Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть: «Организация экономического и социального прогнозирования в РФ».
1.1 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом
1.2 Анализ социально-экономического развития России
1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России
2. Расчетная часть. Прогноз статистических показателей с применением приемов экстраполяции
2.1 Рассчитать прогноз изменения ВВП, используя приемы экстраполяции.
2.2 Выбор наиболее вероятного прогноза
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая СЭП.docx

— 354.45 Кб (Скачать)

 

С 1988 г. в США введена система  финансирования федеральных целевых  программ, она осуществляется в форме  целевых трансфертов, которые предоставляются  на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США  реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств  с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано  с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под  действие федерального закона, некоторые  полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также  много программ проводятся правительствами  штатов (расходы разделяются между  штатом и федерацией). В целом  трансферты из федерального бюджета  покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь  на цели повышения благосостояния населения.

В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены  для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических  центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики  и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.

Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько  научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.

В настоящее время в мире созданы  мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в  различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.

В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная  ситуация:

  1. на рынке отдельного товара;
  2. в конкретном секторе экономики;
  3. на мировом рынке.

 

В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции  развития, но и возможные последствия  осуществления государственных  мер по регулированию рынка.

Мировая система хозяйствования в настоящее  время активно использует возможности  не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:

а) макропланирование;

б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные  финансово-промышленные группы;

в) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы  региональных и местных властей;

г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который  уже несколько десятилетий плодотворно  используется в ряде стран мира.

 

Зарубежная  практика очень часто использует советский опыт планирования, но планы  государств носят не директивный  характер. Обращение к планированию в развитых странах во многом связано  с тем, что в экономически развитых странах исчезла вера в совершенство и саморегулируемость рыночных механизмов. Среди специалистов стала преобладать  точка зрения о наличии у рынка  неустранимых дефектов, делающих экономическое  равновесие труднодостижимым.

Поэтому в настоящее время многие государства  активно используют прогнозирование, бюджетирование, программирование, и  контрактацию (госзакупки на контрактной  основе).

В государственном секторе Китая  в настоящее время сохранено  директивное планирование, но его  жесткость существенно ослаблена. В негосударственном секторе  применяются планирование и рыночные регуляторы. Гибкое сочетание плана  и рынка обеспечило в Китае  феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей  развития.

В Южной Корее сегодня особое внимание в государственных планах уделяется  поддержке крупных финансово-промышленных групп, что способствует их превращению  в транснациональные корпорации ("Хендэ", "Самсунг", "Деу" и др.).

В ЕС составляются кратко- и среднесрочные  программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовятся  рекомендации для национальных экономик.

Страны  мира в основном применяют индикативное, т.е. рекомендательное, планирование. За прошедшие три пятилетия в  развитии индикативного планирования отмечено три этапа. На первом этапе  планирование носило конъюнктурный, на втором - структурный и на третьем - стратегический характер.

В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства. Во Франции - это  Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде - Экономический совет, в  Японии - Экономический совет, в Нидерландах - Центральное плановое бюро.

В настоящее время прогнозирование  и планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий, и насчитывают сотни моделей, а также массу разнообразных  приемов расчетов. Широко применяются  методы оптимального программирования и исследования операций.

 

Прогнозирование в России

 

В России накоплен уникальный опыт государственного планирования социально-экономического развития. Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания  пропорциональности и выделения  основного звена (приоритетов), интересов  государства и предприятий, комплексности. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись  модификации, а третьи пробивают  себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий.

 

 

 

 

Рис.2 – Прогноз развития направлений, относящихся к компетенции РФ

 

 

 

Рис.3 – Структура государственных прогнозов

 

 

Социально-экономические  прогнозы целесообразно разделить  на 2 группы: «социальные», «экономические».

«Социальные»:

- прогноз занятости населения;

- прогноз ЖКХ и быта;

- прогноз здравоохранения;

- прогноз образования;

- прогноз культуры и искусства;

«Экономические»:

- прогнозирование экономического  роста;

- прогноз совокупного спроса;

- прогноз отраслевой структуры  национальной экономики;

- прогноз уровня инфляции.

 

Все это в совокупности дает концепцию  социально-экономического развития страны, что представляет собой пакет  представлений о стратегических целях, задачах, приоритетах социально-экономической  политики государства, важнейших направлений  реализации намеченных целей.

Прогнозные  данные макроэкономических показателей, полученных в результате статистических разработок, используются в дальнейшем для разработки программ различной  временной продолжительности. Затем  разрабатываются способы реализации разных программ, выделяя основные препятствия, способные этому помешать.

Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса. Согласно Положению о названном министерстве, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443, Минэконом­развития России осуществляет мониторинг и анализ социально-эконо­мических процессов, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.

Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе данного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В этой концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития России, пути и средства достижения указанных целей. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

 

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Совет Федерации ФС РФ и Государственную Думу ФС РФ программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ, обычно содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе ФС РФ, в частности, такие документы, как итоги социально-экономического развития России за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

Согласно  БК РФ прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год является одним из документов, которые должны быть подготовлены в целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год.

Конкретные  задачи социально-экономического развития предусматриваются в федеральных целевых программах. На основании этих программ осуществляется поставка продукции для федеральных государственных нужд. Государственные заказчики программ указываются в перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета. Государственные заказчики заключают государственные контракты с предприятиями-поставщиками. Государственный заказ — это также одна из экономических форм государственного регулирования экономики. Размещение государственных заказов должно осуществляться, как правило, на конкурсной основе. Для предприятий — поставщиков продукции для федеральных государственных нужд устанавливаются меры экономического стимулирования. Для предприятий, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, предусмотрена обязанность принимать для исполнения заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

 

1.2 Анализ социально-экономического развития России

 

Непременным условием эффективного регулирования  и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого  функционирующих органов. Такая  система в России создана и  включает в себя законодательные  и исполнительные органы власти.

Организационная структура прогнозирования, сложившаяся  в РФ, представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.2 - Организационная структура государственного прогнозирования в РФ

Участник процесса государственного прогнозирования

 

Выполняемые функции

  1. Министерство экономического развития и торговли РФ

Разработка, исполнение прогнозов социально-экономического развития страны

  1. Министерство финансов РФ

Разработка и контроль за исполнением федерального бюджета на год, в т.ч. по кварталам

  1. Центральный банк РФ

Определение параметров денежно-кредитной  и валютной политики страны

  1. Государственный комитет по статистике

Составление статистических мониторингов итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов, создать массив данных для новых прогнозов

 

  1. Научно-исследовательские институты:
  • Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ;
  • Институт экономики РАН;

Совет по размещению производительных сил и др. Проводят научные исследования и разрабатывают прогнозы по заказам

Информация о работе Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации