Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5

1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5

1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

курсач на сдачу.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 3

     1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И  ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5

     1.1 Определение фискальной  политики. Ее цели  и средства. 5

     1.2 Краткосрочные и  долгосрочные цели  фискальной политики. 7

     2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСКРЕЦИОННОЙ И  НЕДИСКРЕЦИОННОЙ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9

     3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41 

 

      

     ВВЕДЕНИЕ

 

     В настоящее время наблюдается  значительное усиление роли бюджетно-налоговой  политики в экономическом регулировании  страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В  особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень  влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

     Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет  неосознанной и непоследовательной.

     Тема  фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правильное и четкое понимание принципов фискальной политики является главным инструментом в процессе стабилизации экономического развития страны.

     Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюджетно-налоговой системы, ее функций и роли в макроэкономическом регулировании.

     Для достижения поставленной цели, на наш  взгляд, необходимо выполнить ряд  задач. Во-первых, охарактеризовать сущность фискальной политики с различных  точек зрения, дать развернутое определение  данному понятию, а также выявить  ее функции в современных экономических  системах. Во-вторых, определить роль фискальной политики в государственном регулировании  экономики и его влияние на различные социально-экономические  процессы. В-третьих, показать, каким  образом происходило становление бюджетных отношений и налоговой системы в суверенной Республике Беларусь с начала рыночных преобразований, и каким образом при таких сложных условиях различные теоретические положения реализовывались на практике.

     Таким образом, предметом исследования в  данной работе является фискальная политика, а объектом исследования является фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования

 

     

     1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И  ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

     1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства.

     Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Данная политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области регулирования  бюджетных отношений (бюджетная  политика) и в области налогообложения  и регулирования структуры государственных  расходов с целью воздействия  на экономику (фискальная политика).

     Под бюджетной политикой понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а  также бюджетным дефицитом. Учитывая причины возникновения дефицита бюджета и неоднозначность его  влияния на экономику, экономическая  теория выработала несколько концепций  бюджетной политики государства.

     Первая  концепция базируется на том, что  бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, т.е. сальдо доходов и расходов равно  нулю. До выхода в свет работ Дж.М.Кейнса этот подход считался основой здоровых финансов страны. Секвестр – приведение текущих расходов в соответствие с текущими поступлениями бюджета – базируется именно на данном теоретическом подходе. При более тщательном анализе этого подхода становится очевидным, что такое состояние бюджета значительно уменьшает эффективность фискальной политики государства. В результате попыток сбалансировать бюджет усилятся колебания национального дохода. Если во время спада, когда образуется дефицит бюджета, правительство захочет непременно его сбалансировать, то нужно будет сокращать расходы и повышать налоги. А это сдерживающие меры. Следовательно, спад еще больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для его ликвидации нужно повышать расходы, сокращая налоги. А это только «перегреет» экономику и спровоцирует инфляцию. Другими словами, ежегодно балансируемый бюджет блокирует действие встроенных (автоматических) стабилизаторов.

     Преодолеть  эти противоречия позволяет второй подход, базирующийся на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла. Основная идея этого  подхода состоит в том, что  не нужно балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован  в ходе экономического цикла. Государство, противодействуя спаду, будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных  излишков в годы подъема.

     Еще одна концепция связана с так  называемой идеей фискальных финансов. В соответствии с этим подходом главная  цель финансовой политики государства  – сбалансированная экономика, а  не бюджет. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.

     Определив прерогативы бюджетной политики, государство приступает к непосредственной их реализации посредством фискальной политики. Фискальная политика – мероприятия, проводимые правительством в области  государственных расходов и налогообложения, направленные на регулирование деловой  активности и обеспечение полной занятости. []

     Экономика. Университетский  курс: учебное пособие/ П.С. Лемещенко, И.А. Лаврухина, Н.А. Мельникова, И.А. Руденков и др.; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. – Мн.: Книжный дом, 2007. -704с.: ил. Стр 467-474

     Цели  фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний  и стабилизацию экономики в краткосрочном  периоде, – поддержание:

     - стабильного уровня совокупного  спроса объема выпуска (ВВП);

     - полной занятости ресурсов;

     - стабильного уровня цен.

     Фискальную  политику проводит правительство. Ее инструменты  воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так  и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

     Инструментами фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета:

     - государственные закупки;

     - налоги;

     - трансферты.

     Государственные закупки товаров и услуг и  трансферты – это расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой  политикой. Изменение величины государственных  закупок товаров и услуг в  краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение  величины налогов и трансфертов  фирмам (субсидий) – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает  совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного  предложения. {Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. Стр.446-447}

     1.2 Краткосрочные  и долгосрочные  цели фискальной  политики.

     Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений T.

     Так как равновесный уровень национального  производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет T.

     Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики и  предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

     Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью  ограничение циклического подъема  экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Беларуси. {Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник/ Под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип.–М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с., стр 115-118}

     Таким образом, фискальная политика является одним из основных инструментов экономической  политики государства. В рыночных условиях, когда экономика имеет циклическое  развитие, с помощью фискальной политики государство может сгладить конъюнктурные  спады, тем самым не нарушив макроэкономическое равновесие. Данный вид государственного вмешательства в экономику имеет  весьма сильный эффект как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

     2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСКРЕЦИОННОЙ И  НЕДИСКРЕЦИОННОЙ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

     После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование  государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики  развитых стран. Повышение роли государственного бюджета было связано с ускоренным развитием общественного сектора  экономики. В связи с этим расширились возможности активного воздействия государства на воспроизводственный процесс в целом. В таких условиях кейнсианская теория рекомендовала правительственным органам в целях ускорения экономического роста оперативно осуществлять точную надстройку хозяйственного механизма, опираясь на принцип дискреции, который предполагает преобладание волевого, сознательного начала в управлении экономикой и сводит к минимуму стихийные формы проявления экономических процессов и явлений. Правительственные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п. Поэтому политика сознательного манипулирования налогами и правительственными расходами, получила название дискреционной политики.

     Экономика. Университетский курс: учебное пособие/ П.С. Лемещенко, И.А. Лаврухина, Н.А. Мельникова, И.А. Руденков и др.; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. – Мн.: Книжный дом, 2007. -704с.: ил. Стр

     467-474

     Рассмотрим  механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:

  1. государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;
  2. чистый экспорт равен нулю;
  3. уровень цен постоянен;
  4. первоначально в экономике не существует налогов;
  5. фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.

     Учитывая  данные допущения, проанализируем влияние  изменения государственных расходов на объем совокупного дохода.

     Предположим, что первоначально совокупные расходы  (АЕ) включали потребительские расходы , инвестиции I, государственные расходы , экономика находилась в равновесии в точке , равновесный доход (выпуск) – 

Информация о работе Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования