Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:08, контрольная работа
Экономисты обратились к исследованию рынков, на которых доминировало небольшое число крупных фирм, а также к изучению деятельности этих фирм (как они управляются, как формируются цены на их продукцию, каковы их реальные цели, каковы препятствия для образования новых фирм, в чем находит выражение их рыночная власть и т. п.). Хотя развитие исследований в значительной степени стимулировали «чисто» теоретические работы Робинсон и Чемберлина, большинство исследований носило эмпирический характер.
Структура рынка
Количество
продавцов и покупателей
Дифференциация продукта Барьеры на вход Структура затрат Вертикальная интеграция Диверсификация |
Государственная политика
Налоги
и субсидии
Международные правила торговли Регулирование Контроль Антитрестовское регулирование Информационное обеспечение |
Поведение
Ценовая
стратегия
Продуктовая стратегия и реклама Исследования и инновации Инвестиции в производство Юридическая тактика |
Результативность
Рис. 1.1. Парадигма
«Структура-поведение-
На структуру рынка в свою очередь воздействует множество базовых условий. Например, со стороны предложения базовые структуроопределяющие условия включают размещение и собственность на основные виды сырья; характер соответствующей технологии (например, дискретный или непрерывный характер производства, высокая или низкая эластичность замещения факторов производства); вовлеченность рабочей силы в профсоюзное движение, длительность использования продукта, временные характеристики производства (например, производятся ли товары по заказу или поставляются со склада); затраты на единицу выпуска и т.д. Перечень наиболее важных базовых условий со стороны спроса должен по крайней мере включать ценовую эластичность спроса при различных ценах, доступность товаров-заменителей и перекрестную эластичность спроса на них, темпы роста и временные колебания спроса, метод осуществления покупок покупателями (например, по данному прейскуранту, путем закрытого аукциона или путем открытого торга) и рыночные характеристики продукта (например, дорогие, престижные товары, дешевые бытовые мелочи повседневного спроса или крупные товары длительного пользования)6. К другим базовым условиям можно отнести законодательную среду, в которой функционируют отрасли, а также доминирующие социоэкономические ценности деловой среды, такие, как, например, агрессивный индивидуализм или, наоборот, кооперация.
Как показывают сплошные стрелки на рис. 1.1, мы будем интересоваться в основном причинными связями, ведущими от структуры рынка и/или базовых условий к поведению фирм и к результату поведения фирм на рынке. Таким образом, мы попытаемся найти объяснения, позволяющие предсказать параметры итоговой результативности рынка (ultimate market performance) после анализа его структуры, базовых условий и поведения фирм. При рассмотрении в дальнейшем примера, приведенного в гл. 8, мы сможем увидеть, что современные технологии требуют капиталоемких производственных процессов, которые предполагают в краткосрочном плане высокие постоянные и низкие переменные издержки в структуре затрат. Это провоцирует агрессивную ценовую стратегию, даже в отраслях с небольшим числом продавцов, когда спрос неэластичен по цене, но цикличен, что в свою очередь серьезно влияет на уровень предельной нормы доходности и другие показатели результативности.
Конечно,
не все причинные связи соединяют базовые
условия и структуры с результативностью
рынка. Кроме того, существуют также важные
эффекты обратных связей (прерывистые
стрелки на рис. 1.1). Например, энергичные
НИОКР могут изменить отраслевую технологию,
а следовательно, и уровень издержек и/или
степень физической дифференциации продукта.
Ценовая политика продавцов может поощрять
вход фирм на рынок или выход с него, трансформируя
таким образом параметры структуры рынка.
В этом смысле параметры как базовых условий,
так и рыночной структуры являются эндогенными,
т.е. определяются всей системой отношений,
а не устанавливаются внешними силами.
Согласно некоторым концепциям, связи,
идущие от структуры к поведению и результативности,
оказываются настолько слабыми, а обратные
связи, влияющие на структуру, настолько
сильными, что возникают сомнения в достоверности
выводов структурно-поведенческо-
Таким
образом, парадигма «базовые условия—структура
рынка—поведение—