Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», их кривые, эластичность, а так же способы измерения.

Содержание

Введение ………………………....3
Глава 1. Спрос: понятие, кривая, факторы………………………..5
1.1.Понятие спроса и величина спроса………………………..…..5
1.2.Кривая спроса, факторы определяющие спрос………………......8
Глава 2. Предложение: понятие, кривая, факторы ...…………...14
2.1. Понятие предложения и величина предложения...……………....14
2.2.Кривая предложения, факторы определяющие предложение.15
Глава 3. Степень влияния факторов спроса и предложения и проблема
измерения..............................................................................................18
3.1.Эластичность спроса и предложения …………………………..18
3.2.Проблема измерения……………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсач)).doc

— 1.64 Мб (Скачать)

1. Изменение в технологии производства. Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда и, следовательно, предложение товара вырастет, кривая предложения сдвинется вправо.

2. Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдвинется влево.

Дотации – это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо  отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

3. Цены  на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других товаров. Так, повышение цен на йогурт переключит производителей  с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, кривая его предложения сдвинется влево.

4. Рост  числа производителей. Увеличение  количества фирм, производящих однородный  товар, ведет к росту предложения  и сдвигает кривую предложения  вправо.

5. Ожидания  изменения цен. В условиях инфляции  ожидание повышения цен по-разному  отразится на поведении фирмы в кратковременном и долговременном периодах.

В кратковременном  периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%дороже. Следовательно, в  кратковременном периоде предложение  сократится, и кривая предложения сдвинется влево.

В долговременном же периоде небольшая инфляция будет  стимулировать рост производства, т.к. повышение цен будет приносить  фирмам больше прибыли. Кривая предложения  будет сдвигаться вправо. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Степень влияния факторов спроса и предложения и                                                   проблема измерения.

       3.1.Эластичность  спроса и предложения.

        Возможность возникновения трудностей при сбыте товаров заставляет любого продавца изучать спрос на своем рынке сбыта и прогнозировать реакцию покупателя на те или иные изменения цен и величин предложения товаров. В решении этой задачи помогает информация о степени эластичности спроса по цене.

 Ценовая эластичность спроса – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги.

     Eс=ΔQ/ΔP ,               где  Eс – эластичность спроса по цене

                                               ΔQ – изменение спроса, %

                                               ΔP – изменение цены, %

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает на сколько % изменится объем спроса, при изменении цены на 1 %

Коэффициенты  эластичности позволяют разбить  все товары на две группы:

1. Товары эластичного спроса (предметы роскоши), для которых Е > 1

2. Товары  неэластичного спроса (товары первой  необходимости), Е < 1

        С помощью коэффициента эластичности  можно найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Механизм поиска такого решения несложен и состоит в расчете того, насколько изменяется величина спроса и выручка от продаж при изменении цены. Выручка от продаж – это денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили.

         Если речь идет о товаре неэластичного спроса, то повышение цены на него приведет к росту выручки от продаж, потому что количеств покупок сократится в меньшей степени, чем возрастает цена. Если же мы имеем дело с товаром эластичного спроса, то результатом повышения цены может стать не рост, а, напротив, падение выручки фирмы.

        Поэтому продавцам приходиться  постоянно  следить за рынком и искать те соотношения качества и цен, которые в наибольшей мере устроят потребителей и позволяют производителям соответственно получить наибольшую выгоду от своей коммерческой деятельности .

Уровни  коэффициента эластичности определяют три главных фактора:

  1. наличие товаров-заменителей (Чем > товаров-субститутов, тем > эластичность спроса)
  2. размер доходов покупателей ( Чем > места в бюджете занимают расходы на данный товар, тем > эластичность)
  3. временной фактор (Чем длительнее период времени, в течение которого потребитель может выбрать товар, тем > эластичность)

Таким образом различают:

1. Эластичность спроса по цене (информация о том, на сколько чувствителен спрос на производимую продукцию к изменению цены)

2.Эластичность  спроса по доходу (диагностика фирм и отраслей; позволяет определиться куда лучше инвестировать средства, когда доходы потребителей растут или наоборот сокращаются)

3. Перекрестная  эластичность (выражает степень чувствительности спроса на определенный товар при изменении цены на другой; определение круга конкурентов; определение факта монополизации)

Подводя итоги, можно сделать вывод, что  проблема изучения спроса – это  не только проблема покупателей и  продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производственные товары.

