Опыт зарубежных муниципальных заимствований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:01, реферат

Описание работы

Проблема правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм

Работа содержит 1 файл

новая переделанная.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

- расходы  муниципального бюджета на обслуживание долга не должны превышать 15% суммы доходов без учета финансовой помощи;

- дефицит  муниципального бюджета должен составлять не более 10% суммы доходов без учета финансовой помощи;

- объем  муниципального долга не должен  превышать объема доходов муниципального бюджета;

- текущие  расходы муниципального бюджета  не могут быть больше объема  доходов бюджета.

Исходя из этих ограничений, сегодня не следует рекомендовать большинству муниципальных образований привлекать займы (за исключением краткосрочных заимствований на покрытие кассовых разрывов).

В то же время для развития института  заимствований муниципалитетам  следует внедрить или повысить качество среднесрочного финансового планирования, а так же разработать муниципальные инвестиционные программы. Выбирая форму заимствований, необходимо учесть, что ведущие генеральные агенты вряд ли захотят работать с облигационными выпусками объемом менее 50 млн руб. Следовательно, многим муниципальным образованиям целесообразнее ориентироваться на привлечение банковских кредитов. 

К сведению

В Финляндии каждый муниципалитет самостоятельно определяет уровень заимствований и выбирает их источник путем конкурентного отбора среди финансовых институтов. За всю историю независимой Финляндии не было ни одного случая дефолта муниципалитетов по своим долгам. Финское агентство муниципальных заимствований существует в форме бесприбыльной кредитной организации, целью которой является обеспечение дешевого стабильного финансирования своих членов через размещение облигационных займов на внутреннем и внешних финансовых рынках, а также предоставление им банковских услуг. Оно активно управляет свободными денежными средствами муниципалитетов на финансовых рынках и взимает за это соответствующие комиссии. 

Формирование отношений заимствований на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, их правовое регулирование и организационное обеспечение находятся в начальной стадии.

Все это  свидетельствует о том, что в  отличие от зарубежных стран в  настоящее время в России муниципальные  заимствования распространены недостаточно. Формирование отношений заимствований на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, их правовое регулирование и организационное обеспечение находятся в начальной стадии. Это связано с тем, что на финансовое состояние российских муниципальных образований значительное влияние оказали реформа местного самоуправления и мировой экономический кризис. Поэтому по-прежнему ведущую роль в структуре доходов бюджетов муниципальных образований играют безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов.

В то же время для повышения уровня фискальной автономии муниципальных образований, а значит, увеличения возможностей для их заимствований органам государственной власти субъектов РФ более целесообразно увеличить объем не целевой финансовой помощи местным бюджетам, сократив межбюджетные трансферты, имеющие целевой характер. 

Мнение эксперта

В России необходимо создать муниципальное долговое агентство, которое станет институтом национального развития, преодоления неравномерности экономического и социального положения российских муниципальных образований, инструментом финансирования приоритетных национальных проектов на муниципальном уровне. Это единственный эффективный способ централизованного рыночного кредитования муниципалитетов России для целей их социально-экономического развития, тем более в кризисной ситуации. Агентство по управлению долгом муниципалитетов в России может быть федеральным эмиссионно-кредитным государственным агентством с особым статусом, специальными задачами и правом эмиссии облигаций для привлечения средств в целях кредитования бюджетных инвестиционных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие российских муниципалитетов и реализацию приоритетных национальных проектов. Такое агентство превратило бы мелкие муниципальные займы и отдельные короткие банковские кредиты в крупные высоколиквидные выпуски облигаций, обращающихся на всероссийском рынке капиталов.

С. Пахомов,  
глава Москомзайма
 
 
 
 

Журнал: Журнал "Практика муниципального управления"

Номер журнала: Практика муниципального управления №8, 2010

Год: 2010

Рубрика:  Финансы и межбюджетные отношения  
Автор:  А.А. Кирсанов, канд. экон. наук, президент АНО "Институт муниципального развития", зав. кафедрой Санкт-Петербургского института гуманитарного образования
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из важнейших направлений рыночной трансформации российской экономики  является становление и развитие адекватных социально-экономических институтов. В ряду данных институтов рынку муниципальных займов отводится особое место как механизму, открывающему возможности привлечения необходимых инвестиций в регионы, модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Вследствие этого исследование функционирования муниципальных займов в современных российских условиях имеет значительный интерес.

С помощью  облигационного займа финансовые ресурсы  привлекаются в регион на сравнительно благоприятных условиях (ставка доходности по ним обычно ниже ставки кредитования, срок обращения облигаций сравнительно длительный, что обеспечивает возможность решения в регионе неотложных финансовых и социально экономических проблем. Администрация контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств, правильный выбор объектов инвестирования. Ход займа и возвратность средств контролируются эмитентом и генеральным агентом займа ( в роли последнего выступает независимая инвестиционная компания имеющая соответствующую лицензию Министерства финансов РФ).

Актуальность  рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность  вопросов функционирования муниципальных  займов в отечественной научной литературе обусловили выбор темы реферата, постановку его цели и задач.

Целью данной работы является исследование муниципального займа как способа  мобилизации финансовых ресурсов и  выяснение нюансов присущих использованию  этого инструмента в Российской практике. Исходя их этого были поставлены следующие задачи:

определить  основные понятия, касающиеся муниципальных  займов;

описать процедуру размещения и функционирования муниципальных займов;

выяснить  нюансы присущие использованию муниципальных облигаций в РФ.

Объектом  исследования является муниципальный  займа как часть финансового  рынка, а предметом выступают  муниципальные облигации как  инструмент привлечения финансовых ресурсов в регионы.

1. Специфика муниципальных  займов

Основные  характеристики займов местных органов власти.

Муниципальный займ - привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска  долговых ценных бумаг.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

выпуск  муниципальных ценных бумаг;

ссуды.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной  линии - бюджетные ссуды вышестоящих  бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным  органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. то плата, которую местный орган  власти должен заплатить за привлекаемые ресурсов, а с другой - наличие  в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой  практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать  ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Цели  и стратегии выпуска.

Теория  обычно выделяет шесть основных целей  долгового финансирования.

Первая - финансирование текущего дефицита бюджета. Масштабные затраты местных властей, как правило носят сезонный характер. Так, к примеру, для одних регионов существует проблема обеспечения крайне сжатого во времени завода продукции («северный завод»), для других - авансовые выплаты производителям сельскохозяйственной продукции. Поскольку налоговые поступления в местный бюджет отличаются нерегулярностью, для одноразовой мобилизации крупных финансовых ресурсов требуются крупные заемные операции.

Вторая  цель выпуска долговых обязательств - погашение ранее размещенных  займов. Такой способ рефинансирования задолженности местного бюджета возможен лишь тогда, когда власти пользуются доверием держателей облигаций и при известной финансовой осмотрительности эмитентов. В противном случае может начаться неуправляемый сбор долговых обязательств, что рано или поздно приведет к разорению эмитента.

Третья  задача, которую обычно решают путем  выпуска долговых обязательств, заключается  в сглаживании колебаний при  поступлении налоговых платежей в бюджет (ликвидация кассовых разрывов). Решение этой задачи особенно важно  для тех регионов, в которых  налоговая база зависит от сезонного производственного цикла.

Четвертая цель - обеспечение коммерческих банков и иных финансовых структур (страховых  и пенсионных фондов в первую очередь) ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами, не омертвляющими их капитал. Достижение этой цели в России пока не очень актуально, поскольку требование создания вторичных банковских резервов в правовой системе отсутствует. Впрочем, нормативы инвестиций для страховых фондов уже предполагают, что последние часть своих активов обязаны держать в ценных бумагах местных органов власти.

Пятая цель - финансирование собственных  программ и капиталоемких проектов. Наиболее распространенными в этом смысле являются программы муниципального жилищного или дорожного строительства.

Шестая  цель - долговые обязательства могут  быть выпущены при соответствующих  государственных гарантиях для  поддержки организаций и учреждений, решающих те или иные общенациональные задачи или интересующих государство  по каким либо другим причинам. Опыта  конструирования и осуществления таких займов в России пока нет. Тарачев В. Рынок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг. // Рынок ценных бумаг. - 2004 стр.327

При разработке стратегии выпуска займов необходимо определить:

территориальные сегменты рынка, на которых будут размещаться облигации займов;

каким группам инвесторов на этих территориальных  рынках данные бумаги предназначаются (коммерческим банкам, инвестиционным институтам, пенсионным фондам, промышленным предприятиям, населению);

финансовое  состояние потенциальных инвесторов (обладают ли они свободными денежными средствами, которые могут быть вложены в облигации займа);

работают  ли уже потенциальные инвесторы  с подобными ценными бумагами и есть ли у них интерес к  их покупке;

будут ли выпускаемые облигации привлекательными для потенциальных инвесторов, захотят ли они вложить в них свои средства;

что необходимо сделать для повышения привлекательности  выпускаемой ценной бумаги для потенциальных  инвесторов.

Инструментами проведения маркетинговых исследований по выпуску займа могут служить:

статистическая  и справочная литература;

печатные  материалы (статьи, обзоры и т.п.);

данные, предоставленные администрацией территории-эмитента;

специально  проводимое анкетирование;

интервью.

Важное  значение при размещении займа имеет его «прозрачность», т.е. открытость информации о целях займа, его участниках, направлениях использования и гарантиях возвратности мобилизованных по займу средств. Информационная закрытость займа может стать причиной недоверия к нему со стороны потенциальных инвесторов и отказа от приобретения облигаций.

Информация о работе Опыт зарубежных муниципальных заимствований