Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», их кривые, эластичность, а так же способы измерения.

Содержание

Введение ………………………....3
Глава 1. Спрос: понятие, кривая, факторы………………………..5
1.1.Понятие спроса и величина спроса………………………..…..5
1.2.Кривая спроса, факторы определяющие спрос………………......8
Глава 2. Предложение: понятие, кривая, факторы ...…………...14
2.1. Понятие предложения и величина предложения...……………....14
2.2.Кривая предложения, факторы определяющие предложение.15
Глава 3. Степень влияния факторов спроса и предложения и проблема
измерения..............................................................................................18
3.1.Эластичность спроса и предложения …………………………..18
3.2.Проблема измерения……………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсач)).doc

— 1.64 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

       Московский  государственный  университет экономики,

       статистики  и информатики (МЭСИ)

 
 
                                              Кафедра Экономической теории и инвестирования

       Курсовая  работа по дисциплине «Микроэкономика»

       на  тему: «Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения»

 
 
                                                                                            

                                  Выполнила: студентка

       группы  ДЭФ-102

       Шанина И Г.

       Руководитель :  

                                                                                              Вершинина А.А. 

                                     

                                          Москва,2009

       Содержание:

       Введение ………………………....3

       Глава 1.  Спрос: понятие, кривая, факторы………………………..5

       1.1.Понятие  спроса и величина спроса………………………..…..5

       1.2.Кривая спроса, факторы определяющие спрос………………......8

            Глава 2. Предложение: понятие, кривая, факторы ...…………...14                                                          

             2.1. Понятие предложения и величина предложения...……………....14

            2.2.Кривая предложения, факторы определяющие предложение.15

            Глава 3. Степень влияния факторов спроса и предложения и проблема

            измерения..............................................................................................18

       3.1.Эластичность  спроса и предложения …………………………..18

       3.2.Проблема  измерения……………………………………………..22

       Заключение…………………………………………………………..23

       Список  использованной литературы……………………………...24

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

       Основными категориями рынка являются:

•спрос 
•предложение 
•цена 
        Участниками рынка могут быть любые заинтересованные в купле-продаже товаров стороны: индивидуальные потребители, отдельные фирмы, совокупность потребителей некоторого региона, совокупность предприятий данной отрасли, финансовые организации, концерны, целые страны. Одним словом, классификация участников рынка зависит от характера решаемой задачи.  
        В классических моделях в качестве участников рынка рассматриваются производители товаров (фирмы) и их потребители. Первые выходят на рынок для реализации своей продукции, а вторые - для приобретения необходимых им товаров потребления. Поэтому для классификации участников рынка больше подходят названия продавцов и покупателей. Тем более, что потребители могут выступать в роли продавцов принадлежащих им первичных факторов (труд, земельные участки и др.); точно так же производители выступают в роли покупателей производственных ресурсов. Таким образом, любой участник рынка выступает одновременно как продавец и покупатель. Можно сказать, что относительно любого товара на рынке существует три группы участников: те, кто продает этот товар, те, кто покупает его, и те, кому этот товар безразличен. Если продавцов (покупателей) данного товара много, то между ними возникает конкуренция. 
        Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность этих благ, которые им необходимы и доступны. Именно поэтому эта тема показалась мне интересной и я решила изучить ее подробнее.

В данной работе я попытаюсь объединить все  существующие знания о двух взаимосвязанных  категориях – «спрос» и «предложение», их кривые, эластичность, а так же способы измерения.

       В работе использованы работы  многих авторов, работающих по  этой проблеме, список этих работ  приведен в соответствующем пункте  содержания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава Ι. Спрос: понятие, кривая, факторы.

    1. Понятие спроса и величина спроса
 

          Каждый человек нуждается в  тех или иных благах. И если  он не может произвести блага  сам или ему выгоднее купить  их, он приходит за ними на  рынок. Естественно, он должен  располагать деньгами для покупки.  Это значит, что мы на рынке  сталкиваемся  уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

         Этот термин, а точнее его полный  вариант – «платеж - способный  спрос», ввел в научную лексику  выдающийся английский экономист  Томас Мальтус (1766-1834 г.г.). И сделал  он это не для того, чтобы провести четкую грань  между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.

        Очень хорошо эти различия  описал предшественник Т.Мальтуса  Адам Смит:

«Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь её, но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека».

         Мальтус  довел эту мысль  до кристальной ясности, назвав  то, что Смит именовал «реальным  спросом», спросом платежеспособным. Его выводы позволяют сформулировать  одно из важнейших правил экономической  жизни:

« Для  рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».

         Спрос в таком понимании характеризует  состояния рынка, а точнее –  связь массы товаров, которую  люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершить покупку.

     

  Спрос  – это количество продукта, которое  потребители готовы и в состоянии  купить по некоторой цене в  течение определенного времени.

Спрос – это всегда денежное выражение  величины потребности в продуктах и услугах. Если цена на рынке пониже, покупатель купил бы желанных ему товаров побольше. Иными словами, объем покупок непосредственно зависит от цены, по которой эти товары можно приобрести. Экономисты это называют величиной спроса – объем товара, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести при данной цене в течение определенного периода: дня, недели, месяца, года.

         Таким образом, величина спроса  находится в обратной зависимости  от цены товара: чем выше цена  товара, тем меньшее количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше количества товара люди готовы купить – это соотношение называется законом спроса. Это очевидно и без всякой экономической науки: конечно, мы купим по низкой цене большее количество товара, а по высокой – меньшее. Но экономисты идут дальше и выделяют три различные причины, которые лежат в основе закона спроса.

         Первая причина называется эффектом  нового покупателя. Предположим,  что вместе со мной жевательную  резинку покупает мой друг, у которого денег в кармане 1,5 рубля. При цене 3 рубля он сможет приобрести одну упаковку и тем самым предъявить спрос величиной в 1 единицу. Он станет в данном случае новым покупателем.

         Вторая причина называется эффектом  замещения. Допустим, что у первого продавца я хотела купить не только три пачки жевательной резинки по 3 рубля, но и пакет леденцов по такой же цене. У второго продавца жевательная резинка вдвое дешевле , но леденцы стоят столько же, сколько у первого, т.е. по три рубля. Я замечаю, что жевательная резинка стоила намного дешевле леденцов. Это новое соотношение цен может побудить меня купить вместо запланированного пакета леденцов еще 2 пачки  

жевательной резинки, которая в принципе удовлетворяет  ту же самую потребность, что и леденцы, и поэтому является по отношению к ним товаром – заменителем. В этом случае говорят, что величина моего спроса возросла на две единицы благодаря эффекту замещения.

        Третья причина называется эффектом  дохода. Допустим, что у меня есть 20 рублей, которые я хотела истратить так: купить три пачки жевательной резинки, один пакет леденцов и билет в кино, который стоит 8 рублей. Если бы я купила резинку и леденцы у первого продавца, то у меня осталось ровно столько, сколько нужно на билет. Но я встретила второго продавца и сразу же ощутила себя богаче: даже если я по-прежнему хочу купить тот же самый набор товаров и не отказываюсь от леденцов (эффект замещения = 0), у меня все равно остается 4,5 рубля (20-1,5*3-3-8), которые я могу истратить по собственному усмотрению. Если я решила потратить эти деньги на жевательную резинку, это будет означать, что величина моего спроса на нее выросла на три единицы благодаря эффекту дохода.

         Закон спроса часто называют  первым законом экономики. Знакомство с законом спроса позволяет сделать два вывода, которых нельзя забывать из нас:

  1. повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выучки;
  2. при определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.

Спрос на товары зависит от эластичности выбора. 
 
 
 
 
 
 

      1. Кривая  спроса, факторы, определяющие спрос.
 

         Экономистов обычно интересует величина спроса на тот или иной товар, не какого-нибудь одного человека или одной семьи, а всех жителей населенного пункта за определенное время, например за день.

         Информацию о возможных величинах  спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса. Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, то есть зависимость между :

- ценой  товара

- объёмами  покупок, возможными при различных  уровнях цен.

         Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:

1)какова  будет величина спроса при  различных уровнях цен?

2)как  изменится величина спроса при  некотором изменении цены?

         Рассматривая зависимость спроса  от цены , отложим на оси абсцисс  объёмы продукции Q, на которые предъявляется спрос, а на оси ординат – цены на данный товар Р и проведем линию, выражающую взаимосвязь между ними. 

                                Рис.1 Кривая спроса 
 

        Кривая спроса (С) представляет собой обратную функциональную зависимость изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость  величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном направлении (соответственно в сторону понижения или повышения). В связи с этим можно сказать, что величина спроса – это конкретная количественная определенность, диктуемая или навязанная ценой. Скользя по кривой вверх или вниз и останавливаясь в тех или иных точках, можно сказать, что при сложившейся рыночной ситуации данной цене соответствует определенная величина спроса, равная определенному количеству данного блага.

Информация о работе Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения