Организация оперативно-производственной и ритмичной работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством
В современных условиях организация оперативно-производственной деятельности направлена на обеспечение слаженности и согласованности в работе всех звеньев полиграфического предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции заданного качества и объема, определяемыми договорами с заказчиками, при наилучшем использовании всех видов производственных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

организация и пр 2.docx

— 81.23 Кб (Скачать)

В число основных задач оперативно-календарного планирования на полиграфическом предприятии входит: обеспечение максимальной прибыли предприятия, выполнения договорных обязательств полиграфического предприятия по выпуску продукции заданных объемов и качества в установленные сроки, минимальной длительности производственного цикла, максимального использования производственных ресурсов предприятия, слаженной работы всех звеньев полиграфического предприятия, максимальной реализации принципов параллельности, непрерывности и ритмичности.

На сложность проведения календарно-плановых расчетов производства оказывает влияние ряд факторов:

  • Характер выпускаемой полиграфическим предприятием продукции. Оперативно-календарное планирование сложных изданий более трудоемко, чем простых, так как требует согласования работ по изготовлению отдельных полуфабрикатов, входящих в готовый продукт, и увязке этих сложных графиков с графиками других заказов, находящихся в производстве.
  • Многообразие технологических схем прохождения заказов в производстве на конкретном полиграфическом предприятии. Наличие на полиграфическом предприятии большого количества технологических цепочек по изготовлению продукции позволяет предприятию выпускать широкую номенклатуру и ассортимент продукции и таким образом способствует увеличению конкурентоспособности предприятия, но вместе с тем значительно усложняет календарно-плановые расчеты производства.
  • Количество заказов, одновременно находящихся в производстве. В современных условиях значительное снижение тиражей изданий и применение современных технологий и высокопроизводительного оборудования привело к необходимости увеличения выпуска продукции полиграфическими предприятими по числу наименований (для обеспечения загрузки производственных мощностей) и в значительной мере усложнило календарно-плановые расчеты.
  • Специализация цехов полиграфического предприятия. В условиях предметной специализации цехов, участков и рабочих мест оперативно-календарные расчеты упрощаются.
  • Масштаб производства. В условиях крупных полиграфических предприятий в задачу оперативно-календарного планирования входит увязка и согласование работ большого количества цехов и графиков движения заказов в производстве, что усложняет формирование обоснованных и взаимоувязанных календарных планов и графиков.

Календарно-плановые расчеты  в подсистеме оперативно-календарного планирования составляются на период от одного дня до календарного месяца.

8.2.1.

Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

На этапе общезаводского (межцехового) оперативно-календарного планирования составляется сводный оперативный или тематический план полиграфического предприятия, который формируется путем увязки производственной программы с плановой производительностью ведущего оборудования цехов и участков. Содержанием оперативного плана предприятия являются: номера заказов: сведения о заказчике; основная характеристика издания (объем, тираж, красочность и т.п.); состояние заказа на момент его приемки в производство (оригинал-макет, готовые пленки и т.п.); стоимость заказа; сроки изготовления.

Максимальный период, на который  составляется такой план, - календарный  месяц.

Исходными данными для  разработки месячных оперативных планов предприятия являются:

  • планируемые на данный период производительности цехов и отдельных участков;
  • сроки изготовления изданий, установленные в договорах с заказчиками;
  • данные документации технологической и планово-экономической подготовки изданий к производству - технологические карты заказа с установленными в них нормами расхода трудовых ресурсов;
  • позаказные калькуляции.

Оперативно-календарное планирование на верхнем уровне иерархии системы  оперативного управления производством  на малых полиграфических предприятиях может быть ограничено составлением сводного оперативного плана предприятия. А на средних и крупных полиграфических  предприятиях со сложной производственной и организационной структурой в  ходе оперативно-календарного планирования на межцеховом уровне кроме оперативного плана предприятия производится расчет календарно-плановых нормативов производства и составляются графики  прохождения заказов по стадиям  полиграфического производства и месячные оперативные планы-задания цехам.

При позаказной системе оперативно-календарного планирования основой для разработки оперативного плана производства являются такие календарно-плановые нормативы, как длительность производственного цикла изготовления отдельных заказов и опережения запуска изданий в производство по цехам. Величина опережения показывает, насколько раньше должно начаться изготовление заказа на предыдущей стадии производства по сравнению с последующей.

Расчеты по определению календарно-плановых нормативов полиграфического производства производятся на межцеховом уровне ОКП  при составлении графиков движения заказов в производстве, сформированных с учетом производственных возможностей структурных подразделений полиграфического предприятия.

Графики прохождения  изданий в производстве направлены на рациональную организацию производственного процесса во времени и пространстве. Они могут быть рассчитаны с использованием цепного метода календарного планирования от последней операции производственного процесса к первой (при условии выпуска издания к определенному сроку, оговоренному в договоре с заказчиком). По графику определяется планируемая длительность цикла изготовления заказа и величины опережений.

Исходными данными для  составления графика движения заказа в производстве являются пооперационные трудоемкости выполнения заказа и маршрут  его движения в производстве, установленные  в ходе подготовки издания к производству, а также сведения о производительности оборудования на «узких» рабочих  местах.

Графики движения изданий  в производстве могут быть представлены для каждого заказа в виде перечня  операций и календарных сроков их окончания либо графически. На рис. 8.1  и 8.2  представлены соответствующие варианты графиков прохождения журнальных изданий в производстве в условиях издательско-полиграфического предприятия.

После предварительных расчетов календарных сроков движения отельных заказов в производстве на основе пооперационных трудоемкостей их изготовления необходимо увязать графики между  собой с учетом производительности оборудования на «узких» рабочих  местах. Согласование работ по выполнению всего множества заказов, планируемых  к изготовлению на очередной месяц, на основе учета наличия ограниченных производственных ресурсов в подразделениях полиграфического предприятия производится методами объемно-календарного планирования и позволяет получить скорректированные  графики прохождения заказов  в производстве. Именно по таким  графикам можно определить планируемую  длительность цикла изготовления заказа и величины опережений, которые необходимы для формирования месячных оперативных  планов структурных подразделений  полиграфического предприятия.

В условиях деятельности малых  полиграфических предприятий сроки  прохождения заказа по операциям  производственного процесса чаще всего  отражены в карте заказа. На крупных  и средних предприятиях график прохождения  заказа в производстве существует в  форме самостоятельного документа  межцехового уровня оперативно-календарного планирования.

Месячные оперативные  планы структурных подразделений полиграфического предприятия, разрабатываемые на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования, по своему содержанию являются графиками выпуска полуфабрикатов и готовой продукции. Порядок расположения заказов в таких оперативных планах соответствует очередности их изготовления в данном цехе. Разработка месячных планов структурных подразделений полиграфического предприятия ведется цепным методом, обратно ходу технологического процесса.

Исходными данными для  составления таких планов являются:

  • месячный оперативный план предприятия;
  • величины опережений запуска заказов в данный цех, установленные графиками прохождения заказов в производстве, рассчитанными с учетом производственных возможностей подразделения предприятия;
  • данные документации технологической и планово-экономической подготовки изданий к производству - технологические карты заказа с установленными в них нормами расхода трудовых ресурсов;
  • планируемые производительности оборудования на «узких» рабочих местах.

На полиграфических предприятиях, специализирующихся на выпуске журналов, брошюр и листовой продукции, сначала  разрабатывается план брошюровочно-переплетного или (и) отделочного цехов, затем  печатного и формного. А на книжном  полиграфическом предприятии сначала  составляется план переплетного цеха, затем брошюровочного и крышечного и только потом печатного и  формного. Оперативный план заключительной для данного полиграфического предприятия  стадии производства представляет собой  план сдачи готовой продукции. Он содержит номера заказов, их техническую характеристику, сроки изготовления, объем работ, принятый в плане в экземплярах и приведенных листах-оттисках, а в случае книжно-журнального производства вся продукция подразделяется на брошюры по видам и книги по типам переплетов. Если на начало планируемого периода в производстве имеются издания, работа над которыми была начата, но не завершена, то такие переходящие издания в первую очередь включаются в план сдачи готовой продукции.

Месячный  оперативный план по печати составляется по отдельным печатным цехам таким образом, чтобы сроки изготовления полуфабрикатов (отпечатанные листы-оттиски и тетради) в этих подразделениях соответствовали срокам запуска их в отделочных цехах. В оперативном плане печатного цеха указывается перечень изданий (номера заказов), их техническая характеристика (формат, объем, красочность, тираж) и объем выполняемых работ в натуральных единицах - физических и приведенных листах-оттисках и краскооттисках, а также в тетрадях. Причем издания в соответствии с их технической характеристикой - форматом, красочностью и тиражностью - группируются по видам печатных машин. Поскольку печатное оборудование является наиболее дорогостоящим и его производительность определяет производственные мощности полиграфического предприятия в целом, основная задача при формировании такого плана - обеспечение наилучшего использования производственных мощностей печатного цеха. Кроме того, оперативный план по печати должен быть сформирован таким образом, чтобы выдержать сроки подписания сигнальных экземпляров изданий, установленные в договорах с заказчиками.

Месячный  оперативный план допечатного производства направлен на своевременное обеспечение печатного процесса печатными формами необходимого количества, качества и формата. Он составляется в строгом соответствии с планами печатных цехов и включает в себя перечень номеров заказов с указанием их объема в физических печатных листах, формата издания, характера иллюстраций, объема работ в печатных формах требуемого формата и сроки их изготовления.

Научное обоснование оперативные  планы предприятия и его структурных  подразделений получают в ходе проведения объемных расчетов производства, которые предполагают полную увязку объема работ по изготовлению запланированной производственной программы с производственными возможностями полиграфического предприятия. Для этого планируемая производственная программа (загрузка) подразделения полиграфического предприятия, определенная в натуральном выражении (Nпл ), сравнивается с производительностью соответствующих групп или единиц оборудования (П), рассчитанной в тех же учетных единицах, пропускная способность которых определяет производственные возможности данного структурного подразделения на планируемый краткосрочный период. При этом возможны три варианта соотношения этих величин:

1) Nпл = П; 2) Nпл < П; 3) Nпл > П.

Наиболее предпочтительным является первый вариант. Однако необходимо отметить, что сопоставление планируемого объема работ и производственных возможностей предприятия и (или) его  структурных подразделений в  натуральных единицах производится только на узкоспециализированных участках при выпуске унифицированной  продукции. Например, если полиграфическое  предприятие оснащено офсетными  печатными машинами одного и того же формата, но разной красочности и  выпускает печатную продукцию только определенного формата, то объемные расчеты по увязке производственной программы и производительности формного подразделения можно производить  в натуральных единицах - печатных формах определенного размера.

Большинство полиграфических  предприятий выпускает продукцию, разнообразную по объемам, форматам, тиражам и оформлению. А это  накладывает определенные ограничения  на возможность формирования реальных оперативных планов полиграфического предприятия путем увязки производительности его структурных подразделений  и производственной программы в  натуральных единицах.

Наиболее универсальной  единицей измерения, используемой при  проведении объемных расчетов полиграфического производства, являются единицы трудоемкости - нормочасы и человеко-часы, и  единицы загрузки - машиночасы. Они  позволяют наиболее полно и реально  отразить объем планируемых работ  и учесть различного рода остановки  и простои оборудования в планируемом  периоде времени.

Информация о работе Организация оперативно-производственной и ритмичной работы предприятия