Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:01, реферат
Проблема правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм
- расходы
муниципального бюджета на
- дефицит муниципального бюджета должен составлять не более 10% суммы доходов без учета финансовой помощи;
- объем
муниципального долга не
- текущие
расходы муниципального
Исходя из этих ограничений, сегодня не следует рекомендовать большинству муниципальных образований привлекать займы (за исключением краткосрочных заимствований на покрытие кассовых разрывов).
В то же
время для развития института
заимствований муниципалитетам
следует внедрить или повысить качество
среднесрочного финансового планирования,
а так же разработать муниципальные инвестиционные
программы. Выбирая форму заимствований,
необходимо учесть, что ведущие генеральные
агенты вряд ли захотят работать с облигационными
выпусками объемом менее 50 млн руб. Следовательно,
многим муниципальным образованиям целесообразнее
ориентироваться на привлечение банковских
кредитов.
К сведению
В Финляндии
каждый муниципалитет самостоятельно
определяет уровень заимствований и выбирает
их источник путем конкурентного отбора
среди финансовых институтов. За всю историю
независимой Финляндии не было ни одного
случая дефолта муниципалитетов по своим
долгам. Финское агентство муниципальных
заимствований существует в форме бесприбыльной
кредитной организации, целью которой
является обеспечение дешевого стабильного
финансирования своих членов через размещение
облигационных займов на внутреннем и
внешних финансовых рынках, а также предоставление
им банковских услуг. Оно активно управляет
свободными денежными средствами муниципалитетов
на финансовых рынках и взимает за это
соответствующие комиссии.
Формирование отношений заимствований на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, их правовое регулирование и организационное обеспечение находятся в начальной стадии.
Все это свидетельствует о том, что в отличие от зарубежных стран в настоящее время в России муниципальные заимствования распространены недостаточно. Формирование отношений заимствований на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, их правовое регулирование и организационное обеспечение находятся в начальной стадии. Это связано с тем, что на финансовое состояние российских муниципальных образований значительное влияние оказали реформа местного самоуправления и мировой экономический кризис. Поэтому по-прежнему ведущую роль в структуре доходов бюджетов муниципальных образований играют безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов.
В то же
время для повышения уровня фискальной
автономии муниципальных
Мнение эксперта
В России необходимо создать муниципальное долговое агентство, которое станет институтом национального развития, преодоления неравномерности экономического и социального положения российских муниципальных образований, инструментом финансирования приоритетных национальных проектов на муниципальном уровне. Это единственный эффективный способ централизованного рыночного кредитования муниципалитетов России для целей их социально-экономического развития, тем более в кризисной ситуации. Агентство по управлению долгом муниципалитетов в России может быть федеральным эмиссионно-кредитным государственным агентством с особым статусом, специальными задачами и правом эмиссии облигаций для привлечения средств в целях кредитования бюджетных инвестиционных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие российских муниципалитетов и реализацию приоритетных национальных проектов. Такое агентство превратило бы мелкие муниципальные займы и отдельные короткие банковские кредиты в крупные высоколиквидные выпуски облигаций, обращающихся на всероссийском рынке капиталов.
С. Пахомов,
глава Москомзайма
Журнал: Журнал "Практика муниципального управления"
Номер журнала: Практика муниципального управления №8, 2010
Год: 2010
Рубрика: Финансы и межбюджетные
отношения
Автор: А.А. Кирсанов, канд. экон. наук, президент
АНО "Институт муниципального развития",
зав. кафедрой Санкт-Петербургского института
гуманитарного образования
Введение
Одним из важнейших направлений рыночной трансформации российской экономики является становление и развитие адекватных социально-экономических институтов. В ряду данных институтов рынку муниципальных займов отводится особое место как механизму, открывающему возможности привлечения необходимых инвестиций в регионы, модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Вследствие этого исследование функционирования муниципальных займов в современных российских условиях имеет значительный интерес.
С помощью облигационного займа финансовые ресурсы привлекаются в регион на сравнительно благоприятных условиях (ставка доходности по ним обычно ниже ставки кредитования, срок обращения облигаций сравнительно длительный, что обеспечивает возможность решения в регионе неотложных финансовых и социально экономических проблем. Администрация контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств, правильный выбор объектов инвестирования. Ход займа и возвратность средств контролируются эмитентом и генеральным агентом займа ( в роли последнего выступает независимая инвестиционная компания имеющая соответствующую лицензию Министерства финансов РФ).
