Организация торгово-технологического процесса в магазине ОАО "Витебские ковры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является самостоятельное детальное изучение организации торгово-технологического процесса в магазине и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

•дать определение торгово-технологическому процессу;
•отразить его задачи и принципы;
•определить цели торгово-технологического процесса;
•изучить и охарактеризовать операции торгово-технологического процесса;
•рассмотреть возможности совершенствования торгово-технологического процесса.

Содержание

Введение 3
1 Организация торгово-технологического процесса в магазине 5
2 Организация торгово-технологического процесса в ОАО "Витебские ковры" 10
2.1 Краткая характеристика магазина № 1 ОАО «Витебские ковры» 10
2.2 Доставка товара в магазин № 1 ОАО «Витебские ковры» 14
2.3 Организация приёмки товаров в магазине №1 15
2.4 Размещение, хранение и подготовка товаров к продажи в магазине № 1 ОАО «Витебские ковры» 19
2.5 Форма продажи товаров и дополнительные услуги в магазине № 1 ОАО «Витебские ковры» 20
3 Пути повышения эффективности торгово-технологического процесса в ОАО «Витебские ковры» 25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Организация ТТП в магазине №1 ОАО Витебские ковры.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение

      Торговля, как и другие сферы деятельности, использует  достижения  научно-технического прогресса, который влияет на многие процессы. Так, научно-технический прогресс в сфере торговли  оказывает существенное влияние на совершенствование форм и методов продажи товаров и обслуживания населения. Развитие  производства современных средств техники и их внедрение изменяют содержание торгово-технологического процесса на предприятиях торговли. Достижения  и внедрение средств механизации и автоматизации работ на предприятиях розничной торговли позволяют значительно сократить количество некоторых технологических операций, повысить эффективность использования оборудования, сократить затраты при осуществлении технологических операций, а также рационально использовать время на выполнение различных операций.

    Основой всех прогрессивных современных  технологий торговли является компьютеризация, выступающая одним из катализаторов  научно-технического прогресса в  отрасли.

    Электронизация, использование персональных компьютеров стали наиболее перспективным и развивающимся направлением НТП в области коммерческой деятельности. Они открыли широкие возможности для повышения производительности труда и перевода на качественно новую основу процессов изучения спроса, управления товарными запасами и ассортиментом товаров, планирования товарооборота, создания необходимых справочно-информационных систем для принятия коммерческих решений.

    Целью данной курсовой работы является самостоятельное детальное изучение организации торгово-технологического процесса в магазине и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

    Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение торгово-технологическому процессу;
  • отразить его задачи и принципы;
  • определить цели торгово-технологического процесса;
  • изучить и охарактеризовать операции торгово-технологического процесса;
  • рассмотреть возможности совершенствования торгово-технологического процесса.

     1 Организация торгово-технологического процесса в магазине

     Технологический процесс в торговле представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи с полным сохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания.

     В основу организации технологических  процессов положены товарные потоки. Под товарным потоком  в магазине понимается движение товаров от момента  их поступления в магазин до вручения проданного товара покупателю.

     Технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров  по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.

     Товарные  потоки оказывают существенное влияние  на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

     Рационализация  технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

     Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются:

  • внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
  • механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;
  • использование оптимального решения технологического процесса;
  • внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

     Повышению эффективности деятельности предприятия  розничной торговли способствует ускорение  технологических процессов в магазинах на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, рациональное размещение и выкладка товаров, совершенствование работы узлов расчёта.

     Таким образом, можно выделить следующие основные принципы организации технологического процесса магазина:

     • обеспечение комплексного подхода к его построению;

     • создание максимальных удобств для покупателей;

     • достижение наиболее рационального  использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

     • создание для работников магазина благоприятных  условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

     • обеспечение необходимой экономической  эффективности работы магазина.

       В практике деятельности магазинов технологические процессы осуществляются в непосредственной взаимосвязи с коммерческими и по своей природе вторичны. Можно условно весь технологический процесс разделить на основные и вспомогательные операции.

     Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. Вспомогательные же процессы обеспечивают постоянное возобновление основных. Пооперационное содержание основных и вспомогательных составляющих технологического процесса представлено в таблице 1.1.

     Таблица 1.1. – Пооперационное содержание основных и вспомогательных составляющих технологического процесса.

Основные Вспомогательные
операции  технологического процесса магазина
•организация  покупательских потоков в торговом зале;

• размещение и  выкладка товаров на оборудовании;

• организация  расчетов за отобранные покупателями товары;

• упаковка товаров;

• оказание дополнительных услуг, сервис.

• разгрузка  товаров с транспортных средств;

• распаковка и  приемка товаров по количеству и  качеству;

• доставка в  кладовые, хранение и перемещение к местам подготовки товаров к продаже;

• подготовка товаров к продаже;

• доставка товаров  в торговый зал;

• организация  хранения и сдачи тары.

 

            К основным относятся операции, связанные с продажей товаров  и обслуживанием покупателей: организация покупательских потоков в магазине, выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т.д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

        Вспомогательные операции обеспечивают  осуществление основных и связаны  с обработкой товарных потоков  и тары и включают разгрузку  транспортных средств, приёмку  товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку на склад, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.

     На  торгово-технологический процесс  магазина влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются: уровень развития торговли, объём и структура товарного предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности. Под их влиянием формируются набор и последовательность операций технологического процесса магазина.

     Грамотно  организованный технологический процесс  преследует следующие важные цели:

  • обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
  • сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
  • высокая культура обслуживания.

     Решение этих взаимосвязанных вопросов может  быть обеспечено при использовании  системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.

     Торгово-технологический  процесс делиться на 3 этапа:

     1. операции с товарами  до предложения  их покупателям:

  • разгрузка;
  • приемка;
  • подготовка к продаже;
  • подача в торговый зал;
  • размещение и выкладка.

            2. операции, непосредственно связанные с обслуживанием покупателей:

  • встреча покупателя;
  • предложение товаров;
  • консультация;
  • расчет.

            3. дополнительные операции по обслуживанию покупателя:

  • доставка на дом;
  • упаковка;
  • установка.

     Документально торгово-технологический процесс  может быть оформлен в виде технологической  карты. Технологическая карта – форма технологической документации, которая включает выполнение технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Технологическая карта включает в себя следующие разделы:

  • групповой ассортимент реализуемых товаров;
  • типовые технологические процессы и операции;
  • технологическое оборудование и производственный инвентарь;
  • технологические процессы возврата и утилизации тары;
  • контроль качества;
  • основной торговый персонал;
  • вспомогательные материалы;
  • требования безопасности труда.

     При организации торгово-технологического процесса необходимо соблюдать следующие  принципы:

          1. комплексность подхода к его построению;

          2. создание максимальных удобств  покупателям;

          3.обеспечение рационального использования всех помещений в магазине;

          4. создание благоприятных условий  труда и отдыха для работников;

          5.обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

     2 Организация торгово-технологического  процесса в ОАО  "Витебские ковры"

     2.1 Краткая характеристика  магазина № 1 ОАО  «Витебские ковры»

       ОАО «Витебские ковры» реализует свою продукцию, как на внешних, так и на внутренних рынках. На внутренним рынке продукция реализуется по всей территории Республики Беларусь через сеть фирменных магазинов и через торгующие организации РБ. Следует отметить, что на территории республики  в 2002 и 2003 годах действовали  квоты, которые устанавливало Министерство торговли.

     К одним из видов деятельности предприятия  относится фирменная торговля. На предприятии за данный вид деятельности отвечает отдел фирменной торговли и рекламы.

     Необходимость ускорения оборота материальных и денежных ресурсов, а также желание  продвинуть свою торговую марку на белорусский рынок и в соседние страны вынудили руководство ОАО «Витебские ковры» ещё в 1995 году начать активные действия по созданию и открытию сети фирменных магазинов. В этом году было открыто два магазина в городе Витебске, позволивших увеличить финансовые ресурсы предприятия на 1-2 млн. рублей в месяц. Дополнительные денежные вливания в производство заставило руководителей предприятия идти дальше и в 1996 году открывается фирменный магазин в Поставах.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине ОАО "Витебские ковры"