Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5

1.1 Определение фискальной политики. Ее цели и средства. 5

1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики. 7

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ И НЕДИСКРЕЦИОННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

курсач на сдачу.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

     , c 605].

     Все более весомым становится участие  государства в выработке и  реализации национальных приоритетов, в числе которых в начале текущего столетия можно выделить несколько  главных. Это в первую очередь:

     1) дальнейшая стабилизация экономического  роста, выработка сбалансированной  бюджетной политики;

     2) содействие росту производительности  труда через осуществление политики  льготного налогообложения инноваций,  а также бюджетной поддержки  фундаментальной науки, информационных  технологий;

     3) содействие развитию образования  и повышению квалификации рабочей  силы;

     4) обеспечение социальной функции  государства через оптимизацию  бюджетных программ пенсионного  и медицинского страхования, поддержка  семейных ценностей;

     5) реализации позитивного эффекта  от глобализации национальной  экономики;

     6) улучшение природной среды, совершенствования  экологического законодательства, выработка соответствующей политики  в связи с изменением мирового  климата.

     Совершенствование фискальной политики предполагает освобождение доходной части бюджета от тех  налогов и платежей, которые при  незначительной своей доле в доходах  требуют значительных затрат на администрирование.

     Следует весьма осторожно подходить к  практике введения дополнительных налогов  и сборов, относящихся на финансовые результаты предприятий. Необходимо помнить, что сиюминутная выгода для бюджета  сегодня может обернуться значительными  бюджетными потерями в будущем.

     В настоящее время чистая прибыль  является для большинства отечественных  предприятий наиболее реальным и  доступным источником инвестирования. Поэтому повышение основной ставки на прибыль (24%) не только негативно  отразится на эффективности работы предприятия, но и повлечет выманивание  собственных оборотных средств  и сократит инвестиционный потенциал, что в перспективе чревато  недопоступлением налогов в государственный бюджет.

     Некоторые эксперты указывают на следующую  проблему отечественной бюджетно-налоговой  политики: основная часть налогов  изымается в бюджет еще до реализации продукции, что не может позитивно  сказываться на объеме собственных  оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости.

     Основой финансового успеха любого субъекта хозяйствования является сбыт производственной продукции. По большому счету в цену реализованного товара включаются не только косвенные, но и прямы налоги, и все они в конечном итоге  оплачиваются потребителем. Следовательно, основными источниками поступления  налогов в бюджет являются доходы населения. И только налоги, «осевшие»  в нереализованной продукции  и потому не возмещенные потребителем, тяжелым бременем ложатся на финансовые результаты деятельности предприятия  и в ряде случаев ведут не только к сокращению прибыли, но и к выманиванию оборотных средств.

     Предположения отдельных специалистов по использованию  налога на имущества в качестве основной балансирующей статьи бюджета способны привести к тому, что для убыточных  и низкорентабельных предприятий, имеющих значительные основные фонды, этот платеж станет непосильной ношей. А убыточных предприятий, как  показывает статистика, в промышленности в 2007 г. было около четверти. Повышение  ставки налога на имущество может  привести к беспрецедентному выманиванию  оборотных средств малоэффективных  предприятий. В числе пострадавших от реализации такого подхода могут оказаться и крупные машиностроительные предприятия [Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А. Неверов. – Минск:БГЭУ, 2009. – 179 с.9, с 118-120].

     Наблюдается превалирующая доля косвенных налогов  в доходной части бюджета. Это  говорит о довольно низком уровне фискальной дисциплины. Однако анализ структуры доходов в динамике показывает, что их удельный вес  постепенно сокращается и возрастает значение прямого налогообложения. Это можно отметить как положительную  тенденцию в развитии бюджетных  отношений.

     Что касается расходов государственного бюджета, то здесь также намечаются некоторые  изменения. Несмотря на то, что бюджет сохраняет социальную направленность, налицо тенденция к снижению доли расходов на социальную сферу и, соответственно, увеличению расходов на национальную экономику и на финансирование государственного аппарата. Такие изменения в целом адекватны процессам, происходящими в мировой экономике, в частности, кризисных явлений в ведущих экономиках, удорожание энергоресурсов, увеличение отрицательного сальдо внешней торговли и т.д.

     Стоит также отметить бездефицитность исполнения бюджетов за 2006-2008 года, причем в 2006 г. профицит бюджета был весьма значительным (4,29% от расходной части). Особенностью является то, что на 2006-2008 года бюджет проектировался как дефицитный в целях стимулирования деловой активности, поддержания совокупного спроса, обеспечения высоких темпов экономического роста и т.д. Однако исполнялись они уже с профицитом. Такое исполнение достигалось путем перевыполнения плана по доходам в среднем на 1-2% и примерно таким же недовыполнением плана по расходам. В целом это можно отметить также как позитивное явление, т.к. основные макроэкономические показатели были доведены до прогнозных, были сохранены высокие темпы экономического роста, при этом удалось ликвидировать дефицит бюджета и тем самым предотвратить рост государственного долга.

     С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей  за парковку (стоянку) транспортных средств  в специально оборудованных местах.

     В целях компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с реализацией  указанных мероприятий по упрощению  налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС  с 18 до 20 процентов.

     Наряду  с перечисленными мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части  Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению  налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов  и сборов.

