Основные проблемы теории рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Экономисты обратились к исследованию рынков, на которых доминировало небольшое число крупных фирм, а также к изучению деятельности этих фирм (как они управляются, как формируются цены на их продукцию, каковы их реальные цели, каковы препятствия для образования новых фирм, в чем находит выражение их рыночная власть и т. п.). Хотя развитие исследований в значительной степени стимулировали «чисто» теоретические работы Робинсон и Чемберлина, большинство исследований носило эмпирический характер.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

      Базовые условия

      Структура рынка

      Количество  продавцов и покупателей

      Дифференциация  продукта

      Барьеры на вход

      Структура затрат

      Вертикальная  интеграция

      Диверсификация

 

                Государственная политика

                Налоги  и субсидии

                Международные правила торговли

                Регулирование

                Контроль 

                Антитрестовское регулирование

                Информационное  обеспечение

 

      Поведение

      Ценовая стратегия

      Продуктовая стратегия и реклама

      Исследования  и инновации

      Инвестиции  в производство

      Юридическая тактика

      Результативность

Рис. 1.1. Парадигма «Структура-поведение-результативность» 

  На  структуру рынка в свою очередь  воздействует множество базовых условий. Например, со стороны предложения базовые структуроопределяющие условия включают размещение и собственность на основные виды сырья; характер соответствующей технологии (например, дискретный или непрерывный характер производства, высокая или низкая эластичность замещения факторов производства); вовлеченность рабочей силы в профсоюзное движение, длительность использования продукта, временные характеристики производства (например, производятся ли товары по заказу или поставляются со склада); затраты на единицу выпуска и т.д. Перечень наиболее важных базовых условий со стороны спроса должен по крайней мере включать ценовую эластичность спроса при различных ценах, доступность товаров-заменителей и перекрестную эластичность спроса на них, темпы роста и временные колебания спроса, метод осуществления покупок покупателями (например, по данному прейскуранту, путем закрытого аукциона или путем открытого торга) и рыночные характеристики продукта (например, дорогие, престижные товары, дешевые бытовые мелочи повседневного спроса или крупные товары длительного пользования)6. К другим базовым условиям можно отнести законодательную среду, в которой функционируют отрасли, а также доминирующие социоэкономические ценности деловой среды, такие, как, например, агрессивный индивидуализм или, наоборот, кооперация.

  Как показывают сплошные стрелки на рис. 1.1, мы будем интересоваться в основном причинными связями, ведущими от структуры рынка и/или базовых условий к поведению фирм и к результату поведения фирм на рынке. Таким образом, мы попытаемся найти объяснения, позволяющие предсказать параметры итоговой результативности рынка (ultimate market performance) после анализа его структуры, базовых условий и поведения фирм. При рассмотрении в дальнейшем примера, приведенного в гл. 8, мы сможем увидеть, что современные технологии требуют капиталоемких производственных процессов, которые предполагают в краткосрочном плане высокие постоянные и низкие переменные издержки в структуре затрат. Это провоцирует агрессивную ценовую стратегию, даже в отраслях с небольшим числом продавцов, когда спрос неэластичен по цене, но цикличен, что в свою очередь серьезно влияет на уровень предельной нормы доходности и другие показатели результативности.

  Конечно, не все причинные связи соединяют базовые условия и структуры с результативностью рынка. Кроме того, существуют также важные эффекты обратных связей (прерывистые стрелки на рис. 1.1). Например, энергичные НИОКР могут изменить отраслевую технологию, а следовательно, и уровень издержек и/или степень физической дифференциации продукта. Ценовая политика продавцов может поощрять вход фирм на рынок или выход с него, трансформируя таким образом параметры структуры рынка. В этом смысле параметры как базовых условий, так и рыночной структуры являются эндогенными, т.е. определяются всей системой отношений, а не устанавливаются внешними силами. Согласно некоторым концепциям, связи, идущие от структуры к поведению и результативности, оказываются настолько слабыми, а обратные связи, влияющие на структуру, настолько сильными, что возникают сомнения в достоверности выводов структурно-поведенческо-результативной парадигмы. Аргументы в пользу этого подхода будут приведены далее. Даже если данной парадигме будет вынесен относительно пессимистический приговор, она все равно полезна в качестве некоего инструмента для построения действенной теории на основе имеющихся фактов. Те же, кто сомневается в истинности парадигмы, могут принять ее в менее жесткой форме.

  Таким образом, парадигма «базовые условия—структура рынка—поведение—результативность» будет обеспечивать как предмет, так и контраргументы для последующего анализа. Книга построена на основе трихотомии: структура—поведение—результативность. За гл. 2 следует изложение основ будущего анализа, в гл. 3—5 описывается структура отраслей промышленности в США и за рубежом и исследуются определяющие ее факторы. В гл. 6—17 приводится анализ поведения фирм в области ценообразования, товарной стратегии и технологических инноваций. В гл. 18 оценивается итоговая результативность рынка. Так как контраргументы выдвигаются именно в такой последовательности, мы будем постоянно детально исследовать взаимодействия между базовыми условиями, структурой рынка и его результативностью. 

Информация о работе Основные проблемы теории рынков