Основные проблемы психологической теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Работа содержит 1 файл

МОЯ.docx

— 129.71 Кб (Скачать)

Введение

В данное время проблема эмоций стала довольно популярной. Она относится к числу крайне актуальных и крайне сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разрешенных. Причины надо искать не столько в субъективных факторах – в нежелании или неумении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем.

Абсолютно очевидно, что успешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно лишь при совместном усилии различных направлений психологической науки.

Трудности, появляющиеся при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их возникновения. Имеющиеся концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопросу: если для одних из них он является одним из многих, то для других - одним из центральных (как правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, П. К. Анохина, П. В. Симонова.1

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, появились в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость каких-либо условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Многие эмоциональные состояния свойственны человеку с рождения. Уже новорожденный способен испытывать страх при сильном звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие при ограничении движений и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Постепенно из этих «зародышей» и вырастает все богатство эмоций человека.

Значение проблемы эмоций вряд ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней.2

В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Но даже люди, принадлежащие  к разным культурам, способны безошибочно  воспринимать и оценивать выражение  человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

              Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

              В рамках данной работы попробуем изучить и проследить развитие психологических теорий эмоций. Теорий более десяти, планирую осветить все и сопоставить их.

            По настоящему психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.

             Несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последних десятилетий позволяют нам рассматривать эмоции во всем многообразии подходов к изучению данной проблемы, в самых различных ее аспектах.

 

 

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ     ПРОЦЕССОВ

Со времен Платона вся  психическая жизнь делится на три относительно самостоятельных  сущности: ум, воля и чувства или  эмоции.3

Если ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, то эмоции всегда возникают и действуют  помимо нашей воли и желания.

 

1.1 Общая характеристика эмоций

Термин «Эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. То есть эмоции – это переживаемое человеком отношение к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки – в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются  в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его  потребностей. Если наши потребности  удовлетворяются, то это вызывает у  нас положительные эмоции; то, что  препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные  эмоции.4

Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В своей книге «Human Emotion», появившейся в 1978 г., К.Э. Изард пишет, что до 80-х гг. XX века психология фактически игнорировала эмоции.5 

В настоящее время большинство  психологов считают, что эмоции –  это не простой феномен. И поэтому  существуют множество подходов к  определению «эмоции». Одни исследователи рассматривают эмоции как кратковременные явления. Другие же убеждены, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека. Другие же, напротив, говорят о том, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Но все, же все исследователи сходятся в одном – любое определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, характеризующие его:

1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции (импрессивный);

2) процессы, происходящие в нервной,  эндокринной, дыхательной, пищеварительной  и других системах организма (физиологический);

3) поддающиеся наблюдению выразительные  комплексы эмоции, в частности  те, которые отражаются на лице (экспрессивный).

Однако давайте  рассмотрим более подробно определение эмоций у различных исследователей.

1. Лебединский говорит о том,  что эмоции – одна из важнейших  сторон психических процессов,  характеризующая переживание человеком  действительности [6, с.134].

2. Эмоции в понимании П. К.  Анохина есть физиологические  состояния организма, имеющие  ярко выраженную субъективную  окраску и охватывающие все  виды чувствований и переживаний  человека – от глубоко травмирующих  страданий до высоких форм  радости и социального жизнеощущения  [1, с. 177].

3.Эмоциональные процессы, по Рейковскому,  – это специфический класс  процессов психической регуляции,  приводимых в действие факторами,  значимыми для индивида [10, с.465].

4. Эмоции – субъективные реакции  человека и животных на воздействие  внутренних и внешних раздражителей,  проявляющихся в виде удовольствия  или неудовольствия, радости, страха  и т.д.

5. Сопровождая практически любые  проявления жизнедеятельности организма,  эмоции отражают в форме непосредственного  переживания значимость (смысл) явления  и ситуаций и служат одним  из главных механизмов внутренней  регуляции психической деятельности  и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (Леонтьев, Судаков) [10, с.162].

 Веккер в своей книге “Психические процессы” говорит о том, что определения эмоций включают в свой состав понятие “отношения”, так как эмоции ближе всего связаны с отношениями субъекта к объектам, которые его окружают и входят в контекст основных жизненных событий [12, с.28].

Если рассматривать эмоции как  переживания событий и отношений  в противоположность когнитивным  процессам как знанию об этих событиях и отношениях, то это определение  будет недостаточно уже  хотя бы потому, что оно описывает эмоции в терминах именно видовых характеристик и не заключает в себе родового признака.

Веккер подводит нас к выводу о том, что “нет оснований строить  определение эмоций, выводя это понятие  за пределы объема концепта “отражение”  или противопоставляя и включая  в один видовой ряд понятия  “отражение”, “переживание”, “выражение”. “Эмоция” как вид, находясь в пределах своего ближайшего рода (психические  процессы), остается вместе с тем  и внутри более широкого объема концепта “отражение” [9, с.31].

Остановимся на следующем определении  данного психического процесса, которое  на наш взгляд более полно дополняет  суть исследуемого понятия.

Итак, эмоции – это особый класс  психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями  и мотивами личности. Эмоции выполняют  функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для  осуществления его жизнедеятельности [7, с.211].

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции эмоций

              Вопрос о функциях является ключевым и проходящим через всю психологию эмоций. В пределах данной главы я обозначу общие функции эмоций.

    На сегодняшний день нельзя отрицать связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Мы все хорошо знаем, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов дыхания, пищеварения, кровообращения, желез внутренней и внешней секреции  и др. Если человек будет много и долго переживать,  это вызовет нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще всего поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. Как результат одних переживаний человек краснеет, а других может бледнеть. Так проявляется регуляторная функция эмоций. В современной психологии выделяют несколько регуляторных функций эмоций:  отражательную (оценочную), побудительную (мотивирующую), приспособительную, переключательную, коммуникативную, подкрепляющую.

              Проведенный тщательный анализ взглядов на природу эмоций Н. Гротом (работа « Психология чувствований в ее истории и главных основах.» 1879—1880г.г.) и положения современных концепций позволяют заключить, что эмоции выполняют функцию  оценки (отражательную функцию)

              Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят мгновенную интеграцию, обобщают все виды деятельности, которые им выполняются, все это позволяет определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Как пример можно рассмотреть поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.

              Такие  способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми или через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.  Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

             Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побудительной функцией. Эмоция выявляет область поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию, в результате которого достигнется удовлетворение возникшей потребности или решится стоящая перед ним задача.

 Еще одна важная функция эмоций – приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа определяют значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Переключательная функция  эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Эта эмоция ярко выявляется в экстремальных ситуациях, где возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений и от личностных установок человека.

Информация о работе Основные проблемы психологической теории эмоций