     За 2010 год в консолидированный бюджет поступило 48,8 трлн.руб. доходов, или 101% уточнённого плана. По сравнению  с 2009 г. поступления увеличились  на 2,2 трлн.руб. или на 4,6%. Расходы  консолидированного бюджета в 2010 году составили 53 трлн.руб., или 98,1 % годового плана. Дефицит – 4,2 трлн.руб., или 2,6 % ВВП, однако, сложившийся дефицит  бюджета не превышает экономически безопасного предела, установленного пятилетней программой (не более 3% ВВП).

     Кредиторская  задолженность по консолидированному бюджету на 1 января 2011 года составила Br621 млрд. и сохранилась на уровне начала 2010 года.

     Если  бы с 2008 года экономика страны не была втянута в мировой финансовый кризис, то, наверное, могли бы достичь  большего. В этот период правительство  и Национальный банк реализовали  программу по преодолению его  последствий. Удалось избежать глубокой рецессии, характерной для большинства экономик мира, стабилизировать макроэкономическую ситуацию. Проводимая в рамках программы с Международным валютным фондом дисциплинированная бюджетно-налоговая политика названа одним из ключевых инструментов стабилизации экономики и успешной реализации программы «стенд-бай».

     Наряду  с этим мы получили и определённые издержки:

  • отрицательную динамику и нарастание дефицита счёта текущих операций платёжного баланса;
  • связанную с этим необходимость увеличения государственных заимствований;
  • структурные изменения в бюджете, как следствие активной государственной поддержки экономики – рост удельного веса расходов на обслуживание и погашение долгов, включая местные, на удешевление процентных платежей по банковским кредитам, а также снижение доли капитальных расходов в общем объёме бюджета.

     Главным образом, эти макроэкономические издержки стали следствием недостаточной конкурентоспособности отечественных предприятий, нереализованных инвестиционных возможностей, сложностей быстрой адаптации конкретных производств к меняющимся внешнеэкономическим условиям.

     Поэтому принципиально важно в корне  изменить ситуацию с тем, чтобы подобные факторы риска не оказывали негативного  влияния на экономику страны. Для  этого проектом Программы социально-экономического развития на 2011-2015 годы среди важнейших  задач определены следующие:

  • качественно новое развитие страны;
  • рост благосостояния и условий жизни людей на основе инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

     Отсюда  и цели бюджетно-налоговой политики:

  • формирование благоприятного бизнес-климата для отечественных и иностранных инвесторов;
  • создание экономических стимулов для производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • устойчивая бюджетная сбалансированность за счёт оптимизации бюджетных обязательств по всей вертикали бюджетов – т.е. «жизнь по средствам».

     Всё это – факторы экономической  безопасности страны.

     Акценты в реформировании должны быть направлены:

  • на улучшение качественных характеристик налоговой системы;
  • завершение адаптации бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности;
  • развитие финансового рынка;
  • оптимизацию форм и объёмов государственной поддержки и экономики.

     В 2006-2010 гг. уже сделано немало:

  • отменены 26 налоговых платежей, снижены ставки по 4 налогам и сборам;
  • установлены ежеквартальные сроки уплаты основных налогов;
  • введена единая ставка подоходного налога с физических лиц;
  • упрощено взимание налогов на прибыль, на добавленную стоимость, недвижимость и экологического налога;
  • завершена кодификация налогового законодательства и введена в действие Особенная часть Налогового кодекса.

     Тем самым, сегодня полностью решён  вопрос со структурой налогов и количеством  налоговых платежей, которые соответствуют  стандартам развитых стран. Поэтому  можно с полной уверенностью заявить, что в рамках новой Программы  социально-экономического развития никакие  новые налоги вводиться не будут. В этом нет необходимости.

     Основу  современной белорусской налоговой  системы составляют 7 налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог за землю, экологический и  социальный налоги. Именно такой их перечень позволяет финансировать  государственные расходы на необходимом  уровне. Не создавая при этом ограничений  для экономического роста.

     Основное  внимание нам следует сконцентрировать на улучшение качества налоговой  системы. Достигаться это должно за счет придания ей очевидных стимулирующих  преимуществ и за счет упрощения  налогового администрирования.

     Уже со следующего года будет предложено вывести из-под налогообложения  инвестиции и инновации. От налога на прибыль будут полностью освобождены  средства, направленные на создание новых  и модернизацию действующих производств. Когда образованное  предприятие  или производство начнет приносить  прибыль, она будет освобождаться  от налога до полной окупаемости понесённых затрат. Это так называемый механизм переноса убытков на прибыли будущих  периодов – основа для привлечения  долгосрочных инвестиций.

     {Финансы  учёт аудит}

     За  январь 2011 года доходы республиканского бюджета  сложились в сумме 2,3 трлн. рублей, или 7,0 процентов годового плана.

     Налога  на прибыль поступило 243,6 млрд. рублей, или 10,5 процента годового плана. За январь 2011 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 901,9 млрд. рублей, или 6,7 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 511,6 млрд. рублей, или 7,0 процентов  годового плана.

     По  состоянию на 1 февраля 2011 года сумма  долгов плательщиков перед бюджетом составила 69,4 млрд. рублей и увеличилась  с начала года на 37,4 млрд. рублей.

     Расходы республиканского бюджета за январь 2011 года составили 2,1 трлн. рублей, или 5,4 процента годового плана.

     Из  них расходы на общегосударственную  деятельность составили 924,0 млрд. рублей (5,3 процента), национальной экономики  – 239,8 млрд. рублей (3,3 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 585,7 млрд. рублей (6,6 процента).

Информация о работе Основные направления фискальной политики в республике Беларусь и пути ее совершенствования