Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:33, реферат
Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого вза¬имодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть опи¬саны все экономические процессы.
Введение
1. Закон спроса. 2
2. “Парадоксы” закона спроса. 5
3. Инфляция и спрос. 6
4. Дополнительные затраты. 7
5. Временное пространство закона спроса. 7
6. Ценовая эластичность спроса. 8
7. “Величина” спроса и “сам” спрос. 10
8. Закон предложения. 11
9. Заключение. 14
Литература
Основная теория спроса и предложения
План
Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.
Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.
В экономической науке нет, пожалуй, более детально разработанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложения.
Предметом анализа в данной лекции является “классический локальный рынок”, на котором представлено множество конкурирующих покупателей и продавцов однокачественного товара и отсутствует государственное вмешательство (сегодня этим требованиям больше всего соответствует рынок ценных бумаг).
Спрос — магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине “душа” экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, по и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.
Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают “потребность” и “спрос”.
Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии па прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о “плюсах” и “минусах” ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.
В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.).
Итак, спрос — это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная купля, но сосгоится она
или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли — благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука (“маркетинг”) озабочена одним — как помочь “спросу” превратиться в реальную “куплю”.
Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd ) существует обратная зависимость. Qd = f(l/P), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.
Закон спроса
имеет общепринятое в экономической
теории графическое изображение (см.
график 6.1).
Цена (Р)
величина спроса (Qd)
Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?
1. Самое
очевидное заключается в том,
что удешевление товара делает
его доступным для тех
2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.
Проще всего предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность, и вот теперь, благодаря снижению цены, доводит размер спроса до реальной потребности.
Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки закона спроса, поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности, т. е. не соответствует требованию “прочих равных условий”. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех “эффектов”, возникающих при снижении цены на товар.
А. “Эффект роста выгоды”. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т. е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.
В. “Эффект дохода”. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, — но только покупкой этого подешевевшего товара!
С. “Эффект замещения”. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая “другие” товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, — как и рост цены.
Закон спроса - ВЕЛИЧАЙШИЙ
ЗАКОН РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ибо он
придает поведению покупателей
и продавцов ОБЪЕКТИВНУЮ
Закон спроса важен
и тем, что показывает достижение
экономикой данной страны высокого уровня
развития — ведь спрос может “благодарно”
увеличиваться при снижении цены или “возмущенно”
уменьшаться при росте цены
только при отсутствии
дефицита; там же, где дефицит, мнение
покупателя не важно, все диктует производитель;
а ведь подлинный рынок — это равноправие
спроса и предложения.
Но действительно ли обратная зависимость величины спроса от уровня цены имеет характер “закона”? Разве не встречаются противоречащие этому факты? Конечно, встречаются, по парадокс состоит в том, что их объяснение также укладывается в рамки закона спроса, а это значит, что обратная зависимость величины спроса от динамики цены действительно является объективным экономическим законом.
Объясним ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Оказывается, что она лишь внешне противоречит закону спроса. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра — экономией на не покупке по еще большей цене.
Следовательно, причиной повышенных закупок является не сам по себе рост цены (с чего бы он вдруг стимулировал рост объема покупок?), а ожидание, предположение, что раз наметилась такая тенденция, то следует ожидать еще большего роста цены на данный товар. Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра, — вот смысл первого “парадокса”, и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса.
Таким образом, рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большею роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его
ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков и т. п.
Отсюда мы должны сделать важный вывод: на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем, т. е. не только реальная, но и ожидаемая цена. А это значит, что социально-психологическое умонастроение становится экономическим фактором. Более того, величина прироста спроса при росте цены количественно показывает степень “инфляционной” паники в обществе.
Если нас чему-то научил предыдущий случай, то теперь нетрудно понять, почему снижение цены может вызвать не увеличение спроса, как того, казалось бы, требует закон спроса, а напротив, — стимулировать его падение.
Вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз “вниз”, и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены; укладывается ли такое поведение потребителя в логику закона спроса? Конечно: чем ниже цены, тем выше величины спроса, — но завтра, коль скоро обозначилась тенденция к снижению цены.
Третий “парадокс” — это устойчивый, “не реагирующий” спрос на традиционно дорогие товары. Уж тут, казалось бы, закон спроса не при чем. На самом же деле перед нами — разновидность первого случая: эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (таковы, например, покупки золота, драгоценностей, мехов, земли, домов, картин, изделий прикладного искусства). Поскольку эти товары устойчиво дорогие, т. е. их цена имеет тенденцию к возрастанию, то это — та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары. И это соответствует логике закона спроса.
В современных условиях действие закона спроса испытывает сильное влияние инфляции.
Инфляция — это обесценение денег, падение покупательной способности денежной единицы. Если — в силу ряда причин — на не изменившееся количество товаров приходится, например, вдвое больше, чем прежде, денежных знаков, то понятно, что теперь на единицу товара приходится две денежные единицы. А это значит, что теперь каждая денежная единица обладает половинной, чем прежде, покупательной способностью. В итоге за единицу товара приходится платить две денежные единицы, что нами воспринимается за удвоенные цены. На самом же деле происходит удвоение наших расходов (если доходы не изменились), сама же реальная цена товара не изменилась, ибо теперь две денежные единицы стоят столько же, сколько ранее одна.