Актуальность
рассматриваемой проблемы, ее практическая
значимость и недостаточная
Целью данной работы является исследование муниципального займа как способа мобилизации финансовых ресурсов и выяснение нюансов присущих использованию этого инструмента в Российской практике. Исходя их этого были поставлены следующие задачи:
определить основные понятия, касающиеся муниципальных займов;
описать процедуру размещения и функционирования муниципальных займов;
выяснить нюансы присущие использованию муниципальных облигаций в РФ.
Объектом исследования является муниципальный займа как часть финансового рынка, а предметом выступают муниципальные облигации как инструмент привлечения финансовых ресурсов в регионы.
1. Специфика муниципальных займов
Основные характеристики займов местных органов власти.
Муниципальный займ - привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Существуют две главные формы муниципальных займов:
выпуск муниципальных ценных бумаг;
ссуды.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. то плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсов, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Цели и стратегии выпуска.
Теория обычно выделяет шесть основных целей долгового финансирования.
Первая - финансирование текущего дефицита бюджета. Масштабные затраты местных властей, как правило носят сезонный характер. Так, к примеру, для одних регионов существует проблема обеспечения крайне сжатого во времени завода продукции («северный завод»), для других - авансовые выплаты производителям сельскохозяйственной продукции. Поскольку налоговые поступления в местный бюджет отличаются нерегулярностью, для одноразовой мобилизации крупных финансовых ресурсов требуются крупные заемные операции.
Вторая цель выпуска долговых обязательств - погашение ранее размещенных займов. Такой способ рефинансирования задолженности местного бюджета возможен лишь тогда, когда власти пользуются доверием держателей облигаций и при известной финансовой осмотрительности эмитентов. В противном случае может начаться неуправляемый сбор долговых обязательств, что рано или поздно приведет к разорению эмитента.
Третья задача, которую обычно решают путем выпуска долговых обязательств, заключается в сглаживании колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (ликвидация кассовых разрывов). Решение этой задачи особенно важно для тех регионов, в которых налоговая база зависит от сезонного производственного цикла.
Четвертая цель - обеспечение коммерческих банков и иных финансовых структур (страховых и пенсионных фондов в первую очередь) ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами, не омертвляющими их капитал. Достижение этой цели в России пока не очень актуально, поскольку требование создания вторичных банковских резервов в правовой системе отсутствует. Впрочем, нормативы инвестиций для страховых фондов уже предполагают, что последние часть своих активов обязаны держать в ценных бумагах местных органов власти.
Пятая
цель - финансирование собственных
программ и капиталоемких проектов.
Наиболее распространенными в этом
смысле являются программы муниципального
жилищного или дорожного
Шестая
цель - долговые обязательства могут
быть выпущены при соответствующих
государственных гарантиях для
поддержки организаций и
При разработке стратегии выпуска займов необходимо определить:
территориальные сегменты рынка, на которых будут размещаться облигации займов;
каким группам инвесторов на этих территориальных рынках данные бумаги предназначаются (коммерческим банкам, инвестиционным институтам, пенсионным фондам, промышленным предприятиям, населению);
финансовое состояние потенциальных инвесторов (обладают ли они свободными денежными средствами, которые могут быть вложены в облигации займа);
работают ли уже потенциальные инвесторы с подобными ценными бумагами и есть ли у них интерес к их покупке;
будут ли выпускаемые облигации привлекательными для потенциальных инвесторов, захотят ли они вложить в них свои средства;
что необходимо
сделать для повышения
Инструментами проведения маркетинговых исследований по выпуску займа могут служить:
статистическая и справочная литература;
печатные материалы (статьи, обзоры и т.п.);
данные, предоставленные администрацией территории-эмитента;
специально проводимое анкетирование;
интервью.
Важное значение при размещении займа имеет его «прозрачность», т.е. открытость информации о целях займа, его участниках, направлениях использования и гарантиях возвратности мобилизованных по займу средств. Информационная закрытость займа может стать причиной недоверия к нему со стороны потенциальных инвесторов и отказа от приобретения облигаций.
Информация о работе Опыт зарубежных муниципальных заимствований