Организация оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении эффективной концепции организации оплаты труда на предприятиях торговли. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучение основных теоретических вопросов эффективной организации оплаты труда в торговле: сущности и социально-экономического значения заработной платы, а также видов, форм и систем оплаты труда на предприятиях торговли, показателей по труду и заработной плате, и некоторых вопросов планирования заработной платы работников торговли;
анализ организации оплаты труда на конкретном торговом предприятии;
на основе теоретической концепции выявление способов совершенствования существующей системы оплаты труда и практики планирования оплаты труда на данном предприятии.
В качестве объекта практического исследования был выбран магазин самообслуживания ООО «Звездный городок», занимающийся розничной торговлей продовольственными товарами.

Содержание

Введение
Теоретические положения организации оплаты труда на предприятиях торговли
Сущность и социально–экономическое значение заработной платы
Виды, формы и системы оплаты труда на предприятиях торговли
Система показателей по труду и заработной плате
Вопросы планирования заработной платы работников торговли
Опыт организации оплаты труда в магазине ООО «Звездный городок»
Общая характеристика магазина ООО «Звездный городок» и основных технико – экономических показателей его работы в 2003-2005гг
Анализ эффективности применяемых форм и системы оплаты труда работников магазина ООО «Звездный городок» и пути ее повышения
Практика планирования заработной платы в магазине ООО «Звездный городок» и способы ее совершенствования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

    Для характеристики эффективности использования  трудовых ресурсов могут использоваться показатели:

  • численность прошлого и отчетного годов (Ч0, Ч1);
  • товарооборот прошлого и отчетного годов (Т0, Т1);
  • производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – В0, В1).

    При анализе производительности труда  рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника  торгово-оперативного персонала (так  называемого работника прилавка). При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

    Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (Чтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

                                   Чтр= Ч1 – Ч1 / (В1* Jmp),

    Где Jmp – индекс трудоемкости, который определяется нормативными документами для каждой группы товаров.

    Анализ  численности персонала предполагает также анализ использования рабочего времени. Рациональное использование  рабочего времени, сокращение его потерь не только повышает эффективность использования кадров, но и является резервом роста производительности труда.

    Анализ  использования календарного фонда  времени работников производится по данным табельного учета. При этом изучаются  неявки на работу по отдельным видам: ежегодные отпуска; отпуска по учебе; отпуска по беременности и родам; болезни; другие неявки, разрешенные законом; неявки с разрешения администрации; прогулы.

    Затем с учетом праздничных и выходных дней определяется число отработанных работниками человеко-часов.

    Завершая  анализ использования рабочего времени  определяем недополученного товарооборота  в связи с неявками и потерями рабочего времени. При этом определяются недоиспользованная численность работников из-за неявок по болезни и потерь рабочего времени, а также упущенная возможность получения дополнительного товарооборота и прибыли.

    Успешность  любой трудовой деятельности характеризуется  ее эффективность. Эффективность использования  трудовых ресурсов, занятых в торговле, выражается следующими показателями: производительность труда; затраты времени покупателей; качество обслуживания, наличие и динамика постоянных клиентов и др.

    1.4. Вопросы планирования заработной  платы работников торговли

     

       Все показатели по труду и  заработной плате тесно взаимосвязаны между собой. При их планировании нужно предусмотреть рациональное использование трудовых ресурсов, расходов на оплату труда на социальные нужды. Все показатели целесообразно увязывать с ростом доходов предприятия и улучшением качества обслуживания покупателей.

    Расчет  плановой численности работников производится с учетом режима работы предприятия. При этом учитываются коэффициенты увеличения численности, необходимой  для замены временно отсутствующих  работников (отпуск, болезнь).

    При планировании численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров определяют явочную и среднесписочную численность. При расчете численности этих работников используется показатель условного рабочего места. При его определении могут быть взяты показатели средней площади одного условного рабочего места (в продовольственной торговле – 20м2, в непродовольственной – 21,5м2). В явочную численность входят работники, которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего времени с учетом времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет явочной численности производится по формуле:

                               Чя = [ Рм  р+ Тиз) ] / Тм,

    где Чя – явочная численность работников чел;

      Рм – условное количество рабочих мест, ед.;

      Тр – время работы магазина в неделю, ч.;

      Тиз – время подготовительно-заключительных операций, ч.;

      Тм - плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.

    Для расчета среднесписочной численности  используется формула:

                        Чсс= Чя * Тнф / Тпф,

    Где Чсс- списочная численность работников, чел.;

Чя – явочная численность работников, чел.;

Тнф -  число рабочих дней на одного работника в год (номинальный фонд);

Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в год.

    Рассчитанная  среднесписочная численность продавцов может быть уменьшена с учетом того, что часть их работы может выполняться заведующими отделами, их заместителями. Численность работников мелкорозничной сети определяется с учетом режима их работы. Но при этом следует иметь в виду, что при определении численности продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие факторы, как интенсивность покупательских потоков, спрос населения, его сезонность, а также применение современных технологий продажи товаров.

    На  основе расчета плановой численности работников составляется штатное расписание и производится расчет фонда заработной платы (ФЗП).

    Штатное расписание представляет собой перечень всех должностей с указанием количества всех работников и предусмотренных  ставок и окладов (при тарифной системе оплаты труда) или коэффициентов возрастания заработной платы (при бестарифной системе оплаты труда).

    Планирование  фонда заработной платы осуществляется в такой последовательности:

  • на основе штатного расписания определяется годовой фонд заработной платы по ставкам и окладам для всех работников предприятия;
  • определяется возможная сумма премий с учетом предусмотренных на предприятии условий премирования;
  • исключаются выплаты по болезни, которые производятся за счет отчислений в фонд социального страхования;
  • предусматриваются некоторые суммы выплат для совместителей, работников по договорам подряда, т.е. для работников не списочного состава.

    Общая сумма фонда заработной платы  торгового предприятия составит сумму всех вышеперечисленных позиций.

    При планировании фонда заработной платы необходимо предусматривать различного рода доплаты (за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время, за сверхурочные работы). Необходимо также включать  в состав фонда заработной платы вознаграждения по итогам работы за год, материальную помощь работникам, выплаты на  питания, жилье, транспорт. При этом следует иметь в виду, что эти доплаты или единовременные выплаты могут производиться либо за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (за счет фонда потребления), либо из фонда заработной платы, т.е. издержек обращения.

    Кроме метода прямого счета при планировании ФЗП могут быть использованы: нормативный, экономико-статистический методы и  метод экономико-математического  моделирования.

    Нормативный метод планирования ФЗП основан на соотношении темпов прироста объема товарооборота и ФЗП (производительности труда и средней заработной платы одного работника). Принято считать (т.е. установлен норматив), что при  увеличении товарооборота на 1% (в сопоставимых ценах) ФЗП увеличивается на 0,8%, а при уменьшении товарооборота на 1% ФЗП уменьшается на 1,2%.

    К экономико-статистическим методам  планирования фонда заработной платы  относятся:

  1. расчет ФЗП на основе фактического уровня ФЗП в % к товарообороту за ряд предшествующих лет;

  2) расчет  ФЗП на основе плановой численности  работников торгового предприятия  на будущий год и фактической  средней заработной платы одного работника за текущий год:

                               ФЗПп= Зф* Чп * Iзп,

    Где ФЗПп - плановый ФЗП работников торгового предприятия на будущий год, руб.;

    Зф -  фактическая заработная плата одного работника за текущий год;

    Чп – плановая среднесписочная численность работников на будущий год;

    Iзп – предлагаемый индекс средней зарплаты одного работника в будущем году по сравнению с текущим годом.

    Метод экономико-математического моделирования  предполагает использование при  расчете ФЗП на будущий год  различных экономико-математических моделей.

    Основными являются следующие модели:

                               У = a + bx1,

    где У – ФЗП торгового предприятия, руб.;

    x1 – объем товатрооборота торгового предприятия, руб.;

    a, b – параметры модели.

                              У = a + bx2,

     где У – ФЗП торгового предприятия, руб.;

        x2 – производительность труда i-го работника, руб.;

        a, b – параметры модели.

     Достоинством  экономико-статистических методов и метода экономико-математического моделирования ФЗП является наличие информационной базы; недостатками – приблизительность расчетов, перенос негативных тенденций изменения показателей (если это имело место) на будущий год.

     Рассчитанный  одним из методов плановый ФЗП  на будущий год необходимо увязать  с основными показателями хозяйственной  деятельности торгового предприятия (прибылью, товарооборотом, доходом, издержками обращения) в случае необходимости ввести соответствующие коррективы. 
 
 

  1. Опыт организации  оплаты труда в магазине ООО «Звездный  городок»
 
    
    1. Общая характеристика магазина ООО « Звездный городок» и основных технико-экономических  показателей его работы в 2003-2005гг.
 

    Магазин «Звездный городок» расположен по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 46. Магазин  находится в трехэтажном пристроенном здании общей площадью 730 кв. метров, из которых площадь торговых залов  составляет 450 кв. метров. Магазин имеет  асфальтированные подъездные пути, автостоянку перед входом, яркую вывеску.

    Магазин «Звездный городок» открыт в 2003г. для  реализации продовольственных товаров. В ассортименте магазина представлены: хлеб и хлебобулочные товары, крупы, мука, макароны, сахар, мясные товары, молочные товары, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, свежие и консервированные фрукты и овощи, пряности и приправы, чай, кофе. Исходя из этого магазин «Звездный городок» следует отнести к магазинам с универсальным ассортиментом.

    Ассортимент товаров магазина «Звездный городок» постоянно расширяется и углубляется. Так, если во 4-ом квартале 2004г в магазине было представлено 5 наименований мучных кондитерских изделий, то в 1-ом квартале 2005 г их присутствовало уже 8, во 2-ом – 11. Углубление ассортимента происходит и за счет предложения покупателям продукции различных товаропроизводителей. Магазин имеет свой кондитерский цех и также наряду с покупными товарами реализует изделия, произведенные им.

    На 1 марта 2006 г. штатная численность персонала магазина «Звездный городок» составила 19 чел. Из них: 1 заведующий магазином, 1 бухгалтер, 1 экономист, 10 продавцов и контролеров-кассиров, 3 кондитера, 1 санитарный работник (уборщица), 2 грузчика. Организационная структура управления магазином представлена на Рис.3.

    Магазин «Звездный городок» использует в  качестве основного метода продажи  метод самообслуживания, в дополнение к которому применяется и обслуживания через прилавок, в том числе  и в зале самообслуживания. Этим обусловлена структура персонала магазина, в которой преобладают продавцы-консультанты и контролеры-кассиры, работающие на принципе взаимозаменяемости (в час - «пик» работают сразу два расчетно-кассовых «узла»).

Информация о работе Организация оплаты труда