Основные теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в странах ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворить потребности населения.

Курсовая работа состоит из:

- содержания,

- введения,

- двух глав,

- заключения,

- глоссария,

- списка используемых источников,

- приложений.

Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. Первая глава раскрывает основные теории международной торговли: их образование, создателей и применение на практике. Вторая глава раскрывает место и роль России в мировой торговле.

Целями данной курсовой работы является понимание основных теорий международной торговли и рассмотрение торговых взаимоотношений России со странами Европы.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………………….….3
Основная часть
1. Основные теории международной торговли………………………………..……......6
1.1. Классическая теория международной торговли…………………………………6
1.2. Теория Хекшер-Олина……………………………………………………….…..11
1.3. Парадокс Леонтьева……………………………………………….……………..12
1.4. Неотехнологические теории………………………………………………..……14
1.4.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)……………………15
1.4.2. Теория «технологического разрыва»……………………………….…….16
1.4.3. Теория «цикла жизни продукта»………………………………….……...16
1.5. Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ……………..…18
1.6. Теория специализации производства……………………………………….…..19
1.7. Теория внешнеторговой деятельности фирм…………………………………...20
2. Место и роль России в мировой торговле…………………………………………...20

2.1. Основные торговые партнеры России…………………………………………..26

2.2. России Всемирная Торговая Организация……………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………...…………31

Глоссарий……………………………………………………………………………….34

Список использованных источников………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая Денис.doc

— 380.00 Кб (Скачать)
>      Еще на рубеже 90-х годов включенность России в международное разделение труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответственно.

      Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших  видов продукции стал заметно  менее прибыльным, либо вообще убыточным, Это обусловлено рядом факторов, в частности выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996 г. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

      Одновременно  со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.

      Ситуация  в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.

      Рост  экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю  очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия.

      Выявляя факторы, обусловливающие положительную  динамику объемов внешней торговли, следует, прежде всего, назвать повышенную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Изменение мировых цен на важнейшие товары российского экспорта, изначально носившее понижательный характер, к середине 90-х годов приобрело повышенный характер. Средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышенную тенденцию. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.

      В результате рост внешнеторгового оборота  России происходил при увеличении физического  объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.

      Другим  важным фактором, существенно повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли, послужило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для участников внешнеэкономической деятельности.

      Помимо  роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам, в 1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл. При этом "челночный" экспорт составил чуть более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Оборот челночной торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры официальной торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на российском рынке товаров народного потребления в середине 90-х годов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли, и будут определять «челноки».

      В товарной структуре российского  экспорта 90-х годов охраняется сырьевая направленность с преобладанием  в ней энергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике 2-3, сфере обращения 1-1,5 года.

        Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит, ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избранная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы.

      Мировой опыт свидетельствует, что среди  развитых стран немало экспортеров  сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%, У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от 7,5% до 6,5%.

      Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов  выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживается во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах — 18%, что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста, вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок. В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники.

      Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия. Доля потребления импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны.

         Падают закупки машино-технической продукции, продукции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов. Одна из главных проблем российской внешней торговли - необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет труднодостижимым.

      Федеральная программа поддержки, экспорта, разработанная Министерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирована главным образом на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2005 году. Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3 - 0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7 - 1 млрд. долларов.

      Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать растрату ресурсов и утечку капитала за рубеж.

      Создание  экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так ряд стран, предусматривающих применение санкций против стран, применяющих «таргетинг», т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.

                       2.1. Основные торговые партнеры России 

      В настоящее время в экспортно-импортных операциях России доминируют промышленно развитые страны. В 1997 г. на их долю приходилось 67% российского экспорта и 70% импорта. Они являются основными потребителями топливно-энергетических и сырьевых товаров России и в то же время основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и другой готовой продукции.

