Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть: «Организация экономического и социального прогнозирования в РФ».
1.1 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом
1.2 Анализ социально-экономического развития России
1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России
2. Расчетная часть. Прогноз статистических показателей с применением приемов экстраполяции
2.1 Рассчитать прогноз изменения ВВП, используя приемы экстраполяции.
2.2 Выбор наиболее вероятного прогноза
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая СЭП.docx

— 354.45 Кб (Скачать)

 

 

Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают  правовую базу прогнозирования, рассматривают  и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов.

Исполнительные  органы - это Правительство, которое  в лице своих рабочих органов  осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.

В систему рабочих органов Правительства  входят:

Министерства  РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда  и социального развития и др.;

Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи  и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды  и др.

Технология  разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

1. Основанием для разработки прогноза  служит Постановление Правительства  РФ «О разработке прогноза  СЭР страны на _____  год», которое  выходит в начале года, предшествующего  прогнозному.

2. Министерство экономического развития  и торговли разрабатывает прогнозы  основных индикаторов социально-экономического  положения страны на предстоящий  год, в частности:

 

  • объем и динамика ВВП;
  • прогноз инфляции;
  • объем производства и реализации товаров, работ и услуг;
  • объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;
  • расчеты фонда оплаты труда;
  • объемы прибыли (доходов),
  • показатели экспорта и импорта;
  • прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ;
  • основные характеристики финансового баланса страны.

 

 

Таблица 1.3 -  Динамика основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года (в процентах к предыдущему году)

 

 

2009

2010

2011

Прогноз

2014 к 2010

отчет

отчет

оценка

2012

2013

2014

Валовой внутренний продукт

92,2

104,0

104,2

103,5

104,2

104,6

117,5

Индекс промышленного производства

90,7

108,2

105,4

103,6

104,0

104,2

118,2

Темп роста продукции сельского  хозяйства

101,4

88,1

111,8

102,4

102,7

102,0

119,9

Инвестиции в основной капитал  за счет всех источников финансирования

84,3

106,0

106,0

108,8

107,7

109,6

136,1

Реальные располагаемые доходы населения

102,1

104,1

101,5

104,0

104,4

105,0

115,7

Индекс потребительских цен (в  среднем за год)

111,7

106,9

109,3

106,0

105,9

105,2

129,1

Занято в экономике (млн. чел.)

67,3

67,7

68,2

68,3

68,3

68,0

100,5

Экспорт (млрд. долл. США)

303,4

400,1

503,8

494,4

512,3

536,5

134,1

Импорт (млрд. долл. США)

191,8

248,7

308,7

352,4

396,0

444,6

178,8


 

 

 

Рис.1 –  Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013-2014гг на примере некоторых  показателей динамики

 

В целях обеспечения преемственности  социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу  используются при разработке прогнозов  социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, которые в свою очередь, подлежат опубликованию.

Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  определяется Правительством РФ.

В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  должны быть отражены:

 

1) оценка  итогов социально-экономического  развития РФ за предыдущий  период и характеристика состояния  экономики РФ;

2) концепция  программы социально-экономического  развития РФ на среднесрочную  перспективу;

3) макроэкономическая  политика;

4) институциональные  преобразования;

5) инвестиционная  и структурная политика;

6) аграрная  политика;

7) экологическая  политика;

8) социальная  политика;

9) региональная  экономическая политика;

10) внешнеэкономическая  политика.

 

 

Таблица 1.4 – Основные макроэкономические показатели РФ

Показатель

Ед. изм.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП

млрд. руб.

13208

17027

21610

26917

33248

41277

38786

44939

% к пред.пер.

7,3

7,2

6,4

8,2

8,5

5,2

-7,8

4,0

Промышленное производство

% к соотв. пер. пред.года

8,9

8,0

5,1

6,3

6,8

0,6

-9,3

8,2

Инвестиции в основной капитал

% к соотв. пер. пред.года

13,7

10,9

10,9

16,7

22,7

9,9

-16,2

6,0

Реальные доходы населения

% к соотв. пер. пред.года

15,0

10,4

12,4

13,5

12,1

2,3

2,1

4,2

Инфляция

% к пред.пер.

12,0

11,7

10,9

9,0

11,9

13,3

8,8

8,8

Безработица

% экон. актив. нас.

8,6

8,2

7,6

7,2

6,1

6,4

8,4

7,5

Федеральный бюджет:

                 

доходы

млрд. руб.

2586

3429

5127

6279

7779

9274

7337

8304

% ВВП

19,6

20,1

23,7

23,3

23,4

22,5

18,9

18,5

профицит

млрд. руб.

228

730

1613

1994

1796

1708

-2300

-1812

% ВВП

1,7

4,3

7,5

7,4

5,4

4,1

-5,9

-4,0

Консолидированный бюджет:

                 

доходы

млрд. руб.

4139

5430

8580

10626

13368

16004

13421

15716

% ВВП

31,3

31,9

39,7

39,5

40,2

38,8

34,6

35,0

профицит

млрд. руб.

174

760

1759

2251

1990

2012

-2427

-1585

% ВВП

1,3

4,5

8,1

8,4

6,0

4,9

-6,3

-3,5

Стабилизационный фонд

млрд. руб.

 

522

1237

2347

3849

     

Резервный фонд

млрд. руб.

         

4028

1831

775

Фонд национального благосостояния

млрд. руб.

         

2584

2769

2696

Цена нефти Urals

долл./барр.

27,3

34,2

50,0

61,1

68,9

94,8

60,4

77,9

Экспорт

млрд. долл.

135,9

183,2

243,8

303,6

354,4

471,6

303,4

400,4

% ВВП

31,6

31,0

31,9

30,7

27,3

28,3

24,8

27,1

Импорт

млрд. долл.

76,1

97,4

125,4

164,3

223,5

291,9

191,8

248,7

% ВВП

17,7

16,5

16,4

16,6

17,2

17,5

15,7

16,8

Золотовалютные резервы

млрд. долл.

76,9

124,5

182,2

303,7

478,8

427,1

439,0

479,4

мес. импорта

8,9

11,4

13,3

17,4

20,4

14,0

20,8

22,7

Денежная масса M2

% к соотв. пер. пред.года

50,5

35,8

38,6

48,8

47,5

1,7

16,3

27,5

Обменный курс (средний за период)

руб/долл

30,7

28,8

28,3

27,2

25,6

24,8

31,7

30,4

Индекс реального курса рубля  к доллару

% к пред.пер.

18,9

14,0

3,9

17,0

15,0

-0,2

-0,4

4,0

дек 1997 г. = 100%

82,2

93,7

97,3

113,5

130,6

129,1

128,7

133,5

Внешний долг РФ

млрд. долл.

186,0

213,5

257,2

313,2

463,9

480,5

467,2

483,0

% ВВП

43,1

36,1

33,6

31,6

35,8

28,9

37,9

33,0




 

 

Не секрет, что в российской экономической  науке наблюдается экспансия  западных подходов и методов, задающая тем самым новые "нормативы научности". Значимость экспертных методов возрастает в связи с принятием на вооружение отечественными экономистами институционального подхода к исследованию особенностей национальной экономики. Причем российские институциональные исследования и выполненные на их базе прогнозы отличаются "социологизацией" и применяемых методов, и выводов по результатам анализа. К сожалению, практическая "выключенность" советских ученых в 1960-1970-е годы из дискуссии об основах теории прогнозирования, а также, возможно, генетически унаследованная зависимость теоретических построений от идей, обслуживающих декларированные стратегические приоритеты России, и обусловливают рецидивы подходов, несостоятельность которых доказана несколько десятилетий назад.

Очевидно, при всей значимости показателей  ВВП и душевого ВВП огромную роль играют также особенности его  производства и распределения. Надо отдать должное планам стратегического  развития России - помимо кардинального  увеличения ВВП планируется позиционирование России как страны высоких технологий, однако без значительного увеличения расходов на науку и образование, без создания предпосылок для  привлечения молодых и талантливых  работников в названные сферы. Это - типичная методологическая ошибка, многократно  и подробно описанная в истории  прогнозирования: "план без прогноза представляет собой только административную акцию". С сожалением приходится констатировать, что ни одна программа  действий Правительства РФ по перестройке  и регулированию развития социально-экономической  среды России так и не была реализована  в соответствии с предполагаемыми  результатами.

Правительство РФ одновременно с предоставлением  проекта Федерального бюджета предоставляет  Государственной Думе следующие  документы и материалы:

    1. итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;
    2. прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;
    3. проект сводного финансового баланса по территории РФ;
    4. перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;
    5. перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
    6. перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
    7. намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

 

В перечне федеральных целевых  программ, намеченных к финансированию указываются:

  • краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;
  • результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
  • требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
  • объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
  • государственные заказчики программ.

 

Намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов  от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности  использования федеральной собственности  и пакетов акций, а также программы  повышения эффективности использования  федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной  Думой при обсуждении проекта  федерального бюджета на предстоящий  год.

Что же касается социального развития РФ, об этом Президент России Дмитрий  Медведев на встрече 15 октября 2011 года со своими сторонниками заявил, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, что, по его мнению, превышает все советские показатели, а продолжительность жизни женщин составляет 74 года. По мнению правящей партии "Единая Россия", отраженном в программном обращении, в 2013 году ожидаемая средняя продолжительность жизни в России превысит 70 лет. Министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова 1 ноября 2011 года со ссылкой на средний прогноз Росстата сообщила, что к 2020 году ожидаемая средняя продолжительность жизни в России составит 71,8 года, в том числе у женщин - 77,3 года, у мужчин - 66,2 года.

Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются  Правительством РФ в Совет Федерации  и Государственную Думу не позднее  февраля текущего года и подлежат опубликованию.

Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния  экономики страны и публикуют  информационно-статистические данные о социально-экономическом положении  РФ.

 

1.3 Перспективы социально-экономического прогнозирования в России

 

В современном мире знания стоят дорого, а знания о будущем экономики  составляют настоящий золотой фонд любого развитого государства. Очевидно, не имеет смысла долго объяснять, как важны знания о будущем  для выработки социально-экономической  и иной политики государства, регионов, крупных предприятий, развития домашнего  хозяйства.

Сегодня в управлении российской экономикой очень серьезную роль играет инерционный  прогноз экономики, на основании  которого по законодательству должна строиться концепция долгосрочного развития экономики, детализирующая сам прогноз.

Инерционный прогноз, конечно, многовариантный, рассматривает  различные сценарии и зависит  в основном от набора важных показателей: цена на нефть, инфляция, демография и  т. п. От ресурсов и других факторов выводятся темпы экономического роста, а создаваемый в будущем  продукт «разбивается» на разные цели: социальные и прочие. Но не все  так просто— задаются, как правило, и некоторые социально-экономические  нормативы, на которые необходимо выйти  в будущем, но все же в основном они зависят от динамики объемов  и производительности экономических  ресурсов, а не наоборот.

Некоторую альтернативу такому подходу можно увидеть в отдельных развитых странах за рубежом, например, в США есть модель прогнозирования, выстраивающая формирование картины будущего от демографической сферы, от трудовых ресурсов, квалификационной структуры, рабочих мест и т. п. Такую схему, конечно, можно считать более социализированной.

Понятно, что идеалом социализации общества в прогнозировании была бы система, выстраивающая четкую будущую линейку  «социального продукта»: благосостояния, социальных программ и благ, конкретных позитивных сдвигов в здравоохранении, питании, обеспеченности жильем, обучении, рекреации и т. п. И вот под  такую линейку уже выстраивались  и оптимально использовались экономические  ресурсы, создавая будущий социальный продукт.

То  есть сначала должна разрабатываться  долгосрочная концепция социально-экономического развития страны, а под нее уже  подстраиваться все остальное, но, естественно, в объективно возможных рамках. И  тут нужно больше воли и решимости  политических партий и движений в создании конкретного облика будущего, а не голого экономического расчета, когда нам просто говорят, что реальные доходы граждан через много лет вырастут на столько-то, а это мало кому о чем говорит. К тому же реальные расходы в перспективе почему-то зачастую оказываются выше «реальных» доходов.

Концептуальное  и прогнозное решение конкретных социально-экономических проблем  на уровне, ясном для простого человека, как раз и доказывает реальную социальную направленность государства, привносит в общественное мнение необходимую стабильность и является важным фактором обеспечения уверенности  в завтрашнем дне (особенно если планы  систематически выполнять). А уверенность  населения в будущем, заинтересованность в завтрашнем дне — мощный социально-психологический  фактор повышения трудовой активности и экономического роста.

Информация о работе Организация экономического и социального прогнозирования в Российской Федерации