Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть: «Организация экономического и социального прогнозирования в РФ».
1.1 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом
1.2 Анализ социально-экономического развития России
1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России
2. Расчетная часть. Прогноз статистических показателей с применением приемов экстраполяции
2.1 Рассчитать прогноз изменения ВВП, используя приемы экстраполяции.
2.2 Выбор наиболее вероятного прогноза
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая СЭП.docx

— 354.45 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО «Сибирский Государственный Технологический Университет»

 

                  Факультет: Экономический

             Кафедра: ЭООХЛК

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

                                       

Курсовая работа по социально –  экономическому прогнозированию

на тему: «Организация экономического и социального прогнозирования в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

                                                                                                                Руководитель:

                                                                                                                                      Н.С. Тарасюк

                                                                                                                     (подпись)

 

                                                                                                                                                                                           


                                                                                                                            (оценка, дата)    

                                                                                                                  Разработала:

                                                                                                 Студентка группы 84-1

                                                                                                                                      Е.Ю. Новик

                                                                                                                      (подпись)

                                                 ___________________________

                                                                       (дата)

 

 

 

 

Красноярск 2011

 

Задание на курсовую работу

 

  1. Теоретическая часть: «Организация экономического и социального

                                             прогнозирования в РФ».

 

  • Сущность  государственного прогнозирования  социально-экономического развития страны.

  • Анализ  социально – экономической ситуации и уровня жизни в РФ.

  • Прогнозы  экономического и социального развития России.
  •  

    1. Расчетная часть, вариант № 6
    2. Рассчитать  прогноз изменения ВВП, используя приемы

          экстраполяции.

    • Выбрать наиболее вероятный прогноз

    • Исходные  данные: ВВП,млрд.руб. Прогноз на 20-й год.

     

    Годы 

    Значение

    1

    1335

    2

    1437

    3

    1603

    4

    1789

    5

    2020

    6

    2242

    7

    2428

    8

    2705

    9

    2783

    10

    3009

    11

    3357

    12

    3578

    13

    3784

    14

    4047

    15

    4357




     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Содержание

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.

    Переход России к новой системе экономических отношений, а также ряд проведенных за последнее время административных реформ обуславливают необходимость разработки принципиально новой государственной политики. В рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.

    В советский период прогнозирование представляло собой четкую централизованную систему, состоящую из иерархически подчиненных друг другу территориальных и региональных прогнозов. Переход к рыночной экономике, характеризующийся активной регионализацией экономического и политического пространства, привел к тому, что вышеназванная централизованная система прогнозирования перестала отвечать современным условиям и, вследствие этого была полностью разрушена. В годы реформ российская экономика формировалась стихийно, и это не позволяло эффективно прогнозировать развитие достаточно точно и на долгосрочный период.

    Прогнозирование является одним из решающих элементов эффективной организации управления территориями любого таксономического уровня, вследствие того, что качество принимаемых решений в большой степени определяется качеством прогнозирования их последствий. Поэтому решения, принимаемые в настоящем, должны опираться на достоверные оценки возможного развития изучаемых явлений и событий в будущем.

    Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность.

     

     

    В Российской Федерации до последнего времени прогнозы социально-экономического развития разрабатывались в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. То есть, процесс прогнозирования, как правило, строился сверху вниз. В основном, прогнозированием занималось Правительство РФ, в частности Министерство экономического развития и торговли РФ. На уровне отдельных регионов (субъектов РФ, федеральных округов и муниципальных образований) разработка прогнозов не являлась обязательным, законодательно закрепленным процессом (как правило, подобные документы носили декларативный характер), что снижало результативность региональной политики.

    На сегодняшний день предпринята попытка организации процесса прогнозирования «снизу вверх», что, несомненно, позволит учесть национальную, территориальную, экономическую, социальную специфику территорий различного таксономического уровня, что в свою очередь повысит качество и точность прогнозов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 Теоретическая часть: «Организация экономического и

    социального прогнозирования в РФ

     

      1.  Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом

     

    В переводе с  греческого слово «прогноз» означает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных фактических данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его  осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование есть процесс составление  прогноза развития, становления, распространения  чего-либо (например, науки, отрасли  производства, процесса, отношений  и т. д.) на основании изучения тщательно  отобранных данных.

    Социально-экономическое  прогнозирование является одним  из важнейших направлений общественного  развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах  познания социально-экономических  явлений и использовании всей совокупности методов, средств и  способов экономической прогностики (в перев. с греч. — методы составления, определения прогноза).

    Цель прогнозирования  состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций  развития экономики; вариантное предвидение  предстоящего развития общественного  воспроизводства, учитывающее как  сложившиеся тенденции, так и  намеченные цели; оценку возможных  последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для  принятия управляющих решений.

     

    Таблица 1.1 - Сравнительные особенности базовых методов прогнозирования.

    Характерные черты метода (подхода)

    Тип методов прогноза

     
     

    Эконометрические методы и модели прогнозирования

    Сценарный подход к прогнозированию

    Экспертное прогнозирование

    1

    2

    3

    4

    Видение тенденций будущего

    Фокусированное

    Системное

    Фокусированное

    Основополагающая парадигма

    Инерционность

    Изменчивость, неопределенность

    Уникальность

    Тип переменных факторов

    Количественные, объективно оценённые, известные

    Количественные и качественные, субъективно  и объективно оценённые, известные

    В большей степени качественные, чем  количественные, субъективно оценённые, известные

    Взаимосвязи в рамках модели

    Статические, фиксированной структуры

    Динамические, развивающейся структуры

    Рассматриваются при необходимости

    Основание для объяснения будущего

    Прошлое объясняет будущее

    Будущее - причина действий в настоящем

    Будущее - субъективное представление  опыта, знаний, интуиции эксперта

    Степень видения будущего

    Однозначно и конкретно

    Множественно и размыто

    Однозначно либо субъективно вероятностно заданно

    Характерные методы

    Количественные, детерминированные

    Структурно-целевой анализ, математическое моделирование

    Интуитивно-логический анализ

    Характер отношения к будущему

    Пассивное или адаптивное (будущее  происходит)

    Активное и креативное (будущее  осуществляется)

    Определяется формулировкой задачи

    Характерный период упреждения

    Краткосрочный, среднесрочный

    Среднесрочный,

    долгосрочный, дальнесрочный

    Краткосрочный, долгосрочный, дальнесрочный


     

    Анализ  отраслей СЭС с помощью этих методов  в совокупности дает представление  о том, как развивается государство, насколько крепко экономическое  положение как внутри страны, так  и на мировой арене. Социальный аспект также очень важен, т.к. он является основной характеристикой при анализе  стабильности той или иной страны, и неразрывно связан с экономическим  аспектом. Поэтому анализ и прогнозирование  социально-экономического развития очень  важно для дальнейшего развития страны.

     

    Прогнозирование в зарубежных странах

     

    В экономически развитых странах прогнозирование  обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.).

    В США в аппарате президента имеется  статистико-политический отдел, который  готовит прогнозные сводки для главы  государства. При американском конгрессе  функционирует Бюро оценки последствий  научно-технического прогресса. Здесь  имеются учреждения, оказывающие  консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е  гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования - программирования - бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:

     

    1. как обеспечить своевременное и  эффективное государственное вмешательство  в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и  деформации решений на микроуровне;

     

    1. как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную  мотивацию к труду, инвестиции и  инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга.

    Информация о работе Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации