Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:01, реферат
Проблема правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм
Особое внимание должно быть обращено на рекламную компанию займа, которая осуществляется по трем основным направлениям:
для крупных потенциальных инвесторов - путем рассылки информационных материалов по займу и проведения прямых переговоров об условиях приобретения облигаций;
для населения - путем размещения рекламы займов в средствах массовой информации;
для профессиональных участников рынка ценных бумаг - в специальных изданиях.
По результатам маркетингового исследования определяется емкость будущего рынка ценных бумаг займов, строится общая схема предстоящего выпуска займа, разрабатываются основные характеристики выпускаемых ценных бумаг.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Успешное проведение муниципального займа и, как следствие - реализация поставленных задач, зависит от проработанности всех стадий его осуществления. Необходимо четко поставить цели и определить стратегию заимствования, продумать способы размещения и погашения обязательств, оценить реальность проекта, и, конечно, учесть опыт регионов и городов уже применивших на практике данный инструмент.
Цели займа могут быть самыми разнообразными, но перед разработчиками в любом случае стоит задача сделать заем, с одной стороны, привлекательным, а с другой - обеспеченным. Только тогда можно избежать провала размещения или погашения.
В России
весьма часто встречается
Показателен и поучителен опыт муниципальных заимствований в развитых странах. Муниципальные займы за рубежом - традиционный и широко распространенный способ реализации органами власти регионов и городов своих финансовых потребностей как краткосрочного так и долгосрочного характера. Принципиально различаются банковские кредиты и выпуск муниципальных облигаций.
ПРОБЛЕМЫ РЫНКА СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ
Привлечение инвестиций в экономику страны определяется рядом факторов, одним из которых является направление экономической политики региональных и местных органов власти. Важнейшем элементом такой политики является формирование эффективной структуры региональных фондовых рынков, позволяющей снижать риски и трансакционные издержки, связанные с процессом инвестирования в экономику региона. В современных условиях роль региональных и местных органов власти в создании инфраструктуры и контроле за функционированием региональных рынков ценных бумаг достаточно высока. В частности, органы власти могут содействовать росту информационной открытости участников фондового рынка, уровню технологического развития торговых и расчетно-депозитарных систем.
Одновременно
региональные и местные органы власти
могут выступать активными
Система
региональных фондовых рынков в целом,
и рынка муниципальных
Особый интерес представляет проблема маркетинга облигационных займов субъектов Федерации и местных органов власти, поскольку только тщательное изучение потребностей и предпочтений потенциальных инвесторов позволяет обеспечить оптимальное конструирование условий выпуска облигационного займа и добиться снижения стоимости заимствования. Важной проблемой остается удлинение сроков заимствования на внутреннем рынке, осложняемое неустойчивостью инфляционных ожиданий и краткосрочной структурой пассивов отечественной банковской системы.
Проблема
развития системы региональных и
муниципальных заимствований
Для региональных и местных органов власти крайне актуальным является вопрос о наиболее эффективных путях выхода на международные финансовые рынки капитала, формах и методах взаимодействия с зарубежными и отечественными инвестиционными институтами, международными финансовыми организациями.
Решение этих вопросов позволяет обеспечить создание необходимых предпосылок формирования благоприятного инвестиционного климата и создать эффективные механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов.
В современной экономической литературе отмечается очевидный недостаток в информации, освещающей вопросы функционирования региональных фондовых рынков. В частности, участникам рынка практически недоступна информация о количественных результатах проведения эмиссий муниципальных ценных бумаг, невозможен централизованный доступ к проспектам эмиссий, зарегистрированных в Министерстве финансов РФ. Отсутствие информационной открытости рынка муниципальных облигаций серьезно сдерживает его качественное развитие и препятствует процессу интеграции региональных фондовых рынков и созданию единого общероссийского рынка муниципальных облигаций.
Основным источником статистической информации и аналитических материалов о рынке муниципальных ценных бумаг служат публикации в специализированном издании “Рынок ценных бумаг”, регулярно публикующим материалы, посвященные региональным фондовым рынкам, а также зарубежным рынкам ценных бумаг.
Среди монографий отечественных авторов, затрагивающих проблематику развития рынка муниципальных облигаций в России и за рубежом, следует выделить издания: В.Рубцов “Зарубежные фондовые рынки”. М., 1996. В.Тарачев “Ценные бумаги и привлечение инвестиций”. М., 1997. Е.Карпиков, В.Тарачев “Ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных образований”. М., 1996. В.Баринов “Муниципальные облигации”. М., 1997.
Важным источником информации являются материалы, публикуемые в специализированном аналитическом журнале “Рынок ценных бумаг”, а также в бюллетене по российским рынкам региональных ценных бумаг “Индикатор”, издающемся Московской межбанковской валютной биржей и информационным агентством “Прайм-ТАСС”.
В целом,
можно утверждать о высокой потребности
региональных и местных органов
власти и участников фондового рынка
в исследованиях, посвященных проблемам
развития и функционирования рынка
ценных бумаг в России и за рубежом.
А также по практическим вопросам
организации и проведения муниципальных
облигационных займов и использованию
механизмов фондового рынка в целях привлечения
инвестиций в экономику регионов.
1. Муниципальные ценные бумаги на международном финансовом рынке
Облигационные займы — традиционный и широко распространенный в мире способ заимствования для региональных и местных органов власти. На международных фондовых рынках муниципальные облигации занимают одно из основных мест, получив особое развитие в федеративных государствах с высокой степенью экономической самостоятельности регионов. По обороту рынка муниципальных облигаций лидирует США, значительную долю рынка занимают европейские страны. Облигационная форма заимствования местных органов власти получила развитие в Азии (прежде всего в Японии), на развивающихся фондовых рынках Латинской Америки.
В теоретическом плане обычно выделяют следующие основные цели выпуска муниципальных облигаций.
1. Финансирование
текущего дефицита
2. Погашение
ранее размещенных долговых
3. Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в региональный бюджет (ликвидация кассовых разрывов) наиболее целесообразно использовать муниципальные облигации в этом случае в тех регионах, где налоговая база зависит от сезонного производственного цикла.
4. Обеспечение
коммерческих банков, инвестиционных
институтов и других
5. Финансирование собственных местных программ и капиталоемких проектов. Особенно привлекательны такие займы в целях решения жилищных проблем, развития местной инфраструктуры.
Большое значение приобрел выпуск муниципальных ценных бумаг в виде еврооблигационных займов, позволяющих эмитентам привлечь средства в значительных объемах по минимальным процентным ставкам. Еврооблигации — ценные бумаги, выпущенные в валюте, являющейся иностранной для эмитента, размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта является иностранной.
Особое значение рынок еврооблигационных муниципальных займов получил для европейских стран, в том числе для стран постсоциалистических стран Восточной Европы. Так, в 1994 г. на Лондонской фондовой бирже прошло успешное размещение облигаций займа г. Праги объемом US $ 250 млн.
Вместе с тем рынок еврооблигаций приобретает растущее значение и для американских эмитентов — в 1996 г. город Нью-Йорк разместил свои еврооблигации на сумму 300 млн. долл. Выход эмитента на рынок еврооблигаций, как правило, сопровождается получением международного кредитного рейтинга, присваиваемого одним из международных рейтинговых агентств. Как правило, выход на рынок еврозаимствований региональных и местных органов власти происходит в среднем не позднее чем через 2 года после выпуска еврооблигаций соответствующими общегосударственными (федеральными) органами власти, называемымисуверенными выпусками.
Таблица 1
В странах Западной Европы роль облигационных займов в качестве источников финансирования является одним из важнейших способов пополнения местного бюджета. Например, во Франции заемные средства составляют 32-35% общего объема бюджета местного самоуправления.2 Важную роль играет выпуск облигаций региональными и муниципальными финансовыми агентствами (например, Credit Local или FLORIAL). В начале 80-х годов во Франции последовало определенное дерегулирование политики заимствования местных органов власти.
В Германии размещение займов федеральных земель осуществляется лишь в соответствии с их пятилетним финансовым планом, утверждаемым федеральной администрацией. Специальное размещение требуется для выпуска облигаций, предназначенных для финансирования целевых проектов. Муниципальные облигации (Landesschatzanweisungen, Kommunalobligationen, Offentliche Pfandbriefe), как правило, имеют листинг нафондовых биржах, однако торговля ими осуществляется в основном на внебиржевом рынке.
Выпуск
муниципальных ценных бумаг существенно
ограничен со стороны государства Бельгии,
где правом эмиссии облигационных займов
обладают лишь Брюссель, Льеж, Антверпен
и Гент. В Испании также только несколько
крупных административно-
В Польше
государством централизованно устанавливаются
лимиты на предельную величину возможных
затрат местных администраций. В Венгрии
и Чехии наблюдалось отсутствие государственных
ограничений на объемы эмиссии муниципальных
ценных бумаг.
3. Виды муниципальных ценных бумаг в США
Информация о работе Опыт зарубежных муниципальных заимствований