Организация как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Так или иначе человек живёт в рамках определённых организаций: будь то школа или вуз, торговая фирма или завод. В данной курсовой работе основное внимание уделено деловым организациям, занимающимся хозяйственной и коммерческой деятельностью, предприятиям, фирмам, компаниям.
Отличительной чертой работы этих организаций состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. И чтобы выжить и сохранить способность к развитию предприятия должны постоянно адаптироваться к окружающей их среде. Это обстоятельство накладывает определённые требования к системе управления организацией. Она должна отвечать современным рыночным условиям: быть достаточно гибкой, адекватной, учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания, принимать во внимание неопределённости внешней среды и некоторые другие требования.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………..5
1.1. Организация, как сложная система………………………………...5
1.2. Иерархия управления в организации………………………………8
1.3. Субъекты и объекты управления…………………………………..11
1.4. Функции системы управления организацией……………………..14
1.5. Требования, предъявляемые к системе управления ……………...15
1.6. Основные направления совершенствования систем управления...18
2. Практическая часть…………………………………………………….22
2.1. Характеристика организации и схема ее управления……………...22
2.2. Функциональные обязанности и требования к работникам……….25
2.2.1. Должностная инструкция мерчандайзера………………………...28
2.3. Цель функционирования организации……………………………....35
2.4. Предложения по совершенствованию должностной инструкции…36
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………...38

Работа содержит 1 файл

моё готовое.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

    1. Как должностные лица, высшие  руководители представляются «мозговым  центром» организации, генератором  идей и указателем действий, но  как чины они ощущают себя  ее собственниками, по личному  усмотрению задающими цели, стратегию,  определяющими кадровую политику и т.п.

    2. Руководители среднего звена  выбирают себе роль «позвоночника»  организации, должностная задача  которого – придать стабильность  работе, обеспечить тщательный анализ  идей и проектов до их реализации.

    3. Исполнителям отводится роль «винтиков» – деталей собранных руководителями механизмов. Их задача – точное выполнение команд и информация о ситуации.

    Зачастую  работник как бы «един в трех лицах» – участвуя в различных системах отношений, он может думать то как  босс, то как «позвоночник», то как «винтик».

    Как показывают исследования, верхний ярус иерархии не является важнейшим для  выполнения функции организации. Дело в том, что любая иерархия включена в более крупные иерархии, и  высший руководитель обычно скован отношениями  верхних ярусов, в которых он вынужден играть роль «винтика». Мотором организации является обычно какой-то из  средних ярусов управления. На предприятиях таким ярусом являются начальники цехов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Субъекты и объекты  управления 

    Управление – процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

    Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.

 Для  того чтобы между двумя субъектами  существовала управленческая связь  и соответственно осуществлялось  управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

      Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта  управления к руководству, какие  цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

    1) субъект управления не должен  иметь возможности достижения  своих целей за счет управленческой  деятельности в независимости  от достижения целей управления;

    2) степень достижения субъектом  управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

      Полная привязка потребности  субъекта управления управлять  к результатам функционирования  объекта управления наблюдается  в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

    Объект  управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

     Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

    1) он должен обладать действенностью  на протяжении всего времени  функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

    2) механизм стимулирования должен  увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

    Взаимодействие  субъекта и объекта  управления. Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

    Для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека – отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (реципиент). Отметим, что вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его члены.

    В соответствии с основными функциями  современного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:

    - решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;

    - удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.).

    Исходя  из направления потока информации в  организации, различают коммуникации нисходящие – направленные «сверху вниз» (от руководителей к подчиненным), восходящие – направленные «снизу вверх» (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные – осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.

    Совокупность  горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании – рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются «высокие» или «плоские» пирамиды коммуникаций.

    Взаимодействие  субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих).

    При рассмотрении путей информации в  социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре, как по вертикали, так и по горизонтали.

    К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают с официально установленными. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:

    - потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью;

    - низкая эффективность отдельных элементов официальной системы.  
     

    1.4. Функции системы управления организацией 

    Основными группами функций системы управления являются:

    1. Функции принятия решений (преобразования содержания информации) – выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние.

    2. Рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации.

    3. Функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до объекта управления и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).  
 

    1.5. Требования, предъявляемые  к системе управления 

    Изучая  систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

    - детерминированность элементов системы;

    - динамичность системы;

    - наличие в системе управляющего параметра;

    - наличие в системе контролирующего параметра;

    - наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

    Соблюдение  этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

    В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления. например, есть отдел, действия которого не влияют на Другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

    Вторым  требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

    Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

    Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.

    С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

    Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

Информация о работе Организация как система