Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть: «Организация экономического и социального прогнозирования в РФ».
1.1 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом
1.2 Анализ социально-экономического развития России
1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России
2. Расчетная часть. Прогноз статистических показателей с применением приемов экстраполяции
2.1 Рассчитать прогноз изменения ВВП, используя приемы экстраполяции.
2.2 Выбор наиболее вероятного прогноза
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая СЭП.docx

— 354.45 Кб (Скачать)

Система планирования и прогнозирования  должна быть явно ориентирована на конкретное благо каждого конкретного  человека, а не усилия человека должны быть направлены на абстрактные общие  цели государства — мы это уже  проходили... кончилось плохо.

Чем сегодня качественно отличается прогнозирование в развитых экономиках? В первую очередь это ориентация на предвидение решений конкретных социальных, социально-экономических проблем, а экономические проблемы подаются как средства решения социальных проблем. Это и понятно — в развитом хозяйстве собственно экономический механизм не является зоной столь пристального внимания, так как он уже сравнительно хорошо отлажен, отрегулирован государством, конкуренция и рыночные механизмы функционируют достаточно четко.

В России этот процесс отладки и  балансировки рыночного механизма продолжается, но нетрудно заглянуть в недалекое будущее и понять, какое социально-экономическое прогнозирование и планирование у нас будет, каким оно должно стать.

Сначала несколько слов о специфике развитого прогнозирования и планирования в рыночной среде: оно не может концентрироваться на мелочах и деталях (мелкие проблемы решаются «внизу» отлаженным рынком), внимание концентрируется на крупных проблемах.

Во-вторых, такое планирование и прогнозирование  должно быть прозрачным — каждый гражданин  при желании должен легко ознакомиться с прогнозом, концепцией и планом, знать, кто, как и какие решения  принимает, кто за что реально  отвечает.

Более того, сам процесс будущего прогнозирования  должен носить более демократический  характер — в нем при желании  должны свободно принимать участие  не только соответствующие госструктуры, но и независимые организации, эксперты; возможно широкое проведение опросов  населения об облике желаемого будущего, пожеланиях и опасениях, о целях  развития и способах их достижения.

Многие  скажут, что народ не готов... Но это ошибочное суждение: именно наш народ всегда знал о невозможности построения лубочного коммунизма, об опасности великого поворота рек, о недопустимости подрыва армии, флота, упадка оборонного комплекса, об опасностях заигрывания с ликеро-водочным вопросом и т. п. Иначе говоря, народ всегда был меньше подвержен крайностям и волюнтаризму, чем отдельные лидеры и группы, народ всегда ближе к золотой середине — сбалансированному пути развития. И именно народ всегда на себе ощущает отличие патриота-производителя от патриота-потребителя, ощущает реальные масштабы коррупции, черного рынка, реального роста цен.

Будущее прогнозирование будет ориентировано  на общие концептуальные качественные цели, выстраивать соответствующие  стратегии, анализировать многовариантные  сценарии развития, учитывать вероятностный  характер развития (который в последнее  время резко усиливается) и систему  рисков (особенно военно-политические факторы и возросшую катастрофичность мирового развития), непредсказуемость  многих событий.

Конкретное  решение проблем детализируется в крупных народнохозяйственных проектах и программах. В перспективе, по мере развития планирования и прогнозирования  возможно реальное программирование и открытое планирование включения/выключения экономических регуляторов в зависимости от состояния системы устанавливаемых индикаторов развития — в этой ситуации население и бизнес будет чувствовать себя все более уверенно и не опасаться завтрашнего дня. Во многом система прогнозирования и планирования будет сближаться с публичной политикой. Регуляторы рыночной экономики по мере ее развития будут носить все более экономический, косвенный, нежесткий характер, заменяя прямое администрирование; законодательная система стабилизируется; приблизится к мировым стандартам институциональная среда.

Теперь  рассмотрим качественное, смысловое  наполнение будущей системы прогнозирования  и планирования. Конечно, это будет  более социализированная, более  обращенная на развитие человека система  с соответствующими социально-экономическими критериями.

На  первом месте в концепциях и прогнозах  будут стоять нормативы повышения  качества жизни и уровня доходов  населения, продолжительность жизни, параметры здоровья населения, демографические  параметры, конкретные цели развития социального  обеспечения и гарантий, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, рекреацией, развитие прав и свобод, защиты и безопасности (в том числе  экологической), обеспечение социального  равенства и отсутствия дискриминации  граждан по любому признаку, снижение степени дифференциации благосостояния.

Постепенно, по мере развития экономики, все большую  значимость по сравнению с экономическими ценностями в прогнозах и концепциях должны иметь конкретные цели по формированию новой системы социально-культурных ценностей в обществе. Важнейшими критериями становятся обеспеченность всего населения культурными, научными, образовательными, информационными  благами, развитие интеллектуальной сферы  и индивидуального творчества и  предприимчивости.

В качестве средств достижения поставленных целей в первую очередь станут рассматриваться не потенциально возможные  ресурсные вложения, а развитие фундаментальной  и прикладной науки, инновационные  процессы, формирование новых принципов  доверия, государственно-частного партнерства, партнерских отношений в обществе, консолидации общества на базе общих  социально-политических и культурных ценностей.

Под указанные цели и задачи и должен подстраиваться экономический блок, постепенно перестающий доминировать в общественном сознании как самоценность.

Конечно, в перспективе сам экономический  блок претерпевает серьезные структурные  изменения, связанные с тем, что  Россия все более твердо встает на постиндустриальный путь развития с  мощным развитием сектора услуг  и интегрируется в мировую  систему.

Развитие  экономического блока явным образом  увязывается в прогнозах с  человеческим капиталом, управленческим капиталом, социальным капиталом (капитал  «отношений»). Все виды вложений в  человеческий фактор (и эффект от этих вложений) становятся важнейшими способами  поставленных обществом целей.

Необходимой инфраструктурой развития человеческого  фактора в экономике становится система непрерывного образования во взаимосвязи с совершенствованием и расширенным внедрением общедоступных информационно-коммуникативных технологий, сети Интернет, электронных библиотек и баз данных и т. п.

Другой  качественно важный блок будущей  системы прогнозирования и планирования — долгосрочный форсайт технологий, предвидение революционных технологических прорывов, планирование переходов на более высокие технологические уровни в целях решения социально-экономических проблем.

В принципе, в будущем наукоемкость продукции, работ, услуг, любых видов деятельности будет неуклонно возрастать и косвенно свидетельствовать о благополучном развитии экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчетная  часть. Прогноз статистических  показателей с применением приемов  экстраполяции

 

  • 2.1 Рассчитать прогноз изменения ВВП, используя приемы экстраполяции.

 

 

Годы 

Значение

1

1335

2

1437

3

1603

4

1789

5

2020

6

2242

7

2428

8

2705

9

2783

10

3009

11

3357

12

3578

13

3784

14

4047

15

4357




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Задание: рассчитать точечный прогноз на 20-ой год, используя приемы экстраполяции:

 

1 Экстраполяция на основе среднего  коэффициента роста.

2 Экстраполяция на основе скользящей  средней.

3 Экстраполяция на основе экспоненциального  сглаживания.

4 Экстраполяция на основе метода  наименьших квадратов.

   Выбрать наиболее вероятный прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экстраполяция на основе среднего  коэффициента роста 

 

В основу расчета положен средний  темп роста.

В качестве базового принимается последний  уровень исходного ряда.

Средний коэффициент роста рассчитывается по формуле, как среднеарифметическое коэффициентов, рассчитанных по каждому  году. Для этого необходимо рассчитать коэффициенты роста за каждый период на основе динамики исходного ряда по формуле:

                                 К¡= , аналогично далее по годам.

 

Расчет  коэффициентов роста производится с точностью до четырех знаков после запятой. Расчет коэффициентов  представлен в таблице 2.2.

 

              Таблица 2.2 – Расчет среднего  коэффициента роста

 

год

Yф

Кi

1

1335

-

2

1437

1,0764

3

1603

1,1155

4

1789

1,1160

5

2020

1,1291

6

2242

1,1099

7

2428

1,0830

8

2705

1,1141

9

2783

1,0288

10

3009

1,0812

11

3357

1,1157

12

3578

1,0658

13

3784

1,0576

14

4047

1,0695

15

4357

1,0766

 

15,2392


 

                                         Тогда 

Средний коэффициент роста больше 1, что  говорит о возрастающей зависимости.

    Рассчитаем прогнозируемый ВВП на 20-й год по формуле:

 

  1. Экстраполяция на основе скользящей средней

 

Экстраполяция на основе скользящей средней основана на сглаживании ряда путем расчета  скользящих средних.

Период  сглаживания выбирается путем подбора  с учетом динамики развития.

Расчет  скользящих средних выполняется  по формулам (например, при периоде  сглаживания 3 года)

У1/ = , У2/ = , и т.д.  

где Уi и Уi/  –– уровень исходного и сглаженного ряда.

Период  сглаживания n=3

 

 и т.д.

 

    Период сглаживания n=4

 

 

и т.д.

 

Период  сглаживания n=5

далее аналогично.

 

В данном случае наиболее приемлемым является период сглаживания n = 3 года. Он позволяет в наибольшей степени сгладить колебания и усреднить базовый уровень. Поэтому за основу прогнозирования принимаем скользящий ряд, сглаженный по 3-м точкам.

Тогда Убаз. = 4063,0,     

 

          Таблица 2.3 – Расчет скользящих  средних

                 

Годы

Уф

Уск (n=3)

Кi ск

Уск (n=4)

Кi ск

Уск (n=5)

Кi ск

1

1335

 

-

 

-

 

-

2

1437

 

-

 

-

 

-

3

1603

1458

-

 

-

 

-

4

1789

1610

-

1541

-

 

-

5

2020

1804

1,1038

1712

1,1111

1636,8

-

6

2242

2017

1,1207

1914

1,1175

1818,2

1,1108

7

2428

2230

1,1181

2120

1,1078

2016

1,1090

8

2705

2458

1,1056

2349

1,1080

2237

1,1093

9

2783

2639

1,1024

2540

1,0812

2436

1,0889

10

3009

2832

1,0734

2731

1,0755

2633

1,0812

11

3357

3050

1,0734

2964

1,0850

2856

1,0847

12

3578

3315

1,0767

3182

1,0736

3086

1,0805

13

3784

3573

1,0869

3432

1,0787

3302

1,0699

14

4047

3803

1,0779

3692

1,0756

3555

1,0766

15

4357

4063

1,0644

3942

1,0677

3825

1,0758

   

13,0715

 

11,9819

 

10,8867

Информация о работе Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации