Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.
Введение
1. Теоретическая часть: «Организация экономического и социального прогнозирования в РФ».
1.1 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом
1.2 Анализ социально-экономического развития России
1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России
2. Расчетная часть. Прогноз статистических показателей с применением приемов экстраполяции
2.1 Рассчитать прогноз изменения ВВП, используя приемы экстраполяции.
2.2 Выбор наиболее вероятного прогноза
Заключение
Библиографический список
Система планирования и прогнозирования должна быть явно ориентирована на конкретное благо каждого конкретного человека, а не усилия человека должны быть направлены на абстрактные общие цели государства — мы это уже проходили... кончилось плохо.
Чем сегодня качественно отличается прогнозирование в развитых экономиках? В первую очередь это ориентация на предвидение решений конкретных социальных, социально-экономических проблем, а экономические проблемы подаются как средства решения социальных проблем. Это и понятно — в развитом хозяйстве собственно экономический механизм не является зоной столь пристального внимания, так как он уже сравнительно хорошо отлажен, отрегулирован государством, конкуренция и рыночные механизмы функционируют достаточно четко.
В России этот процесс отладки и балансировки рыночного механизма продолжается, но нетрудно заглянуть в недалекое будущее и понять, какое социально-экономическое прогнозирование и планирование у нас будет, каким оно должно стать.
Сначала несколько слов о специфике развитого прогнозирования и планирования в рыночной среде: оно не может концентрироваться на мелочах и деталях (мелкие проблемы решаются «внизу» отлаженным рынком), внимание концентрируется на крупных проблемах.
Во-вторых, такое планирование и прогнозирование должно быть прозрачным — каждый гражданин при желании должен легко ознакомиться с прогнозом, концепцией и планом, знать, кто, как и какие решения принимает, кто за что реально отвечает.
Более того, сам процесс будущего прогнозирования должен носить более демократический характер — в нем при желании должны свободно принимать участие не только соответствующие госструктуры, но и независимые организации, эксперты; возможно широкое проведение опросов населения об облике желаемого будущего, пожеланиях и опасениях, о целях развития и способах их достижения.
Многие скажут, что народ не готов... Но это ошибочное суждение: именно наш народ всегда знал о невозможности построения лубочного коммунизма, об опасности великого поворота рек, о недопустимости подрыва армии, флота, упадка оборонного комплекса, об опасностях заигрывания с ликеро-водочным вопросом и т. п. Иначе говоря, народ всегда был меньше подвержен крайностям и волюнтаризму, чем отдельные лидеры и группы, народ всегда ближе к золотой середине — сбалансированному пути развития. И именно народ всегда на себе ощущает отличие патриота-производителя от патриота-потребителя, ощущает реальные масштабы коррупции, черного рынка, реального роста цен.
Будущее
прогнозирование будет
Конкретное решение проблем детализируется в крупных народнохозяйственных проектах и программах. В перспективе, по мере развития планирования и прогнозирования возможно реальное программирование и открытое планирование включения/выключения экономических регуляторов в зависимости от состояния системы устанавливаемых индикаторов развития — в этой ситуации население и бизнес будет чувствовать себя все более уверенно и не опасаться завтрашнего дня. Во многом система прогнозирования и планирования будет сближаться с публичной политикой. Регуляторы рыночной экономики по мере ее развития будут носить все более экономический, косвенный, нежесткий характер, заменяя прямое администрирование; законодательная система стабилизируется; приблизится к мировым стандартам институциональная среда.
Теперь
рассмотрим качественное, смысловое
наполнение будущей системы
На первом месте в концепциях и прогнозах будут стоять нормативы повышения качества жизни и уровня доходов населения, продолжительность жизни, параметры здоровья населения, демографические параметры, конкретные цели развития социального обеспечения и гарантий, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, рекреацией, развитие прав и свобод, защиты и безопасности (в том числе экологической), обеспечение социального равенства и отсутствия дискриминации граждан по любому признаку, снижение степени дифференциации благосостояния.
Постепенно,
по мере развития экономики, все большую
значимость по сравнению с экономическими
ценностями в прогнозах и концепциях
должны иметь конкретные цели по формированию
новой системы социально-
В
качестве средств достижения поставленных
целей в первую очередь станут
рассматриваться не потенциально возможные
ресурсные вложения, а развитие фундаментальной
и прикладной науки, инновационные
процессы, формирование новых принципов
доверия, государственно-частного партнерства,
партнерских отношений в
Под указанные цели и задачи и должен подстраиваться экономический блок, постепенно перестающий доминировать в общественном сознании как самоценность.
Конечно,
в перспективе сам
Развитие экономического блока явным образом увязывается в прогнозах с человеческим капиталом, управленческим капиталом, социальным капиталом (капитал «отношений»). Все виды вложений в человеческий фактор (и эффект от этих вложений) становятся важнейшими способами поставленных обществом целей.
Необходимой инфраструктурой развития человеческого фактора в экономике становится система непрерывного образования во взаимосвязи с совершенствованием и расширенным внедрением общедоступных информационно-коммуникативных технологий, сети Интернет, электронных библиотек и баз данных и т. п.
Другой
качественно важный блок будущей
системы прогнозирования и
В принципе, в будущем наукоемкость продукции, работ, услуг, любых видов деятельности будет неуклонно возрастать и косвенно свидетельствовать о благополучном развитии экономики.
2. Расчетная
часть. Прогноз статистических
показателей с применением
Годы |
Значение |
1 |
1335 |
2 |
1437 |
3 |
1603 |
4 |
1789 |
5 |
2020 |
6 |
2242 |
7 |
2428 |
8 |
2705 |
9 |
2783 |
10 |
3009 |
11 |
3357 |
12 |
3578 |
13 |
3784 |
14 |
4047 |
15 |
4357 |
1
Экстраполяция на основе
2
Экстраполяция на основе
3
Экстраполяция на основе
4
Экстраполяция на основе
Выбрать наиболее вероятный
1. Экстраполяция на основе
В основу расчета положен средний темп роста.
В качестве базового принимается последний уровень исходного ряда.
Средний
коэффициент роста
Расчет
коэффициентов роста
Таблица 2.2 – Расчет среднего коэффициента роста
год |
Yф |
Кi |
1 |
1335 |
- |
2 |
1437 |
1,0764 |
3 |
1603 |
1,1155 |
4 |
1789 |
1,1160 |
5 |
2020 |
1,1291 |
6 |
2242 |
1,1099 |
7 |
2428 |
1,0830 |
8 |
2705 |
1,1141 |
9 |
2783 |
1,0288 |
10 |
3009 |
1,0812 |
11 |
3357 |
1,1157 |
12 |
3578 |
1,0658 |
13 |
3784 |
1,0576 |
14 |
4047 |
1,0695 |
15 |
4357 |
1,0766 |
∑ |
15,2392 |
Тогда
Средний коэффициент роста больше 1, что говорит о возрастающей зависимости.
Рассчитаем прогнозируемый ВВП на 20-й год по формуле:
Экстраполяция на основе скользящей средней основана на сглаживании ряда путем расчета скользящих средних.
Период сглаживания выбирается путем подбора с учетом динамики развития.
Расчет скользящих средних выполняется по формулам (например, при периоде сглаживания 3 года)
У1/ = , У2/ = , и т.д.
где Уi и Уi/ –– уровень исходного и сглаженного ряда.
Период сглаживания n=3
и т.д.
Период сглаживания n=4
и т.д.
Период сглаживания n=5
далее аналогично.
В данном случае наиболее приемлемым является период сглаживания n = 3 года. Он позволяет в наибольшей степени сгладить колебания и усреднить базовый уровень. Поэтому за основу прогнозирования принимаем скользящий ряд, сглаженный по 3-м точкам.
Тогда Убаз. = 4063,0,
Таблица 2.3 – Расчет скользящих средних
Годы |
Уф |
Уск (n=3) |
Кi ск |
Уск (n=4) |
Кi ск |
Уск (n=5) |
Кi ск |
1 |
1335 |
- |
- |
- | |||
2 |
1437 |
- |
- |
- | |||
3 |
1603 |
1458 |
- |
- |
- | ||
4 |
1789 |
1610 |
- |
1541 |
- |
- | |
5 |
2020 |
1804 |
1,1038 |
1712 |
1,1111 |
1636,8 |
- |
6 |
2242 |
2017 |
1,1207 |
1914 |
1,1175 |
1818,2 |
1,1108 |
7 |
2428 |
2230 |
1,1181 |
2120 |
1,1078 |
2016 |
1,1090 |
8 |
2705 |
2458 |
1,1056 |
2349 |
1,1080 |
2237 |
1,1093 |
9 |
2783 |
2639 |
1,1024 |
2540 |
1,0812 |
2436 |
1,0889 |
10 |
3009 |
2832 |
1,0734 |
2731 |
1,0755 |
2633 |
1,0812 |
11 |
3357 |
3050 |
1,0734 |
2964 |
1,0850 |
2856 |
1,0847 |
12 |
3578 |
3315 |
1,0767 |
3182 |
1,0736 |
3086 |
1,0805 |
13 |
3784 |
3573 |
1,0869 |
3432 |
1,0787 |
3302 |
1,0699 |
14 |
4047 |
3803 |
1,0779 |
3692 |
1,0756 |
3555 |
1,0766 |
15 |
4357 |
4063 |
1,0644 |
3942 |
1,0677 |
3825 |
1,0758 |
∑ |
13,0715 |
11,9819 |
10,8867 |
Информация о работе Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации