Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5
1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5
1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правильное и четкое понимание принципов фискальной политики является главным инструментом в процессе стабилизации экономического развития страны.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюджетно-налоговой системы, ее функций и роли в макроэкономическом регулировании.
Для
достижения поставленной цели, на наш
взгляд, необходимо выполнить ряд
задач. Во-первых, охарактеризовать сущность
фискальной политики с различных
точек зрения, дать развернутое определение
данному понятию, а также выявить
ее функции в современных
Таким образом, предметом исследования в данной работе является фискальная политика, а объектом исследования является фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования
Государство
использует различные экономические,
финансовые, кредитно-денежные и административные
методы воздействия на экономику. Мероприятия
государства по мобилизации финансовых
ресурсов, их распределению и использованию
на основе финансового законодательства
страны называются финансовой политикой.
Данная политика складывается из двух
взаимосвязанных направлений
Под бюджетной политикой понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Учитывая причины возникновения дефицита бюджета и неоднозначность его влияния на экономику, экономическая теория выработала несколько концепций бюджетной политики государства.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, т.е. сальдо доходов и расходов равно нулю. До выхода в свет работ Дж.М.Кейнса этот подход считался основой здоровых финансов страны. Секвестр – приведение текущих расходов в соответствие с текущими поступлениями бюджета – базируется именно на данном теоретическом подходе. При более тщательном анализе этого подхода становится очевидным, что такое состояние бюджета значительно уменьшает эффективность фискальной политики государства. В результате попыток сбалансировать бюджет усилятся колебания национального дохода. Если во время спада, когда образуется дефицит бюджета, правительство захочет непременно его сбалансировать, то нужно будет сокращать расходы и повышать налоги. А это сдерживающие меры. Следовательно, спад еще больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для его ликвидации нужно повышать расходы, сокращая налоги. А это только «перегреет» экономику и спровоцирует инфляцию. Другими словами, ежегодно балансируемый бюджет блокирует действие встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Преодолеть эти противоречия позволяет второй подход, базирующийся на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла. Основная идея этого подхода состоит в том, что не нужно балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Государство, противодействуя спаду, будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема.
Еще одна концепция связана с так называемой идеей фискальных финансов. В соответствии с этим подходом главная цель финансовой политики государства – сбалансированная экономика, а не бюджет. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.
Определив
прерогативы бюджетной
Экономика. Университетский курс: учебное пособие/ П.С. Лемещенко, И.А. Лаврухина, Н.А. Мельникова, И.А. Руденков и др.; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. – Мн.: Книжный дом, 2007. -704с.: ил. Стр 467-474
Цели
фискальной политики, направленной на
сглаживание циклических
-
стабильного уровня
- полной занятости ресурсов;
- стабильного уровня цен.
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Государственные закупки товаров и услуг и трансферты – это расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения. {Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. Стр.446-447}
Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений T.
Так
как равновесный уровень
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Беларуси. {Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник/ Под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип.–М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с., стр 115-118}
Таким
образом, фискальная политика является
одним из основных инструментов экономической
политики государства. В рыночных условиях,
когда экономика имеет
После
Второй мировой войны фискальная
политика, опирающаяся на использование
государственного бюджета, стала основным
средством регулирования
Экономика. Университетский курс: учебное пособие/ П.С. Лемещенко, И.А. Лаврухина, Н.А. Мельникова, И.А. Руденков и др.; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. – Мн.: Книжный дом, 2007. -704с.: ил. Стр
467-474
Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:
Учитывая
данные допущения, проанализируем влияние
изменения государственных
Предположим, что первоначально совокупные расходы (АЕ) включали потребительские расходы , инвестиции I, государственные расходы , экономика находилась в равновесии в точке , равновесный доход (выпуск) –