Основные теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в странах ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворить потребности населения.

Курсовая работа состоит из:

- содержания,

- введения,

- двух глав,

- заключения,

- глоссария,

- списка используемых источников,

- приложений.

Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. Первая глава раскрывает основные теории международной торговли: их образование, создателей и применение на практике. Вторая глава раскрывает место и роль России в мировой торговле.

Целями данной курсовой работы является понимание основных теорий международной торговли и рассмотрение торговых взаимоотношений России со странами Европы.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………………….….3
Основная часть
1. Основные теории международной торговли………………………………..……......6
1.1. Классическая теория международной торговли…………………………………6
1.2. Теория Хекшер-Олина……………………………………………………….…..11
1.3. Парадокс Леонтьева……………………………………………….……………..12
1.4. Неотехнологические теории………………………………………………..……14
1.4.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)……………………15
1.4.2. Теория «технологического разрыва»……………………………….…….16
1.4.3. Теория «цикла жизни продукта»………………………………….……...16
1.5. Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ……………..…18
1.6. Теория специализации производства……………………………………….…..19
1.7. Теория внешнеторговой деятельности фирм…………………………………...20
2. Место и роль России в мировой торговле…………………………………………...20

2.1. Основные торговые партнеры России…………………………………………..26

2.2. России Всемирная Торговая Организация……………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………...…………31

Глоссарий……………………………………………………………………………….34

Список использованных источников………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая Денис.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

      В число высокотехнологичных отраслей входят производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и  оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная  и ракетно-космическая промышленность.

      Развитие  наукоемких отраслей и стремительный  рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического  направления. Это направление представляет собой совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и противоречащих одна другой. 

      1.4.1. Теория снижающихся  издержек (эффект  масштаба) 

      Эта теория развилась на основе критики  и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным является предположение, что  развитые страны наделены факторами  производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства. 

                              
 

                        1.4.2. Теория "технологического разрыва" 

      В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами  производства и может быть вызвана  техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за этого технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.

      В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться. 

      1.4.3. Теория "цикла  жизни продукта"  

      Является  наиболее популярной теорией неотехнологического  направления. Она привлекла почти  всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

      На  первой стадии цикла, когда новый  продукт только начал производиться  первоначально для внутреннего  рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет  большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

      На  второй стадии - стадии роста, спрос  на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших  партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

      На  третьей стадии (зрелости) спрос  на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

      На  последней стадии цикла продукт  стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен  уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

      Такова  общая схема прохождения новым  продуктом "цикла жизни". Теоретики  данной модели не ограничиваются подобными  общими описаниями. Они считают, что  можно указать конкретные страны, условия которых максимально  соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.

      Теории  неотехнологического направления  отражают процесс радикальной перестройки  системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь "качества специализации". Пример НИС со всей очевидностью показывает, что экономический рост и активное участие в международном разделении труда решающим образом зависят от открытости национальных хозяйств. 

    1.5. Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ 

      В отдельном ряду стоит теория М. Портера  который считает, что теории Д. Рикардо  и Хекшера – Олина уже сыграли  свою позитивную роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последние десятилетия фактически утратили свое практическое значение, поскольку существенным образом изменились условия формирования конкурентных преимуществ, устраняется зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:

  1. факторы производства определенного количества и качества;
  2. условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры;
  3. наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;
  4. стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.

      Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая, и обусловливая, развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные события.  Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.

      Важную  роль в процессе формирования конкретных преимуществ отраслей национальной экономики, играет государство, хотя эта  роль различна на разных этапах данного  процесса. Это могут быть целевые  капиталовложения, поощрение экспорта, прямое регулирование потоков капитала, временная защита внутреннего производства и стимулирование конкуренции на первых этапах; косвенное регулирование через налоговую систему, развитие инфраструктуры рынка, информационной базы для бизнеса в целом, финансирование научных исследований, поддержка образовательных учреждений и т.д. Опыт показывает, что ни в одной из стран создание конкурентоспособных отраслей не обходилось без участия государства в той или иной форме. Это тем более актуально для переходных экономических систем, поскольку относительная слабость частного сектора не позволяет ему в короткий срок самостоятельно сформировать необходимые факторы конкурентного преимущества и завоевать место на мировом рынке. 

                  1.6. Теория специализации производства 

      В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

      Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим, очевидно, достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам. 

                  1.7. Теория внешнеторговой деятельности фирм

                

         В данной теории в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен: на внутрифирменные связи в настоящее время приходится около 70 % всей мировой торговли товарами и услугами, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала.

      Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами  и запасными частями, используемыми  при сборке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации.

                   2. Место и роль России в мировой торговле

 

      Удельный  вес СССР в мировой торговле достиг максимального уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно в 1990 г. по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю приходилось 15% мирового импорта зерна3.

      С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития. Эта динамика представлена в таблице: 

      Таблица. Рост внешней торговли России (в % к  предыдущему году) 

Показатели        1993 г        1994 г        1995 г        1996 г       
Товарооборот        97,3        114,4        118,8        104,6       
Экспорт        104,5        116,1        125,1        108,9       
Импорт        89,1        105,1        112,5        97,3       
 

      Показатели, приведенные в таблице, свидетельствуют, что по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт - более чем в 1,6 раза, а  импорт — примерно на 5%.

Информация о работе Основные теории международной торговли