      Торговый  оборот России с промышленно развитыми  странами (в текущих ценах) в 1992-1997 гг. возрос на 24,3%, увеличиваясь в среднем на 4,5% в год. В результате превышения темпов роста экспорта над импортом положительное сальдо торгового баланса возросло в 1997 г. до 14,4 млрд. долл. против 3,5 млрд. в 1992 г. Основная часть этого товарооборота приходится на страны Западной Европы (см. Приложение А и Приложение Б).

                Надежной основой такого сотрудничества являются достаточно развитая и стабильная договорно-правовая база, географическая близость и низкие затраты на транспортировку товаров, развитая сеть трубопроводов для поставки российской нефти и газа.

      В торговле России со странами Западной Европы в 90-е гг. сальдо экспортно-импортных операций было положительным для России, что обеспечивало значительную часть средств, необходимых для обслуживания внешнего долга страны. Причем положительное сальдо баланса торговли товарами с европейскими странами за период с 1992 г. по 1997 г. возросло почти в 2 раза и достигло 12,3 млрд. долл. Однако в торговле услугами с западноевропейскими странами Россия имеет дефицит торгового баланса.

      В структуре российского импорта, например, из Германии, Италии, Великобритании доминирует машинотехническая продукция. В частности, доля машин и оборудования, транспортных средств, электротехнических, химических и фармацевтических товаров  в импорте из Германии в 90-е гг. составляла 62-64%, что во многом определяется инвестиционной активностью немецких фирм в России.

           Значительно возросли также закупки  сельскохозяйственных и продовольственных товаров. В ближайшие годы Германия сохранит свои позиции одного из крупнейших партнеров России. Несмотря на последствия экономического кризиса, в начале следующего десятилетия можно ожидать увеличения, как объема взаимной торговли, так и изменения структуры экспортно-импортных операций.

      На  машинотехническую продукцию из Италии в 1997 г приходилось 52% стоимостного объема ввоза (разрозненное технологическое оборудование, металлорежущие станки, электротехническая продукция, изделия точной механики и оптики, легковые автомобили). Доля товаров народного потребления (мебель, обувь, одежда) составляет 20%, продовольственных товаров (вино, макаронные изделия, мясные консервы, фруктовые консервы и соки) - 10, химических и резинотехнических - 3,5, продукции черной металлургии - 3% Объем и динамика торговли в значительной степени определяются масштабами инвестиционного сотрудничества. В случае успешной реализации хотя бы части совместных проектов можно ожидать, что товарооборот в 1999 г. достигнет 8 млрд. долл. (экспорт - 4,3 млрд., импорт - 3,7 млрд.). При этом в структуре экспорта и импорта особых изменений не ожидается.

      Рост  поставок в Россию машин и оборудования из Великобритании во многом зависит  от предоставления ею кредитов для  финансирования инвестиционных проектов.

      Среди неевропейских промышленно развитых стран крупным торговым партнером России являются США. В 90-е гг. объем взаимной торговли увеличился почти в 3 раза - с 3,7 млрд. долл. в 1992 г. до 8.5 млрд. долл. в 1997 г., в том числе российский экспорт возрос с 0,8 до 4,5 млрд. долл. Положительное сальдо российско-американской торговли в 1997 г. составило 0,5 млрд. долл.

      В Россию ввозились из США в основном машинотехнические изделия, (доля их составляла более 40%) бульдозеры, дорожно-строительное оборудование, медицинские приборы и инструменты, насосы, а также оборудование для автомобильной, химической, текстильной, пищевой и других отраслей промышленности. Значительной товарной группой импорта являются мясо и пищевые субпродукты (15,6%), химические товары (9%).

      Динамика  российско-американской торговли определяется масштабами инвестиционного сотрудничества. Американские фирмы лидируют среди иностранных инвесторов по объему капиталовложений в экономику России. На начало в 1999 г. в Государственный реестр было внесено более 3 тыс. совместных российско-американских предприятий, или 18,8% общего количества зарегистрированных в России совместных и иностранных предприятий. Приоритетными отраслями вложений компаний США в России являются проекты в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах промышленности России, а также телекоммуникации.

Информация о работе Основные теории международной торговли