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)……………………15
1.4.2. Теория «технологического разрыва»……………………………….…….16
1.4.3. Теория «цикла жизни продукта»………………………………….……...16
1.5. Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ……………..…18
1.6. Теория специализации производства……………………………………….…..19
1.7. Теория внешнеторговой деятельности фирм…………………………………...20
2. Место и роль России в мировой торговле…………………………………………...20
2.1. Основные торговые партнеры России…………………………………………..26
2.2. России Всемирная Торговая Организация……………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………...…………31
Глоссарий……………………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………………………………….36
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Современная Гуманитарная академия |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Макроэкономика |
Тема | Основные теории международной торговли |
Фамилия студента | Жданов |
Имя студента | Денис |
Отчество студента | Александрович |
№ контракта | 10705070201005 |
2. Место и роль России в мировой торговле…………………………………………...20
2.1. Основные
торговые партнеры России………………
2.2. России Всемирная Торговая Организация……………………………………...29
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью и обменивать их на товары, которые они не в состоянии сами производить.
В основе более углубленного исследования ответ на вопрос "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.
Теории международной торговли, берущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Мировая торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. Из практических примеров развития мировой торговли, можно судить о состоянии экономики в целом.
Международная торговля, является древнейшей формой международных экономических отношений. По своим масштабам и значению в общем комплексе мирохозяйственных связей она продолжает сохранять важные позиции.
В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в странах ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворить потребности населения.
Курсовая работа состоит из:
- содержания,
- введения,
- двух глав,
- заключения,
- глоссария,
- списка используемых источников,
- приложений.
Основная часть курсовой
Целями данной курсовой работы является понимание основных теорий международной торговли и рассмотрение торговых взаимоотношений России со странами Европы.
1. Теории международной торговли
Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории еще не были развиты.
Первой
попыткой теоретического осмысления международной
торговли и выработки рекомендаций,
явилась доктрина меркантилизма, господствовавшая
в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины
XVIII в. когда международное разделение
труда было преимущественно ограничено
двусторонними и трехсторонними отношениями.
Промышленность производилась на экспорт
из национального сырья. Англия обрабатывала
шерсть. Германия - лен, Франция – шелк,
лен и т.д. Меркантилисты придерживались
взглядов, согласно которым государство
должно продавать на внешнем рынке как
можно больше любых товаров, а покупать
как можно меньше. При этом будет накапливаться
золото, отождествлявшееся с богатством.
Понятно, что если такую политику отказа
от импорта будут проводить все страны,
то покупателей не окажется и ни какой
международной торговли не будет.
1.1. Классическая
теория международной
торговли
В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества. А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.
«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, а все необходимое им обменивать или покупать за деньги.
То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, не может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более низкой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»1.
Идея А. Смита может быть выражена в простой модели, представленной в Таблице 1.
Таблица 1 «Принцип абсолютного преимущества»
|
страна 1 | страна 2 |
товар А | 10 труд. ед. | 20 труд. ед. |
товар Б | 20 труд. ед. | 10 труд. ед. |
Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.
В конце XVIII в. торговля "колониальными товарами" составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Резкое преобладание торговли сырьевыми товарами и подтолкнуло А. Смита к созданию модели абсолютных преимуществ. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами приходилось около половины внешней торговли Англии. Естественно, природные различия во многих случаях не могли лежать в основе абсолютных преимуществ экспортеров, продающих товары в соседние страны. А. Смит замечает это обстоятельство и указывает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные: «В данном случае не имеет никакого значения, являются ли те преимущества, какими обладает одна страна сравнительно с другой, естественными или приобретенными. Поскольку одна страна обладает такими преимуществами, а другая лишена их, для последней будет всегда выгоднее покупать у первой, а не производить самой. Преимущество, которым обладает ремесленник перед своими соседями, занимающимися другими профессиями, является приобретенным, и, тем не менее, как он, так и они находят более выгодным покупать друг у друга, вместо того, чтобы производить предметы не по своей специальности.
Со временем на смену модели А. Смита пришла модель Давида Рикардо, который сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо увидел определенную специфику международных экономических отношений и создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии2. Исходные условия для этого примера представлены в Таблице 2.