Спрос интересует и государственные органы. Понимание закономерностей формирования эластичности спроса на отдельные товары  давно нашло практическое воплощение, например, в деятельности государственных  налоговых служб. Обнаружив, что  спрос на некоторые товары, в частности на соль, табак, алкоголь, весьма малоэластичен, правительства разных стран издавна устанавливают на такие товары специальные налоги, добавляемые к цене – акцизы. И хотя эти налоги повышали цены «акцизных товаров», но спрос и объемы продаж от этого практически не падали, зато резко возрастали налоговые поступления в казну государства.

        Если ценовая эластичность спроса  – это реакция покупателей  на изменение цены, то ценовая эластичность предложения – это реакция на изменение цены со стороны производителей.

Ценовая эластичность предложения – показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара при изменении цены товара на 1 %.

Коэффициент ценовой эластичности предложения  рассчитывается аналогично тому, как рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене: Eps=ΔQ/PΔ· P1+P2/Q1+Q2,

Где Eps - коэффициент ценовой эластичности предложения; Q – изменение объема предложения; ΔP – изменение цены.

Предложение эластично, если при изменении цены на 1% его объем изменится более чем 1 %.

Предложение неэластично, если при изменении  цены товара на 1 % объем его предложения  изменится менее, чем на 1 %.

     При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице (рис.3)

Рис. 3. Варианты эластичности предложения

Варианты  эластичности предложения:

кривая  А — единичная эластичность;

кривая  В — эластичное предложение;

кривая  С — неэластичное предложение              

    Эластичность  предложения в краткосрочном  периоде:

Представим  себе, что для продажи привезли 6 тонн зрелых томатов. Поскольку томаты – продукт скоропортящийся, продавец заинтересован продать их как можно быстрее. Так что в краткосрочном периоде продавцы не в состоянии отреагировать на выросшие цены увеличением объема  предложения и, располагая в данный момент шестью тоннами томатов, они не смогут продать ни на 1 кг больше. Предложение в краткосрочном периоде окажется совершенно неэластичным по цене (см.рис 4)

Рисунок показывает, что как бы ни изменилась цена, объем предложения остается постоянным. Поэтому он представляет собой линию, которая проходит перпендикулярно  оси абсцисс.

    Совершенно  неэластичное предложение в краткосрочном периоде (рис.4)

    Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

    Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

    3.2. Проблема измерения.

       Измерения спроса и предложения  выступают важным инструментом  экономического анализа и имеют  практический смысл, так как  оказывают непосредственное влияние  на торговую выручку от продаж товаров. 
Интенсивность такого влияния может быть неодинаковой, несоизмеримы и интервалы изменения каждой переменной, т.е. цен и объемов продаж.                      

       Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Например, если цена автомобиля возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?   

       Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. в предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.       Показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, насколько процентов изменился объем продаж вследствие 1%-ого изменения цены за единицу товара.

Количественную  меру эластичности можно выразить посредством  коэффициента эластичности.

  Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

                                       Заключение

О значении спроса и предложения для жизни  современного человека свидетельствует  фраза: «Научите попугая произносить  слово «спрос» и «предложение» - и перед вами экономист». В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти  простейшие экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом. (Макконелл К., Брю С. )

В своей  работе я постаралась наиболее полно  раскрыть влияние тех или иных факторов на спрос и предложение при рыночной экономике, действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – «спрос» и 
«предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями  микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые  подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители  готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. 

Информация о работе Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения