Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5

1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5

1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

курсач на сдачу.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

     

     Рисунок 2.1 Государственные закупки и равновесный совокупный доход  

     Допустим, что в связи со спадом производства правительство приняло решение  поддержать совокупный спрос за счет увеличения государственных закупок (рассмотрим сначала только этот элемент  государственных расходов). Оно осуществило дополнительные закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. р. . Подобные государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции, поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов также на 20 млрд. р., что обусловит сдвиг прямой вверх, на величину в положение . Совокупные расходы начнут превышать равновесный объем совокупного дохода . В ответ фирмы станут расширять производство.

     Данный  процесс будет продолжаться до тех  пор, пока не наступит равенство между  совокупными расходами и объемом  дохода (увеличение государственных  закупок стимулировало рост последнего). Новое положение равновесия будет  достигнуто в точке  при доходе . Расстояние по вертикали между кривыми и показывает величину государственных закупок, а расстояние между и — прирост совокупного дохода. Из рисунка 2.1 следует, что этот прирост превышает прирост государственных расходов, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора.

     Мультипликатор  государственных расходов (закупок) показывает изменение совокупного дохода (выпуска) в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле 

     Формула мультипликатора государственных  расходов аналогична формуле мультипликатора  инвестиций, так как данные компоненты совокупных расходов оказывают на экономику аналогичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода, и т.д. Следовательно, изменение государственных закупок приводит в движение такой же процесс мультипликации совокупного дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов тоже можно рассчитать по формуле 

     В период подъема экономики, когда  частные расходы достаточно велики и возможна инфляция, правительство  сокращает закупки товаров и  услуг. Снижение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема дохода (выпуска).

     Аналогично  изменению государственных закупок  на объем дохода (выпуска) влияют изменения  трансфертных платежей, которые являются составляющей государственных расходов. Однако эффективность их воздействия  на совокупные расходы, а значит и  на объем дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к  росту его доходов, но только часть  их, определяемую предельной склонностью  к потреблению , население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск аналогичен механизму, действующему при изменении налогов.

     Для того, чтобы государственные расходы имели стимулирующий эффект, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема выпуска, совокупного дохода. Реализация стимулирующей фискальной политики путем увеличения государственных расходов сопровождается ростом бюджетного дефицита.

     Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает колебания  совокупных расходов, совокупного спроса и экономические кризисы, добиваясь  более устойчивого роста объема национального производства.

     Как отмечалось выше, одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем  национального дохода введение автономного (аккордного) налога — налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении равновесное состояние достигалось в точке при доходе .

     Стремясь  снизить темпы инфляции в стране, правительство вводит автономный налог  с населения , равный 20 млрд. р. (, так как, согласно условиям, ранее налогов не существовало). Свой доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению . Примем ее равной 3/4. С учетом введение налога в 20 млрд. р. вызовет уменьшение потребления на 15 млрд. р., а сбережений — на 5 млрд. р. Совокупные расходы сократятся на такую же величину, как и потребление, т.е. на 15 млрд. р. Прямая сдвинется вниз, в положение . Уменьшение совокупных расходов будет сопровождаться сокращением совокупного дохода до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке при объеме дохода .

     

     Рисунок 2.2 Аккордные налоги и равновесный совокупный доход  

     Из  рисунка 2.2 следует, что расстояние между  и больше разницы между прямыми и по вертикали, равной 15 млрд. р. Данный факт свидетельствует о действии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов, и это объясняется тем, что изменение государственных закупок на 1 ден. ед. приводит к аналогичному изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на такую же величину сопровождается первоначальным изменением совокупных расходов на величину произведения . Поэтому мультипликатор налогов будет равен 

     Знак  «минус» объясняется тем, что  увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.

     Изменение реального дохода вследствие введения налога составит 

     По  приведенным выше формулам можно  рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансфертных платежей способствует их возрастанию.

     Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального  налога влияет на совокупные расходы  и доход (выпуск).

     

     Рисунок 2.3 Пропорциональные налоги и равновесный совокупный доход  

     Допустим, при нулевой налоговой ставке и совокупных расходах 
экономическая система будет находиться в равновесии в точке ; равновесный объем совокупного дохода составит (рисунок 2.3).

     Предположим, государство вводит пропорциональный подоходный налог, ставка которого равна  . Если доход населения до введения налога был , то после его взимания доход можно рассчитать так: . Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило , а теперь , т.е. новая предельная склонность к потреблению равна .

     Величина  определяет наклон кривой . Снижение этого показателя до приведет к уменьшению наклона кривой совокупных расходов, т.е. ее сдвигу в положение . Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что обусловит сокращение объема дохода с до . Расстояние, на которое сместилась вниз кривая совокупных расходов (равное отрезку ) при объеме национального дохода меньше, чем отрезок , т.е. имеет место мультипликационный эффект. Причем изменение совокупных расходов на 1 ден. ед. по-прежнему приводит к изменению дохода на величину, равную 

     Чтобы определить, на какую величину изменился  доход (выпуск) при введении налоговой  ставки , необходимо первоначальное сокращение совокупных расходов, равное отрезку , умножить на

     Определим, насколько сократились совокупные расходы в результате введения налога. Если сначала уровень дохода был  , то после изъятия налога доход уменьшился на , а потребительские расходы (следовательно, и совокупные) — на . Поэтому равновесный объем совокупного дохода (выпуска) сократился на следующую величину: 

     Подобный  анализ имеет место и в противоположном  случае, когда налоговая ставка снижается, а доход растет.

     Фискальная  политика, как правило, одновременно оперирует и расходами, и налогами государства. Особый интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закупки  и налоги на одинаковую величину. Сальдо государственного бюджета при этом не изменяется. Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально при совокупных расходах C равновесие достигалось в точке (рисунок 2.4). 

     

     Рисунок 2.4 Государственные закупки, налоги и равновесный совокупный доход

     Государство решило увеличить закупки товаров  и услуг на 20 млрд. р., что привело  к росту совокупных расходов также  на 20 млрд. р. и сдвигу кривой вверх, в положение . Точка равновесия переместилась из в  , объем совокупного дохода увеличился с до . Рассчитать его прирост можно следующим образом (примем равной 3/4): 

     Введение  автономного налога величиной 20 млрд. р. сдвинет кривую вниз, в положение . Сдвиг произойдет на величину 15 млрд. р., так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из  в  , а объем совокупного дохода уменьшится с до . Его сокращение можно рассчитать по формуле 

     Следовательно, в результате роста государственных  закупок совокупный доход увеличился на 80 млрд. р., а введение налога сократило  его на 60 млрд. р. Таким образом, одновременное  увеличение, государственных закупок  и налогов обусловило рост совокупного  дохода на 20 млрд. р., т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором, сбалансированного бюджета не зависит от предельной склонности к потреблению. Последнее можно доказать арифметически, если вычесть из прироста совокупного дохода, полученного за счет увеличения государственных расходов, величину его сокращения, обусловленного введением автономного налога. Общий результат составит 

     В противоположность дискреционной  фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных  расходов и налогов, существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой

      [7 Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв, Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.

     , c 93-101].

     Встроенный  стабилизатор – это любой механизм, который повышает бюджетный дефицит  правительства (или снижает его  бюджетный профицит) во время экономического спада и повышает бюджетный профицит правительства (или снижает величину его бюджетного дефицита) во время  инфляции, не требуя для этого специальных  действий политиков 

     [5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник. – 16-е изд./ пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940 с.

     , c 257].

     К встроенным стабилизаторам относятся  налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для  смягчения реакции экономики  на изменения выпуска товаров  и услуг, уровня цен и процентных ставок.

     Автоматическая  фискальная политика основана на автоматическом изменении суммы налоговых поступлений  и размера социальных пособий  при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает увеличение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная.

     Рассмотрим  влияние перемены экономических  условий на изменение уровня налогов  и трансфертных платежей. Увеличение реального выпуска повышает реальные доходы от всех основных источников налоговых  поступлений: подоходных налогов, отчислений на социальное страхование, налогов  на прибыль корпораций, налогов с  продаж и оборота. Одновременно сокращаются  расходы правительства на выплаты  трансфертных платежей (поскольку при  росте производства сокращается  количество безработных). С учетом этих обстоятельств можно сделать  вывод, что увеличение реального  ВВП сокращает дефицит государственного бюджета.

     Повышение цен также воздействует на доходы и расходы бюджета: увеличивает  номинальные доходы государства  от налогов при неизменном уровне выпуска и одновременно — номинальные  расходы бюджета (поскольку инфляция повышает цены на товары и услуги, приобретаемые  правительственными органами в рамках государственного заказа и по причине  отсутствия индексации трансфертных программ в зависимости от роста стоимости  жизни). Номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при повышении уровня цен, так что реальные расходы снизятся.

Информация о работе Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования