Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью работы является анализ рынка труда, а также проблем безработицы и путей их решения.
Объектом исследования является рынок труда
Предметом особенности современного рынка труда, его направления, основные механизмы реализации на практике
Задачи:
· Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
· Выделить факторы, влияющие на рост безработицы среди определенных групп населения;
· Оценить состояние рынка на сегодняшний день.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рынок труда: занятость и безработица……………………………5
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда………………………...5
1.2 Сущность, виды и формы занятости…………………………………...…7
1.3 Сущность, формы и виды безработицы…………………………………11
Глава 2. Основные направления и реализации действии по обеспечению стабильности на рынке труда………………………………………………….16
2.1 Структура рынка труда………………………………………….……..16
2.2 Анализ деятельности правительства Москвы по сокращению и стабилизированию нынешней ситуации на рынке труда……………………..23
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере рынка труда………………………………………..……26
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………
В следующем году число безработных вырастет более чем в два раза. По прогнозу департамента труда и занятости населения города, который был представлен на вчерашнем заседании столичного правительства, этой осенью в городе может произойти очередной всплеск увольнений. Несмотря на мрачные прогнозы, департамент, по информации мэра Москвы Юрия Лужкова, освоил только треть выделенных ему из бюджета средств на создание новых рабочих мест. Впрочем, мэр уже нашел один рецепт для спасения рынка труда столицы: квоту на мигрантов в следующем году уменьшат до рекордных 200 тыс. человек.
Заседание
городского правительства было посвящено
принятию программы содействия занятости
населения Москвы на 2010 год. Глава
департамента труда и, таким образом,
занятости населения города Олег
Нетеребский ничем не смог обрадовать
руководство города. По прогнозу его
ведомства, число безработных в
регионе после наблюдавшейся
летом некоторой стабилизации на
рынке занятости осенью снова
возрастет. "В Москве еще есть
резервы для высвобождения
Генеральный директор "Финэкспертизы Консалтинг" Дмитрий Шустерняк полагает, что осенний всплеск безработицы в мегаполисе обусловлен объективными причинами: "Летом рабочих мест традиционно больше, экономика, преимущественно в сфере сервиса, живее, а главное — потерявшие весной работу москвичи не искали ее в летний период. А вот осенью они будут это делать".
В следующем году произойдет не легче, полагают в мэрии: общая численность безработных в среднегодовом исчислении составит по реалистическому варианту 150 тыс. человек. Диапазон крайних — оптимистического и, таким образом, пессимистического сценариев — 120— 180 тыс. человек. сегодня, по официальной статистике, в городе 60 тыс. безработных.
Юрий
Лужков остался недоволен
Впрочем, с формированием новых рабочих мест в городе тоже оказалось далеко не все в порядке. "На 2009 год вам было выделено 1,8 млрд рублей на создание 56,3 тыс. новых рабочих мест, на в данный момент вы создали только 29 тыс., а средств использовали лишь на 30%, — сообщил Лужков. — Я хотел сделать вам замечание по этой слабой части работы в конце заседания".
Тенденция
к сокращению занятых будет продолжаться
весь 2010 год". В качестве одной
из антикризисных мер Юрий Лужков
назвал радикальное сокращение квоты
на иностранную рабочую силу.
2.2
Анализ деятельности
правительства Москвы
по сокращению
и стабилизированию
нынешней ситуации
на рынке труда
Правительством
Москвы создан Межведомственный штаб
по вопросам занятости населения
и обеспечения стабильной ситуации
на рынке труда. На еженедельных заседаниях
штаба, с участием руководителей
органов исполнительной власти и
профсоюзов, рассматриваются вопросы
обеспечения стабильной ситуации в
отраслях экономики и на конкретных
предприятиях, соблюдения трудового
законодательства при высвобождении
работников, проблемы, связанные с
привлечением и высвобождением трудовых
мигрантов, другие вопросы, связанные
с минимизацией негативных явлений
на рынке труда, обеспечением социально-трудовых
гарантий. Реализуются мероприятия
по содействию в трудоустройстве
граждан, увольняемых из организаций
в связи с сокращением
Цель программы :принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе
Задачи программы:
1. повышение конкурентоспособности на рынке труда;
2. работников, находящихся под риском увольнения стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе общественных работ;
3. Закрепление на рабочих местах выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в целях приобретения опыта работы путем организации стажировки;
4. Основные мероприятия Программы в случае угрозы массового высвобождения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
5. Организация общественных работ в организациях города и на социально значимых объектах для сотрудников, находящихся под угрозой массового высвобождения;
6. Организация стажировки для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Уровень
регистрируемой безработицы по данным
Московской службы занятости населения
в городе Москве на конец 2008 года составил
0,35% экономически активного населения.
По данным Мосгорстата на конец декабря
2008 года 65,0 тыс. человек, или 1,0% экономически
активного населения, классифицировались
как безработные (по методологии
Международной организации
В
IV квартале 2008 года на рынке труда
города Москвы наметились следующие
негативные тенденции, свидетельствующие
об ухудшении экономической
1. рост численности сокращенных из организаций работников;
2. увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое высвобождение работников (ГОУ ВПО Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, ОАО МГТС Замоскворецкий центр услуг связи, ЗАО "Динамо-Плюс", ОАО "ММП им. В.В. Чернышева", ОАО "Квант", Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление, Московская северная таможня, Федеральная служба охраны РФ, войсковая часть N 1473);
3. введение режимов неполной занятости в организациях (ЗАО "Москабельмет", ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 13 ВОС", МОАО "Большевичка", ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ").
По состоянию на 31.12.2008 в службу занятости представили сведения о массовом высвобождении 1136 организаций.
Общая численность граждан, предполагаемых к высвобождению, составляет 26,4 тыс. человек.
Профессионально-должностной состав предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости), %:
1. доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 60,4 (57,5);
2. доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 41,8 (38,5);
3. доля инженеров в общей численности специалистов - 29,3 (26,5);
4. доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 65,5 (64,7);
5. в общей численности рабочих доля водителей - 8,6 (9,4); дворников, уборщиков - 10,0 (8,7); кладовщиков - 2,9 (3,5); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 9,0 (8,0).
Высокий образовательный уровень - также одна из характерных особенностей структуры предполагаемых к высвобождению москвичей. Показатели спроса и предложения на рынке труда города Москвы на конец 2008 года свидетельствовали о значительном превышении количества вакантных рабочих мест, находящихся в банке данных службы занятости, над численностью безработных граждан (22,9 тыс. человек). Однако в IV квартале сформировались негативные тенденции, которые уже привели к сокращению в этот период количества вакансий и увеличению численности безработных граждан, и они сохранятся на протяжении 2009 года. Сохранится и значительный дисбаланс спроса и предложения, который на конец года характеризовался следующими данными: 39% - вакансии для служащих, 61% - свободные рабочие места по рабочим профессиям.
В
связи с изменением ситуации на рынке
труда и предполагаемым увеличением
числа обращений граждан в
органы службы занятости Правительством
Российской Федерации принято решение
о снижении объемов привлечения
иностранной рабочей силы. Так, приказом
Минздравсоцразвития России от 26 декабря
2008 г. N 777н городу Москве квота на
выдачу иностранным гражданам
С целью уменьшения объемов привлечения в город иностранной рабочей силы московской службой занятости осуществлялась работа по:
1. взаимодействию с работодателями по уточнению реальных потребностей города в привлечении иностранной рабочей силы ввиду сокращения объемов производства, возникшего вследствие финансового кризиса;
2. активному направлению москвичей, граждан, находящихся под риском увольнения, на переобучение по наиболее востребованным профессиям, по которым планируется привлечение иностранных работников;
3. информированию государственных служб занятости населения субъектов РФ о свободных рабочих местах, на которые планируется привлечение иностранных работников.
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии городу Москве на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, средства города Москвы, средства работодателей.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 416,2 млн. руб., в том числе:
1. субсидия федерального бюджета - 386,1 млн. руб. (92,8% от общего объема финансирования);
2. средства бюджета города Москвы - 28,1 млн. руб. (6,7% от общего объема финансирования);
3. средства работодателей - 2,0 млн. руб. (0,5% от общего объема финансирования).
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
1. после прохождения опережающего профессионального обучения - не менее 1,5 тыс. человек;
2. на временных рабочих местах в рамках организации общественных работ не менее 13,1 тыс. человек;
3. на рабочих местах в рамках стажировки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования - не менее 9,8 тыс. человек.
Реализация
дополнительных мероприятий по снижению
напряженности на рынке труда
в рамках Программы позволит сдержать
рост безработицы в городе Москве.
Численность безработных
2.3 Практические
рекомендации по совершенствованию
программных мероприятий
в сфере рынка труда
Учитывая
сложность ситуации на рынке труда,
большие масштабы скрытой безработицы,
превышение спроса над предложением
рабочих мест, необходимо сосредоточить
внимание на решении следующих