Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5
1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Профицит республиканского бюджета за январь 2011 года составил 199,0 млрд. рублей.
{сайт минфина}
Беларусь
за 2005-2010гг. демонстрирует реальные
успехи в своем социально-
Политика Беларуси в области обеспечения основных социально- экономических прав и гарантий соответствует высоким международным стандартам, что получило соответствующее признание в мировом сообществе.
Фундамент успешного развития страны - правильный выбор и последовательная реализация курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики, стремление к высоким стандартам жизни, забота о развитии человека, что в совокупности приводит к существенным достижениям по сравнению с другими государствами СНГ. Последовательная целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни людей позволила обеспечить за текущее пятилетие рост реальных денежных доходов населения на 75 %, заработной платы - на 59 %, пенсий по возрасту - на 58 %. В стране созданы возможности для того, чтобы люди своим трудом могли обеспечивать себе и своим семьям приемлемый, растущий уровень дохода. Численность малообеспеченного населения в республике сократилась с 12,7 % в 2005 году до 5,4 % в 2010-м.
{белорусский экономический журнал}
В
отличие от первых пяти лет нового
тысячелетия, закрепивших положительные
тенденции социально-
В
ближайшем пятилетии
Основные
принципы реализации этих задач - взаимосвязанное,
согласованное развитие социальной,
экономической и экологической
сфер деятельности, обеспечение качественных
характеристик экономического роста,
максимально эффективное
Социально-экономическая
политика предстоящего пятилетия объединяет
принцип преемственности уже
достигнутых весомых
Основной
целью социально- экономического развития
страны на предстоящее пятилетие
является дальнейший рост благосостояния
и улучшение условий жизни
населения на основе совершенствования
экономических отношений, инновационного
развития и повышения
В проекте Основных положений Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определены следующие приоритетные направления:
Реализация
предусмотренных мер позволит сформировать
эффективную национальную инновационную
систему, быстро и результативно
внедрять самые передовые достижения
науки в производство, что станет
основой устойчивого
{бел. Экономический журнал}
Таким
образом, становление бюджетных
отношений в суверенной Республике
Беларусь проходило в достаточно
сложных условиях. Особенно ярко нестабильность
проявлялась в первый после реформенные
годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный
период является ключевым, т.к. именно
тогда были заложены основы бюджетно-налоговой
системы молодого государства. В
последующие годы роль фискальной политики
закрепилась и стала
В истекшей пятилетке бюджет уверенно справлялся с исполнением социальных обязательств государства перед обществом. Решены главные задачи – обеспечено планомерное повышение оплаты труда в бюджетном секторе и реализованы масштабные программы развития социальной сферы. Это было не просто в условиях сокращения налоговой нагрузки, падения доходов бюджета вследствие экономического кризиса, необходимости вливания значительных государственных ресурсов в поддержку государственных ресурсов в поддержку экономики. Реализация жесткой бюджетно-налоговой политики, отказ от малоэффективных расходов, единая стратегия и тактика деятельности всех государственных структур позволили добиться желаемых результатов.
Однако с каждым годом решать эти задачи становится сложнее. Рост «социального пакета» (заработная плата, льготирование процентов по жилищному строительству, адресная социальная помощь), а также расходы по погашению и обслуживанию государственного долга значительного суют возможности бюджета по финансированию других статей. Эту тенденцию преодолеть будет не просто.
В этой связи новый облик должна приобрести вся система бюджетных организаций. Бюджетный сектор не должен быть статичным, он должен реформироваться вместе с изменением экономической ситуации.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать следующие общие выводы.
В
экономической литературе фискальная
политика рассматривается с различных
сторон. Некоторые источники
Бюджетно-налоговая политики может быть дискреционной, когда правительство сознательно изменяет размеры налогов и государственных расходов и недискреционной, когда происходит автоматическое изменение в налоговых отчислениях и размерах социальных выплат.
Также бюджетно-налоговая политика может быть сдерживающей и стимулирующей. Стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту. Поэтому особенно остро вопрос о выборе типа фискальной политики стоит в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда главными требованиями к ней являются достаточная гибкость, оперативность и адекватность экономическим реалиям государства.
В суверенной Республике Беларусь становление бюджетных отношений проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый послереформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.
На
современном этапе, как и на более
ранних, бюджет играет значительную роль
в регулировании социально-
В
2011 году бюджетно-налоговая политика должна
быть ориентирована на стимулирование
высоких темпов экономического роста
и обеспечение повышение благосостояния
граждан, сохранить стабильность, устойчивость
и сбалансированность бюджетов всех уровней.