Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.
Введение
1. Теоретическая часть: «Организация экономического и социального прогнозирования в РФ».
1.1 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом
1.2 Анализ социально-экономического развития России
1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России
2. Расчетная часть. Прогноз статистических показателей с применением приемов экстраполяции
2.1 Рассчитать прогноз изменения ВВП, используя приемы экстраполяции.
2.2 Выбор наиболее вероятного прогноза
Заключение
Библиографический список
Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов.
Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.
В
систему рабочих органов
Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;
Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.
Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:
1.
Основанием для разработки
2.
Министерство экономического
Таблица 1.3 - Динамика основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года (в процентах к предыдущему году)
2009 |
2010 |
2011 |
Прогноз |
2014 к 2010 | |||
отчет |
отчет |
оценка |
2012 |
2013 |
2014 | ||
Валовой внутренний продукт |
92,2 |
104,0 |
104,2 |
103,5 |
104,2 |
104,6 |
117,5 |
Индекс промышленного |
90,7 |
108,2 |
105,4 |
103,6 |
104,0 |
104,2 |
118,2 |
Темп роста продукции |
101,4 |
88,1 |
111,8 |
102,4 |
102,7 |
102,0 |
119,9 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
84,3 |
106,0 |
106,0 |
108,8 |
107,7 |
109,6 |
136,1 |
Реальные располагаемые доходы населения |
102,1 |
104,1 |
101,5 |
104,0 |
104,4 |
105,0 |
115,7 |
Индекс потребительских цен (в среднем за год) |
111,7 |
106,9 |
109,3 |
106,0 |
105,9 |
105,2 |
129,1 |
Занято в экономике (млн. чел.) |
67,3 |
67,7 |
68,2 |
68,3 |
68,3 |
68,0 |
100,5 |
Экспорт (млрд. долл. США) |
303,4 |
400,1 |
503,8 |
494,4 |
512,3 |
536,5 |
134,1 |
Импорт (млрд. долл. США) |
191,8 |
248,7 |
308,7 |
352,4 |
396,0 |
444,6 |
178,8 |
Рис.1 –
Прогноз социально-
В
целях обеспечения
Порядок
разработки программы социально-
В
программе социально-
1) оценка
итогов социально-
2) концепция
программы социально-
3) макроэкономическая политика;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционная и структурная политика;
6) аграрная политика;
7) экологическая политика;
8) социальная политика;
9) региональная экономическая политика;
10) внешнеэкономическая политика.
Таблица 1.4 – Основные макроэкономические показатели РФ
Показатель |
Ед. изм. |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
ВВП |
млрд. руб. |
13208 |
17027 |
21610 |
26917 |
33248 |
41277 |
38786 |
44939 |
% к пред.пер. |
7,3 |
7,2 |
6,4 |
8,2 |
8,5 |
5,2 |
-7,8 |
4,0 | |
Промышленное производство |
% к соотв. пер. пред.года |
8,9 |
8,0 |
5,1 |
6,3 |
6,8 |
0,6 |
-9,3 |
8,2 |
Инвестиции в основной капитал |
% к соотв. пер. пред.года |
13,7 |
10,9 |
10,9 |
16,7 |
22,7 |
9,9 |
-16,2 |
6,0 |
Реальные доходы населения |
% к соотв. пер. пред.года |
15,0 |
10,4 |
12,4 |
13,5 |
12,1 |
2,3 |
2,1 |
4,2 |
Инфляция |
% к пред.пер. |
12,0 |
11,7 |
10,9 |
9,0 |
11,9 |
13,3 |
8,8 |
8,8 |
Безработица |
% экон. актив. нас. |
8,6 |
8,2 |
7,6 |
7,2 |
6,1 |
6,4 |
8,4 |
7,5 |
Федеральный бюджет: |
|||||||||
доходы |
млрд. руб. |
2586 |
3429 |
5127 |
6279 |
7779 |
9274 |
7337 |
8304 |
% ВВП |
19,6 |
20,1 |
23,7 |
23,3 |
23,4 |
22,5 |
18,9 |
18,5 | |
профицит |
млрд. руб. |
228 |
730 |
1613 |
1994 |
1796 |
1708 |
-2300 |
-1812 |
% ВВП |
1,7 |
4,3 |
7,5 |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-5,9 |
-4,0 | |
Консолидированный бюджет: |
|||||||||
доходы |
млрд. руб. |
4139 |
5430 |
8580 |
10626 |
13368 |
16004 |
13421 |
15716 |
% ВВП |
31,3 |
31,9 |
39,7 |
39,5 |
40,2 |
38,8 |
34,6 |
35,0 | |
профицит |
млрд. руб. |
174 |
760 |
1759 |
2251 |
1990 |
2012 |
-2427 |
-1585 |
% ВВП |
1,3 |
4,5 |
8,1 |
8,4 |
6,0 |
4,9 |
-6,3 |
-3,5 | |
Стабилизационный фонд |
млрд. руб. |
522 |
1237 |
2347 |
3849 |
||||
Резервный фонд |
млрд. руб. |
4028 |
1831 |
775 | |||||
Фонд национального |
млрд. руб. |
2584 |
2769 |
2696 | |||||
Цена нефти Urals |
долл./барр. |
27,3 |
34,2 |
50,0 |
61,1 |
68,9 |
94,8 |
60,4 |
77,9 |
Экспорт |
млрд. долл. |
135,9 |
183,2 |
243,8 |
303,6 |
354,4 |
471,6 |
303,4 |
400,4 |
% ВВП |
31,6 |
31,0 |
31,9 |
30,7 |
27,3 |
28,3 |
24,8 |
27,1 | |
Импорт |
млрд. долл. |
76,1 |
97,4 |
125,4 |
164,3 |
223,5 |
291,9 |
191,8 |
248,7 |
% ВВП |
17,7 |
16,5 |
16,4 |
16,6 |
17,2 |
17,5 |
15,7 |
16,8 | |
Золотовалютные резервы |
млрд. долл. |
76,9 |
124,5 |
182,2 |
303,7 |
478,8 |
427,1 |
439,0 |
479,4 |
мес. импорта |
8,9 |
11,4 |
13,3 |
17,4 |
20,4 |
14,0 |
20,8 |
22,7 | |
Денежная масса M2 |
% к соотв. пер. пред.года |
50,5 |
35,8 |
38,6 |
48,8 |
47,5 |
1,7 |
16,3 |
27,5 |
Обменный курс (средний за период) |
руб/долл |
30,7 |
28,8 |
28,3 |
27,2 |
25,6 |
24,8 |
31,7 |
30,4 |
Индекс реального курса рубля к доллару |
% к пред.пер. |
18,9 |
14,0 |
3,9 |
17,0 |
15,0 |
-0,2 |
-0,4 |
4,0 |
дек 1997 г. = 100% |
82,2 |
93,7 |
97,3 |
113,5 |
130,6 |
129,1 |
128,7 |
133,5 | |
Внешний долг РФ |
млрд. долл. |
186,0 |
213,5 |
257,2 |
313,2 |
463,9 |
480,5 |
467,2 |
483,0 |
% ВВП |
43,1 |
36,1 |
33,6 |
31,6 |
35,8 |
28,9 |
37,9 |
33,0 |
Не секрет, что в российской экономической науке наблюдается экспансия западных подходов и методов, задающая тем самым новые "нормативы научности". Значимость экспертных методов возрастает в связи с принятием на вооружение отечественными экономистами институционального подхода к исследованию особенностей национальной экономики. Причем российские институциональные исследования и выполненные на их базе прогнозы отличаются "социологизацией" и применяемых методов, и выводов по результатам анализа. К сожалению, практическая "выключенность" советских ученых в 1960-1970-е годы из дискуссии об основах теории прогнозирования, а также, возможно, генетически унаследованная зависимость теоретических построений от идей, обслуживающих декларированные стратегические приоритеты России, и обусловливают рецидивы подходов, несостоятельность которых доказана несколько десятилетий назад.
Очевидно, при всей значимости показателей
ВВП и душевого ВВП огромную роль
играют также особенности его
производства и распределения. Надо
отдать должное планам стратегического
развития России - помимо кардинального
увеличения ВВП планируется
Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:
Намечаемые
проектировки развития государственного
сектора экономики включают показатели
его функционирования и развития,
получения и использования
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Что же касается социального развития РФ, об этом Президент России Дмитрий Медведев на встрече 15 октября 2011 года со своими сторонниками заявил, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, что, по его мнению, превышает все советские показатели, а продолжительность жизни женщин составляет 74 года. По мнению правящей партии "Единая Россия", отраженном в программном обращении, в 2013 году ожидаемая средняя продолжительность жизни в России превысит 70 лет. Министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова 1 ноября 2011 года со ссылкой на средний прогноз Росстата сообщила, что к 2020 году ожидаемая средняя продолжительность жизни в России составит 71,8 года, в том числе у женщин - 77,3 года, у мужчин - 66,2 года.
Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
Правительство
РФ и Центральный банк РФ обеспечивают
ежемесячный мониторинг состояния
экономики страны и публикуют
информационно-статистические данные
о социально-экономическом
1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России
В
современном мире знания стоят дорого,
а знания о будущем экономики
составляют настоящий золотой фонд
любого развитого государства. Очевидно,
не имеет смысла долго объяснять,
как важны знания о будущем
для выработки социально-
Сегодня в управлении российской экономикой очень серьезную роль играет инерционный прогноз экономики, на основании которого по законодательству должна строиться концепция долгосрочного развития экономики, детализирующая сам прогноз.
Инерционный
прогноз, конечно, многовариантный, рассматривает
различные сценарии и зависит
в основном от набора важных показателей:
цена на нефть, инфляция, демография и
т. п. От ресурсов и других факторов
выводятся темпы экономического
роста, а создаваемый в будущем
продукт «разбивается» на разные
цели: социальные и прочие. Но не все
так просто— задаются, как правило,
и некоторые социально-
Некоторую альтернативу такому подходу можно увидеть в отдельных развитых странах за рубежом, например, в США есть модель прогнозирования, выстраивающая формирование картины будущего от демографической сферы, от трудовых ресурсов, квалификационной структуры, рабочих мест и т. п. Такую схему, конечно, можно считать более социализированной.
Понятно,
что идеалом социализации общества
в прогнозировании была бы система,
выстраивающая четкую будущую линейку
«социального продукта»: благосостояния,
социальных программ и благ, конкретных
позитивных сдвигов в здравоохранении,
питании, обеспеченности жильем, обучении,
рекреации и т. п. И вот под
такую линейку уже
То
есть сначала должна разрабатываться
долгосрочная концепция социально-
Концептуальное
и прогнозное решение конкретных
социально-экономических
Информация о работе Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации