Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», их кривые, эластичность, а так же способы измерения.

Содержание

Введение ………………………....3
Глава 1. Спрос: понятие, кривая, факторы………………………..5
1.1.Понятие спроса и величина спроса………………………..…..5
1.2.Кривая спроса, факторы определяющие спрос………………......8
Глава 2. Предложение: понятие, кривая, факторы ...…………...14
2.1. Понятие предложения и величина предложения...……………....14
2.2.Кривая предложения, факторы определяющие предложение.15
Глава 3. Степень влияния факторов спроса и предложения и проблема
измерения..............................................................................................18
3.1.Эластичность спроса и предложения …………………………..18
3.2.Проблема измерения……………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсач)).doc

— 1.64 Мб (Скачать)

        В то же время кривая спроса  не выражает обратную функциональную  зависимость изменения цены под действием динамики спроса. В противном случае это означало бы, что с увеличением спроса цены падают. Это противоречит закону спроса, который гласит, что понижение цен вызывает рост спроса, а повышение спроса ведет к росту цен.

Поэтому для графического отражения  функциональной зависимости цены от спроса, то есть когда независимой переменной выступает спрос, а зависимость переменной – цена ,используют метод смещения кривой вверх и вправо  или вниз и влево. Это обусловлено тем, что функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее принимались в качестве постоянных  - это изменение величины доходов, вкусов и предпочтений покупателей, качества товара и т.п. Кривая спроса описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени. Их может быть очень много.

        Поэтому когда нам надо описать  общую ситуацию на рынке определенного  товара, то удобнее становится  пользоваться уже не термином  «величина спроса», а термином  «спрос». Различие между этими понятиями

легко уяснить, если знать, что каждое из них  – ответ на определенный вопрос.

        На вопрос владельца магазина: «Сколько товаров покупатели  готовы будут у меня приобрести  за месяц при цене, равной Х  рублей?»- ответом будет информация о величине спроса.

        Если же он поставит вопрос по-иному: «Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?», то ответом будет характеристика спроса покупателей на данном рынке.

        Многие потребители считают, что цена достаточно точно отражает качество товара. На самом деле зависимость «цена-качество» не является столь однозначной.

        Особое место занимает «эффект  Веблена», который означает покупку  товаров особого рода по престижным соображениям, что должно свидетельствовать о высоком положении, статусе покупателя. Престижная цена – цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то  особыми, непревзойденными свойствами или признаками.

Если  потребители перестанут воспринимать товар как уникальный, то кривая спроса неизменно вернется в исходное положение.

        И наконец, на динамику цен,  их уровень оказывает воздействие  эффект адаптивных информационных  ожиданий, который находит свое  проявление в нарастающем спросе  на продукты в условиях постоянного ожидания роста цен на них.

        Изучая механизмы работы рынка,  мы выяснили, что на формирование  спроса влияю, прежде всего,  полезность товара и его цена. Но, этого мало,для понимания развития  событий на товарном рынке.  Необходимо познакомиться и с другими факторами формирования спроса:

  1. тип товара;
  2. доходы покупателей;
  3. цены, дополняющие или заменяющие товары;
 
  1. ожидания  относительно динамики цен в будущем;
  2. численность и возраст покупателей;
  3. привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.

На спрос  также влияют сезонность, правительственная  политика, реклама.

                                                                                                                             

        Существуют разные виды товаров, для начала можно выделить 2 основных таких вывода: нормальные товары и товары низшей категории. Разграничение их в экономике проводится в зависимости от того, как величина спроса на рынках этих товаров реагирует на изменение доходов покупателей.

        Основную массу товаров образуют нормальные товары. Для них характерно то, что чем больше доходы людей, тем больше они готовы приобрести таких товаров,  то есть при росте доходов кривая спроса будет сдвигаться вправо – вверх. Особая разновидность нормальных товаров – товары престижного спроса. Это товары, которые люди покупают, чтобы продемонстрировать свой успех и благосостояние. Подобная модель поведения присуща людям всех стран и континентов, и Россия здесь не исключение. Главный признак качества таких товаров – высокая цена. И если бы эта цена была ниже, то товары сразу перестали бы привлекать любителей «демонстративного потребления» и спрос на них со стороны данной группы покупателей мог бы упасть.

          Но не все продавцы радуются  росту доходов. Иначе относятся к этому продавцы низшей категории. Отличительная особенность этих товаров состоит в том, что при росте доходов покупателей спрос на них может упасть. Типичными представителями этой категории товаров являются хлеб, картофель. Называя эти блага «товарами низшей категории» не имеется в виду, что они плохи сами по себе, просто люди покупают их в первую очередь. Поначалу эти товары  становятся важнейшим элементом расходов, едва доходы покупателей становятся больше, они сразу же стараются перейти к потреблению более полезных и качественных благ.

      Далее рассмотрим, как влияют  на спрос остальные факторы  его формирования:

  1. доходы покупателей и спрос. При росте доходов покупатели обычно предъявляют большой спрос на ранее недоступные им товары. Рост величины спроса вызывается и улучшением качества товара. Такова обычная логика поведения покупателей на рынках нормативных товаров.
  2. Взаимозаменяемые и дополняющие товары.

    Взаимозаменяемые  товары – это группа товаров, удовлетворяющих  аналогичные потребности. Например, различные средства для  стирки, те или иные виды прохладительных напитков и т.д. В случае если значительно увеличится цена на стиральные порошки, спрос на мыло вырастет, т.к. оно окажется относительно дешевле. Тогда кривая спроса на мыло сдвинется вправо. При уменьшении цены на «Кока-колу» спрос на «Фанту» переместится влево.

    Дополняющие товары – это, товары которые не могут потребляться один без другого. Примерами дополняющих товаров  могут служить фотоаппараты и  пленка, DVD и диски, теннисные ракетки и мячи и т.д. Если увеличится цена на теннисные ракетки, то спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса сдвинется влево.

    3) ожидания  относительно динамики в будущем.  Этот фактор особенно сильно  проявляется в тех случаях,  когда люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше , чем предсказывает кривая спроса. И хотя здесь на первый взгляд наблюдается нарушение стандартной связи между ценой и спросом, на самом деле это не так. В данном случае спрос формируется с некоторым заглядыванием в будущее: хотя нынешняя цена покупателю кажется слишком высокой для товара с такой полезностью, но они опасаются, что завтра за него придется платить больше. И тогда покупают этого товара больше сегодня, чтобы покупать его поменьше завтра.

4) численность, возраст  покупателей. Его действие состоит в том, что даже при том же самом среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо - вверх). Нетрудно проследить и влияние на спрос возрастной структуры населения. Например, старение населения в европейских странах и Росси ведет не только к снижению спроса из-за того, что всё большая часть населения живет на скромные пенсионные доходы, но и к изменению товарной структуры спроса. Стране с пожилым населением не нужно столько детских и молодежных товаров, зато необходим мощный рынок фармацевтических товаров и мед. услуг.

5) вкусы и предпочтения потребителей. Этот фактор формирования спроса очень изменчивый. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода. Закономерности проявления данного фактора настолько мало поддаются изучению методами экономической науки, что экономисты полностью передали эту проблематику психологам, этнографам и специалистам по маркетингу.

Но забывать об этом факторе экономической науке  невозможно, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков.

Например, в последние десятилетия рост интереса людей к профилактике заболеваний  породил огромные рынки «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики». А возросшее внимание к проблемам экологии поставило на грань гибели производство одежды из натуральных мехов и вызвало расцвет индустрии искусственного меха. 
 
 
 
 

Глава ΙΙ. Предложение: понятие, кривая, факторы.

2.1. Понятие  предложения и величина предложения.

        Покупатели – лишь одна сторона  рынка. На другой его стороне  те, кто призван удовлетворить  их спрос,- многочисленные производители  и продавцы продукции. Их действия  формируют предложение.

       Предложение – это количество  товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.

Собираясь заняться бизнесом, предприниматель  должен применить свои знания и способности  в каком-то определенном деле. Например, предприниматель имеет склонность к кондитерскому делу. Но прежде чем его желание приведет к появлению реальных тортов на прилавках магазинов, ему нужно убедиться, что для этого у него имеются необходимые условия. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Это значит, что прежде, чем начать свой бизнес, предприниматель должен установить, что его затраты будут ниже, чем существующие на рынке цены на товар. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли.

        Теперь рассмотрим, от чего же  зависит величина предложения.  Так же как и величина спроса, она будет определяться величиной  цены. Если мы проведем опрос  группы продавцов однородной  продукции, мы сможем составить  шкалу предложения.

        Определяя величину предложения,  нужно так же, как и при выявлении  величины спроса, фиксировать место  и время покупок и продаж  товаров, так как в другое  время или в каком-либо ином  месте тем же значением цен  может соответствовать иной объем  предложения. Следовательно, величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время. 
 
 

2.2. Кривая  предложения, факторы определяющие  предложение.

  Зависимость  между ценой и объемом предложения можно изобразить графически (см. рис 2).

Полученная  на графике кривая SS называется кривой предложения. Каждая точка этой кривой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения. При этом кривая предложения имеет, в отличии от кривой спроса, положительный наклон, который свидетельствует, что между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует действие закона предложения.

        Зависимость между ценой и объемом предложения (рис. 2)

Кривая  предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения. Например, точка А показывает, что цене 15р. Соответствует объем предложения 10 шт. товара, цене 30р. – 30 шт. и т.д. Повышение цены будет сопровождаться движением соответствующей точки вверх, например от точки А до точки В.

         Закон предложения гласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).

Таким образом, согласно закону предложения, с ростом цены товара величина предложения  растет, а уменьшение его цены вызовет  падение объема предложения.

        Чем объясняется действие закона  предложения? Чтобы ответить на  этот вопрос, т.е. обосновать достоверность закона предложения, мы можем выдвинуть следующие аргументы.

1. Когда  цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и предприниматели из других отраслей, изымая капиталы из менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит объем предложения.

2. Рост  объема предложения связан с  ростом цены товара еще и  потому, что производство каждой  дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена товара. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной, дополнительной, единицы продукции.

В реальной жизни предложение изменяется не только под влиянием изменения цены производимого товара. Существует и  ряд факторов, вызывающих рот или  уменьшение предложения, которые не связаны с изменением цены данного товара

Информация о работе Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения