Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в определении эффективной концепции организации оплаты труда на предприятиях торговли. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучение основных теоретических вопросов эффективной организации оплаты труда в торговле: сущности и социально-экономического значения заработной платы, а также видов, форм и систем оплаты труда на предприятиях торговли, показателей по труду и заработной плате, и некоторых вопросов планирования заработной платы работников торговли;
анализ организации оплаты труда на конкретном торговом предприятии;
на основе теоретической концепции выявление способов совершенствования существующей системы оплаты труда и практики планирования оплаты труда на данном предприятии.
В качестве объекта практического исследования был выбран магазин самообслуживания ООО «Звездный городок», занимающийся розничной торговлей продовольственными товарами.
Введение
Теоретические положения организации оплаты труда на предприятиях торговли
Сущность и социально–экономическое значение заработной платы
Виды, формы и системы оплаты труда на предприятиях торговли
Система показателей по труду и заработной плате
Вопросы планирования заработной платы работников торговли
Опыт организации оплаты труда в магазине ООО «Звездный городок»
Общая характеристика магазина ООО «Звездный городок» и основных технико – экономических показателей его работы в 2003-2005гг
Анализ эффективности применяемых форм и системы оплаты труда работников магазина ООО «Звездный городок» и пути ее повышения
Практика планирования заработной платы в магазине ООО «Звездный городок» и способы ее совершенствования
Заключение
Список использованной литературы
Заведующий магазином (
Старший
Старший Старший
Экономист Бухгалтер
Уборщица
продавец продавец кондитер
смены 1 смены 2
продавец- продавец-
консультант консультант
продавец- продавец-
консультан
консультант
контролер- контролер-
кассир
кассир
грузчик
грузчик
Рис 3. Организационная структура управления магазином «Звездный городок»
В
целях эффективного развития деятельности
магазина «Звездный городок» важно
оценивать его кадровые возможности.
Людей, работающих на предприятиях торговли,
следует рассматривать как
Работники администрации магазина (зав. магазином, бухгалтер, экономист) имеют высшее экономическое образование и большой (от 4 до 17 лет) опыт работы в потребительской кооперации. Продавцы и контролеры-кассиры имеют среднее торговое образование, опыт работы в торговле.
Возрастной состав кадров магазина; в возрасте 20-35 лет – 11 чел.(53%), в возрасте 36-45 - 4 чел.(24%), свыше 45 лет - 4 чел. Коллектив представлен молодыми энергичными и в тоже время достаточно опытными работниками, что при низком уровне текучести кадров (около 6,1% в год) определяет позитивные кадровые возможности, а также дальнейшему развитию и совершенствованию торговли в магазине ООО «Звездный городок».
Характеристику достигнутых
Данные таблицы 2, показывают, что на протяжении изучаемого периода экономическая эффективность не имела однозначной тенденции. Так, в 2004г товарооборот в денежном выражении снизился по сравнению с 2003г на (1769 000,0 – 1 752 755,9) = 16 244,1 тыс. руб. или 0,9 %. Вместе с тем на протяжении 2005г значение показателя возросло по сравнению с 2003г. на 168 817,1 тыс. руб., а с 2004 г уже на 185 061,2 тыс. руб.
Эффективность торговой
Основные показатели эффективности коммерческой деятельности магазина «Звездный городок» в 2003-2005гг. (в фактических и сопоставимых ценах 2005г)
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | Отклонение 2005 в % | Абсолютное отклонение 2005 от | ||
2003 | 2004 | 2003 | 2004 | ||||
Годовой
това- рооборот, т.р.
-факт. -сопост. |
176900 |
2148600 1752755,9 |
3284600 1937817,1 |
109,5 |
110,5 |
168817,1 |
185061,2 |
Общая площ. | 730 | 730 | 730 | ||||
Год.товарообо-рот
на м2 об-щей площади,
-факт т.р. -сопост. т.р. |
2423,3 |
3354,25 2401,04 |
4499,5 2662,4 |
109,9 |
110,9 |
239,11 |
261,36 |
Торг.площ. м2 | 420 | 420 | 450 | ||||
Годовой
това-рооборот на м2 торговой площади,
т.р.
-факт. -сопост |
4211,9 |
5830 4173,2 |
7299,1 4319 |
102,5 |
103,5 |
107,1 |
145,8 |
Численность
-персонала -работников прилавка |
20 10 |
19 10 |
19 10 |
||||
Годовой
това-рооборот на 1 работника, т.р
-факт -сопост |
88450 |
128873,7 92250,3 |
172873,7 102292,1 |
115,6 |
110,9 |
13842,1 |
10041,8 |
Годовой
това-рооборот на 1 раб. прилавка
-факт -сопост |
176900 |
214860 175275,6 |
328460 193781,7 |
109,5 |
110,5 |
16881,7 |
15899,5 |
Валовой
доход,
-факт т.р. -сопост т.р. |
275500 |
345700 247458,8 |
525500 310946,7 |
112,8 |
125,6 |
35446,7 |
63487,9 |
Уровень вало-вого дохода | 15,57 | 14,11 | 15,99 | 102,5 | 113,4 | 0,4 | 1,9 |
Издержки
обращения ,%
-факт -сопост |
323800 |
326000 233357,2 |
466400 374792,9 |
84,9 |
117,8 |
-49007,1 |
41435,7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Уровень издержек обращения, % | 18,3 |
13,3 |
14,1 |
77 |
106 |
-4,2 |
0,8 |
Прибыль
чистая, т.р.
-факт -сопост |
-41050 |
13790 9871,2 |
41370 24479,3 |
-59,7 |
247,9 |
65529,3 |
14608,1 |
Рентобельно-сть продаж, % | -2,3 | 0,56 | 1,26 | 3,56 | 1,82 | ||
Рентабельно-сть издержек обращения, % | -12,56 | 4,23 | 8,87 | 21,43 | 4,64 | ||
Товарообора-чиваемость, в дн | 56 | 68 | 34 | -22 | -34 |
Даже при росте торговой площади в 2005г. на 30 м2 (за счет сокращения незадействованной складской площади) удельный товарооборот на 1м2 в 2005г имел тенденцию к увеличению на 107,1 тыс. руб. по сравнению с 2003г и на 145,8 тыс. руб. по сравнению с 2004г. Но при стабильной величине торговой площади 2003-2004гг на уровне 420 м2 в 2004г данный показатель сократился из-за снижения товарооборота.
Динамика валового дохода за рассматриваемый период аналогична той, что имела место в анализе товарооборота магазина «Звездный городок». В2004г объем валового дохода и его уровень (% к товарообороту) снизился на 28041 тыс. руб. и 1,46% соответственно. Однако в 2005г показатели возросли по сравнению как с 2003г, так и по сравнению с 2004г.
Валовой доход предприятия тесно связан с его издержками обращения и прибылью. Эти связи можно представить формулами:
Прибыль = валовой доход (или доход от реализации) – издержки обращения;
Валовой
доход – товарооборот – покупная
стоимость реализованных
Поэтому рассмотрим динамику издержек обращения (их объема и уровня) в сопоставлении с динамикой валового дохода и прибыли.
В 2003г уровень издержек обращения в 18,3% значительно (на 2,73%) превосходил уровень валового дохода (первый входит в состав второго), поэтому магазин в 2003г вместо прибыли получил убыток - 41050,0 тыс. руб.
В 2004г экономическая ситуация несколько улучшилась, что выразилось в высоком уровне валового дохода по сравнению с уровнем издержек обращения (первый выше второго на 0,81%). Это предопределило получение магазином прибыли в 2004г, которая составила 9871,2 тыс. руб. или 0,56% от товарооборота (показатель рентабельности продаж).
Следует отметить, что рентабельность торговли магазина в 2004г находилась на очень низком уровне. Это связано с низким уровнем валового дохода, который снижается в 2004г., что свидетельствует об удорожании покупной стоимости товаров. Наряду со снижением в 2004г. уровня издержек обращения удорожание покупной стоимости товара не позволило магазину добиться значительных экономических успехов в данном периоде.
В 2005г. уровень валового дохода несколько возрос, также повысился уровень издержек обращения. Однако это не помешало магазину получить прибыль в размере 24479,3 тыс. руб., что составило 1,26% к товарообороту.
В 2004г возросла рентабельность издержек обращения: теперь 1 руб. затрат принес 0,04 руб. прибыли по сравнению с тем, что в 2003г. каждый затраченный руб. давал почти 0,13 руб. убытка.
В 2005г рентабельность издержек обращения возросла по сравнению с 2004г более чем в 2 раза (8,87 руб). Это явилось положительной тенденцией, указывающей на рост экономической эффективности работы магазина.
Общую картину динамики экономической эффективности магазина подтверждает снижение товарооборачиваемости в днях, что говорит о сокращении времени цикла обращения товарных запасов, повышении скорости товародвижения, это способствует росту экономической эффективности магазина.
Основное внимание руководства коммерческой деятельностью магазина должно быть приковано к поиску вариантов снижения покупной стоимости товаров (при росте уровня их качества в соответствии с положениями покупателей) и увеличения валового дохода, к работе по снижению уровня издержек обращения при повышении качества торгового обслуживания.
Вместе
с тем руководству следует стимулировать
персонал к активной трудовой деятельности
путем справедливой оплаты труда по трудовому
вкладу и достигнутому результату, учитывая
методы работы и их влияние на стратегические
интересы персонала. Рассмотрим опыт организации
оплаты труда в магазине «Звездный городок»
и перспективы его совершенствования.
Изучение основ организации оплаты труда в магазине «Звездный городок» показало, что на данном торговом предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты. Она характеризуется использованием в качества базы оплаты окладов за отработанное время на каждую должность, а также применением инструмента премирования коллектива за повышение показателей торговой деятельности.
Оклады устанавливаются приказом заведующего магазином и пересматриваются администрацией не реже 1 раза за полугодье, но не чаще 1 раза в месяц. Прежде чем издавать приказ об утверждении окладов, заведующий магазином выносит проект системы окладов на обсуждение администрации, затем всего трудового коллектива. Однако, как показывает практика, замечания и предложения по установлению окладов, внесенные коллективом, далеко не всегда учитываются заведующим, поскольку в основу планирования оклада положено бизнес-планирование деятельности торгового предприятия, которое ограничивается особенностями рыночной ситуации (условиями ценовой и неценовой конкуренции, возможностями поставщиков, налоговой системой и требованиями других государственных инспектирующих органов).
Рассмотрим, какова динамика окладов в магазине «Звездный городок» по кварталам 2004-2005гг (Таблица 3).
Размеры и динамика
окладов в магазине
«Звездный городок»
по кварталам 2004-2005гг.
1 кв 2004 руб | 2 кв 2004 | 3 кв 2004 | 4 кв 2004 | 1 кв 2005 | 2 кв 2005 | 3 кв 2005 | 4 кв 2005 | |||||
руб | руб | руб | В% 4 кв 2004 | руб | В% 1 кв 2005 | руб | В% 2 кв 2005 | руб | В% 3 кв 2005 | |||
Заведую-щий | 2600 | 2700 | 2800 | 3000 | 3100 | 103,3 | 3100 | 103,2 | 3500 | 112,9 | 3600 | 102,9 |
Гл. бух | 2100 | 2300 | 2400 | 2500 | 2600 | 104 | 2600 | 103,9 | 3000 | 115,4 | 3100 | 103,3 |
Эконом | 1900 | 2000 | 2100 | 2200 | 2200 | - | 2200 | - | 2400 | 109,1 | 2500 | 104,2 |
Ст.
прода
вец |
1400 | 1400 | 1400 | 1550 | 1550 | - | 1550 | - | 1600 | 103,2 | 1600 | - |
Продавец | 1100 | 1100 | 1100 | 1200 | 1200 | - | 1200 | - | 1300 | 108,2 | 1350 | 103,8 |
Контро-лер кассир | 1100 | 1100 | 1100 | 1200 | 1200 | - | 1200 | - | 1300 | 108,3 | 1350 | 103,8 |
Старший кондитер | 1350 | 1350 | 1350 | 1400 | 1400 | 1400 | 1450 | 103,6 | 1500 | 103,4 | ||
кондитер | 1300 | 1300 | 1300 | 1350 | 1350 | 1350 | 1400 | 103,7 | 1450 | 103,6 | ||
Груз-чик | 800 | 800 | 800 | 850 | 850 | - | 850 | - | 850 | - | 850 | - |
Уборщи-ца | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 | - | 450 | - | 450 | - | 450 | - |