Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5
1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Рисунок
2.1 Государственные закупки и равновесный
совокупный доход
Допустим, что в связи со спадом производства правительство приняло решение поддержать совокупный спрос за счет увеличения государственных закупок (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило дополнительные закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. р. . Подобные государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции, поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов также на 20 млрд. р., что обусловит сдвиг прямой вверх, на величину в положение . Совокупные расходы начнут превышать равновесный объем совокупного дохода . В ответ фирмы станут расширять производство.
Данный
процесс будет продолжаться до тех
пор, пока не наступит равенство между
совокупными расходами и
Мультипликатор
государственных расходов (закупок)
показывает изменение совокупного дохода
(выпуска) в результате изменения расходов
государства. Его можно рассчитать по
формуле
Формула
мультипликатора
В период подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики и возможна инфляция, правительство сокращает закупки товаров и услуг. Снижение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема дохода (выпуска).
Аналогично
изменению государственных
Для того, чтобы государственные расходы имели стимулирующий эффект, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема выпуска, совокупного дохода. Реализация стимулирующей фискальной политики путем увеличения государственных расходов сопровождается ростом бюджетного дефицита.
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает колебания совокупных расходов, совокупного спроса и экономические кризисы, добиваясь более устойчивого роста объема национального производства.
Как отмечалось выше, одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога — налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении равновесное состояние достигалось в точке при доходе .
Стремясь снизить темпы инфляции в стране, правительство вводит автономный налог с населения , равный 20 млрд. р. (, так как, согласно условиям, ранее налогов не существовало). Свой доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению . Примем ее равной 3/4. С учетом введение налога в 20 млрд. р. вызовет уменьшение потребления на 15 млрд. р., а сбережений — на 5 млрд. р. Совокупные расходы сократятся на такую же величину, как и потребление, т.е. на 15 млрд. р. Прямая сдвинется вниз, в положение . Уменьшение совокупных расходов будет сопровождаться сокращением совокупного дохода до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке при объеме дохода .
Рисунок
2.2 Аккордные налоги и равновесный совокупный
доход
Из
рисунка 2.2 следует, что расстояние
между и больше
разницы между прямыми
и по вертикали, равной 15 млрд. р. Данный
факт свидетельствует о действии мультипликатора
налогов. Он меньше мультипликатора государственных
расходов, и это объясняется тем, что изменение
государственных закупок на 1 ден. ед. приводит
к аналогичному изменению совокупных
расходов, а изменение аккордного налога
на такую же величину сопровождается первоначальным
изменением совокупных расходов на величину
произведения . Поэтому мультипликатор
налогов будет равен
Знак «минус» объясняется тем, что увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.
Изменение
реального дохода вследствие введения
налога составит
По приведенным выше формулам можно рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансфертных платежей способствует их возрастанию.
Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и доход (выпуск).
Рисунок
2.3 Пропорциональные налоги и равновесный
совокупный доход
Допустим,
при нулевой налоговой ставке
и совокупных расходах
экономическая система будет находиться
в равновесии в точке ;
равновесный объем совокупного дохода
составит (рисунок 2.3).
Предположим, государство вводит пропорциональный подоходный налог, ставка которого равна . Если доход населения до введения налога был , то после его взимания доход можно рассчитать так: . Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило , а теперь , т.е. новая предельная склонность к потреблению равна .
Величина
определяет наклон кривой .
Снижение этого показателя до приведет
к уменьшению наклона кривой совокупных
расходов, т.е. ее сдвигу в положение
. Точка равновесия переместится из
Е1 в Е2, что обусловит сокращение
объема дохода с
до . Расстояние, на которое сместилась
вниз кривая совокупных расходов
(равное отрезку )
при объеме национального дохода
меньше, чем отрезок ,
т.е. имеет место мультипликационный
эффект. Причем изменение
совокупных расходов
на 1 ден. ед. по-прежнему
приводит к изменению
дохода на величину,
равную
Чтобы определить, на какую величину изменился доход (выпуск) при введении налоговой ставки , необходимо первоначальное сокращение совокупных расходов, равное отрезку , умножить на
Определим,
насколько сократились
Подобный
анализ имеет место и в
Фискальная
политика, как правило, одновременно
оперирует и расходами, и налогами
государства. Особый интерес представляет
случай, когда государство, имея сбалансированный
бюджет, увеличивает свои закупки
и налоги на одинаковую величину. Сальдо
государственного бюджета при этом не
изменяется. Проанализируем последствия
этих действий. Допустим, что первоначально
при совокупных расходах C равновесие
достигалось в точке
(рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 Государственные закупки, налоги и равновесный совокупный доход
Государство
решило увеличить закупки товаров
и услуг на 20 млрд. р., что привело
к росту совокупных расходов также
на 20 млрд. р. и сдвигу кривой вверх,
в положение . Точка равновесия переместилась
из в , объем совокупного дохода
увеличился с до .
Рассчитать его прирост можно следующим
образом (примем равной 3/4):
Введение
автономного налога величиной 20 млрд.
р. сдвинет кривую
вниз, в положение .
Сдвиг произойдет на величину 15 млрд. р.,
так как мультипликатор налогов меньше
мультипликатора расходов. Точка равновесия
переместится из
в , а объем совокупного дохода
уменьшится с
до . Его сокращение
можно рассчитать по
формуле
Следовательно,
в результате роста государственных
закупок совокупный доход увеличился
на 80 млрд. р., а введение налога сократило
его на 60 млрд. р. Таким образом, одновременное
увеличение, государственных закупок
и налогов обусловило рост совокупного
дохода на 20 млрд. р., т.е. мультипликатор
равен 1. Он называется мультипликатором,
сбалансированного бюджета не зависит
от предельной склонности к потреблению.
Последнее можно доказать арифметически,
если вычесть из прироста совокупного
дохода, полученного за счет увеличения
государственных расходов, величину его
сокращения, обусловленного введением
автономного налога. Общий результат составит
В
противоположность
[7 Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв, Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
, c 93-101].
Встроенный стабилизатор – это любой механизм, который повышает бюджетный дефицит правительства (или снижает его бюджетный профицит) во время экономического спада и повышает бюджетный профицит правительства (или снижает величину его бюджетного дефицита) во время инфляции, не требуя для этого специальных действий политиков
[5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник. – 16-е изд./ пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940 с.
, c 257].
К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Автоматическая
фискальная политика основана на автоматическом
изменении суммы налоговых
Рассмотрим
влияние перемены экономических
условий на изменение уровня налогов
и трансфертных платежей. Увеличение
реального выпуска повышает реальные
доходы от всех основных источников налоговых
поступлений: подоходных налогов, отчислений
на социальное страхование, налогов
на прибыль корпораций, налогов с
продаж и оборота. Одновременно сокращаются
расходы правительства на выплаты
трансфертных платежей (поскольку при
росте производства сокращается
количество безработных). С учетом этих
обстоятельств можно сделать
вывод, что увеличение реального
ВВП сокращает дефицит
Повышение цен также воздействует на доходы и расходы бюджета: увеличивает номинальные доходы государства от налогов при неизменном уровне выпуска и одновременно — номинальные расходы бюджета (поскольку инфляция повышает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках государственного заказа и по причине отсутствия индексации трансфертных программ в зависимости от роста стоимости жизни). Номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при повышении уровня цен, так что реальные расходы снизятся.