Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5

1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5

1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

курсач на сдачу.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

     Профицит  республиканского бюджета за январь 2011 года составил 199,0 млрд. рублей.

     {сайт  минфина}

     Беларусь  за 2005-2010гг. демонстрирует реальные успехи в своем социально-экономическом  развитии. Страна является одним из мировых лидеров по доле социальных расходов в структуре ВВП, включая  финансирование затрат на повышение заработной платы, пенсий, создание рабочих мест и содействие занятости населения, социальную поддержку многодетных семей, малообеспеченных граждан, инвалидов. В то же время социальная политика государства ориентирована не только на увеличение материального достатка граждан, но и затрагивает комплекс разнообразных условий жизни человека - качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культуру межличностных отношений.

     Политика  Беларуси в области обеспечения  основных социально- экономических  прав и гарантий соответствует высоким  международным стандартам, что получило соответствующее признание в  мировом сообществе.

     Фундамент успешного развития страны - правильный выбор и последовательная реализация курса на формирование социально  ориентированной рыночной экономики, стремление к высоким стандартам жизни, забота о развитии человека, что в совокупности приводит к  существенным достижениям по сравнению  с другими государствами СНГ. Последовательная целенаправленная государственная  политика по повышению уровня жизни  людей позволила обеспечить за текущее  пятилетие рост реальных денежных доходов  населения на 75 %, заработной платы - на 59 %, пенсий по возрасту - на 58 %. В стране созданы возможности для того, чтобы люди своим трудом могли  обеспечивать себе и своим семьям приемлемый, растущий уровень дохода. Численность малообеспеченного  населения в республике сократилась  с 12,7 % в 2005 году до 5,4 % в 2010-м.

     {белорусский  экономический журнал}

     В отличие от первых пяти лет нового тысячелетия, закрепивших положительные  тенденции социально-экономического развития и выход страны по большинству  макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, второе пятилетие характеризуется достаточно сложными процессами в мировой экономике, которые определяются дальнейшей глобализацией  в виде финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов и его последствиями. Резкое снижение деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточение  условий доступа к кредитным  ресурсам большинства стран мирового сообщества привело к негативным тенденциям и в экономике Беларуси. Несмотря на это, мы даже в пик кризиса оставались одной из немногих стран, в которых ВВП продолжал расти. Сохранение в республике макроэкономической стабильности с выходом на ВВП по результатам 2009 года на уровне 100,2 % к 2008 году, превышение динамики основных макроэкономических показателей по отношению к значениям по странам СНГ в целом, реализация комплекса социальных мер, сохранение тенденции роста реальных денежных доходов населения, достаточно низкого уровня безработицы, социальной устойчивости белорусского общества подтверждает правильность выбранной модели развития.

     В ближайшем пятилетии предусматривается  повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего, за счет улучшения  использования факторных условий (интеллектуальный капитал и творческая активность народа, научно-технический  и инновационный потенциалы, природные  и трудовые ресурсы, производственная и социальная инфраструктура), а  также создания привлекательного инвестиционного  климата и благоприятных условий  для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо завершить институциональные преобразования, построение многоукладной социально ориентированной экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировых рынках.

     Основные  принципы реализации этих задач - взаимосвязанное, согласованное развитие социальной, экономической и экологической  сфер деятельности, обеспечение качественных характеристик экономического роста, максимально эффективное использование  всех видов ресурсов, снижение энергоемкости  ВВП и материалоемкости производства, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

     Социально-экономическая  политика предстоящего пятилетия объединяет принцип преемственности уже  достигнутых весомых результатов  и необходимость дальнейшего  прогресса, что позволит повысить темпы  развития экономики страны и учесть интересы и реальные потребности  белорусского народа с конкретных позиций  каждой из социальных групп: предпринимателей, наемных работников, лиц, находящихся на заслуженном отдыхе, молодежи, готовящейся принимать трудовую эстафету.

     Основной  целью социально- экономического развития страны на предстоящее пятилетие  является дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни  населения на основе совершенствования  экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

     В проекте Основных положений Программы  социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определены следующие  приоритетные направления:

  • развитие человеческого потенциала;
  • предпринимательство и инициатива;
  • инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
  • рост экспорта товаров и услуг; сбалансированность и эффективность внешней торговли;
  • устойчивое развитие регионов;
  • качественное и доступное жилье;
  • эффективный агропромышленный комплекс.

     Реализация  предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную  систему, быстро и результативно  внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой устойчивого экономического роста и повышения качества жизни  в стране.

     {бел. Экономический журнал}

     Таким образом, становление бюджетных  отношений в суверенной Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый после реформенные  годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой  системы молодого государства. В  последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

     В истекшей пятилетке бюджет уверенно справлялся с исполнением социальных обязательств государства перед  обществом. Решены главные задачи –  обеспечено планомерное повышение  оплаты труда в бюджетном секторе  и реализованы масштабные программы  развития социальной сферы. Это было не просто в условиях сокращения налоговой  нагрузки, падения доходов бюджета  вследствие экономического кризиса, необходимости  вливания значительных государственных  ресурсов в поддержку государственных  ресурсов в поддержку экономики. Реализация жесткой бюджетно-налоговой  политики, отказ от малоэффективных  расходов, единая стратегия и тактика  деятельности всех государственных  структур позволили добиться желаемых результатов.

     Однако  с каждым годом решать эти задачи становится сложнее. Рост «социального пакета» (заработная плата, льготирование  процентов по жилищному строительству, адресная социальная помощь), а также  расходы по погашению и обслуживанию государственного долга значительного  суют возможности бюджета по финансированию других статей. Эту тенденцию преодолеть будет не просто.

     В этой связи новый облик должна приобрести вся система бюджетных  организаций. Бюджетный сектор не должен быть статичным, он должен реформироваться  вместе с изменением экономической  ситуации.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать следующие общие  выводы.

     В экономической литературе фискальная политика рассматривается с различных  сторон. Некоторые источники утверждают, что это налоговая политика, которая  занимается формированием доходной части государственного бюджета. Другие называют фискальную политику бюджетно-налоговой  или налогово-бюджетной и трактуют, как систему государственных  заказов, налогообложения и трансфертных платежей. По своей экономической  сущности, фискальная политика является мерами, которые предпринимает правительство  по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, трансфертных платежей, субсидий с  целью регулирования деловой  активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения роста  цен. Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные  расходы.

     Бюджетно-налоговая политики может быть дискреционной, когда правительство сознательно изменяет размеры налогов и государственных расходов и недискреционной, когда происходит автоматическое изменение в налоговых отчислениях и размерах социальных выплат.

     Также бюджетно-налоговая политика может  быть сдерживающей и стимулирующей. Стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту. Поэтому особенно остро вопрос о выборе типа фискальной политики стоит в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда главными требованиями к ней являются достаточная гибкость, оперативность и адекватность экономическим реалиям государства.

     В суверенной Республике Беларусь становление  бюджетных отношений проходило  в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в  первый послереформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

     На  современном этапе, как и на более  ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании социально-экономических  процессов.

     В 2011 году бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышение благосостояния граждан, сохранить стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней. 
 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о работе Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования