Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5
1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Если все статьи бюджета индексируются, то рост цен никак не влияет на реальный дефицит госбюджета. Но на практике так бывает не всегда, а значит, номинальные величины налогов растут быстрее, чем номинальные величины государственных расходов, т.е. при повышении цен номинальный объем дефицита госбюджета сокращается, причем в реальных цифрах это сокращение еще более значительно.
Рост номинальных процентных ставок повышает реальные расходы на погашение государственного долга. Вместе с тем увеличиваются и номинальные доходы государственных органов от повышения норм процента и учетной ставки банка, но в меньшей степени. Значит, повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
Из
сказанного следует вывод: налоговые
поступления автоматически
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика
[7 Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв, Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
, c 102-103].
Как говорилось ранее, фискальная политика может быть сдерживающей и стимулирующей. А также отмечалось, что сдерживающая фискальная политика обычно приводит к бюджетному излишку, или профициту, а стимулирующая приводит к возникновению дефицита бюджета.
Следует
подробнее описать понятие
Профицит
бюджета определяется, как превышение
доходов бюджета над его
[Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-3 (ред. от 20.12.2009). Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть.
, с 49].
Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них — повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счете — к сокращению объема выпуска.
Другой
способ — внутреннее и внешнее
долговое финансирование. Внутреннее
имеет место тогда, когда для
покрытия бюджетного дефицита осуществляются
выпуск и продажа государственных
ценных бумаг на открытом фондовом
рынке субъектам
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если национальные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового.
Третий способ покрытия бюджетного дефицита — денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком правительству кредитов для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции.
Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства, полученные от приватизации государственной собственности.
В странах с переходной экономикой для финансирования бюджетного дефицита применяется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги.
Долговое
финансирование бюджетных дефицитов
порождает государственный
Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами:
Внешний государственный долг может возникать по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний или путем продажи им государственных ценных бумаг.
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому, если внешний долг превышает приемлемый уровень, правительство принимает определенные меры, чтобы его уменьшить. К ним относятся: использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны, переоформление с согласия кредиторов кратко- и среднесрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга
[Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв, Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с., c 103-109].
Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики — эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные — в этом и состоит эффект вытеснения.
Существуют аргументы, доказывающие, что данному эффекту противостоит обратный, который его смягчает, а иногда может оказаться и сильнее. Он возникает вследствие двух причин: 1) когда стимулирующая фискальная политика приводит к росту деловой активности, оптимистическим ожиданиям инвесторов, которые в таких условиях могут увеличивать объем инвестиций, даже несмотря на некоторое повышение процентной ставки; 2) при анализе эффекта вытеснения исходят из предположения о неизменности объема сбережений (именно поэтому, если экономические субъекты покупают больше государственных облигаций, то они вынуждены приобретать меньше корпоративных бумаг). Однако экономический рост, вызванный экспансионистской фискальной политикой, сопровождается увеличением доходов, а значит и сбережений. Это позволяет одновременно наращивать инвестиции и увеличивать покупки государственных ценных бумаг.
Чтобы
получить возможность оценить
[Макроэкономика: Учеб. пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с., c 156].
Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о Государственном суверенитете БССР, концепции экономического суверенитета БССР, Основных положений перехода БССР к рыночной экономике и имел ряд особенностей. Он был утвержден 21 декабря 1990 г. и с этого времени не включался в состав никакого другого бюджета.
Бюджет
1991 года был отправной точкой в
создании самостоятельной бюджетной
системы, проведении коренных преобразований,
как в сфере бюджетных
В
целом, 1991-1992 гг. были ключевыми в
становлении бюджета
Что касается бюджетной системы Республики Беларусь, то ее особенности во многом предопределил принятый в июне 1993 г. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. Закон устанавливал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней; источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов и т.д. [Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие/ Т.В. Сорокина. – Мн. : БГЭУ, 2003 – 289 с, c 73].
Сбалансированность государственных финансов, поддерживаемая в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, объясняется рядом факторов, имевших как положительное, так и негативное влияние на экономику страны в целом. Прежде всего это сложившиеся в 1995—2000 гг. условия и особенности формирования доходной части бюджета. Можно выделить главные факторы, обеспечившие стабильные и достаточно высокие доходы бюджета:
-
приоритетное значение
- высокие темпы инфляции на протяжении всего анализируемого периода и отсутствие механизмов корректировки прямых налогов и сборов с учетом инфляции;
-
характерный для республики
Удельный вес косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих налоговых поступлениях на протяжении 1998—2000 гг. стабильно превышал 50 %. В общих доходах консолидированного бюджета их доля составляла не менее 42—47 % по сравнению с 22—23 % прямых налогов и сборов.
Такая высокая доля налогов с оборота безусловно обеспечивает высокие доходы бюджета в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предприятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах населения.
Проводимая в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности Государственного бюджета [Национальная экономика Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под. ред. В.Н. Шимова – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009 – 751 с.