Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность лизинга в России, существующие проблемы и перспективы развития.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
1. изучение сущности лизинга;
2. анализ проблем и перспектив развития лизинга.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность лизинга 5 5
1.1 Сущность и виды лизинга 5
1.2 Функции и формы лизинговых сделок 10 5
1.3 Современное состояние лизинга в России 12
Глава 2. Перспективы развития лизинга в России 17
2.1 Прогноз развития лизинга в России 17
2.2 Пути решения проблем лизинга 23
2.3 Гарантия платежей и возврата объектов лизинга как способ развития лизинговых отношений 33
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Лизинг на сегодняшний день в российской экономике является чрезвычайно прогрессирующим механизмом обновления основных производственных фондов. Постоянно растет и его популярность, потребители лизингового продукта убеждаются в его эффективности. Об этом свидетельствует опережающий рост объемов российского лизинга по отношению к росту инвестиций в стране в целом. На протяжении многих лет лизинг демонстрирует впечатляющую динамику роста основных показателей этого российского рынка. Рынок лизинга увеличился в 2008 году более чем на 5 млрд. долларов США (демонстрируя 40% годовой прирост). Доля лизинга в ВВП достигла 1%, а в инвестициях в основные средства - 6%.
Лизинговые компании
постоянно увеличивают
За последние 5 лет было создано значительное количество лизинговых компаний, как с российским, так и с западным капиталом. Многие из них демонстрируют гигантские темпы и роста занимают на сегодняшний день места в рейтингах среди наиболее крупных игроков лизингового рынка.
Тенденции рынка позволяют сделать вывод о том, что в обозримом будущем на российском рынке будут появляться новые крупные лизинговые компании, прежде всего с зарубежным акционерным капиталом. Будут заметными тенденции укрупнения и слияния лизинговых компаний в процессе усиления конкуренции. Увеличится удельное соотношение специализированных лизинговых компаний, осуществляющих лизинг имущества определенного производителя, либо определенного назначения.
В процессе столь динамичного роста большинство компаний сталкивается с рядом характерных проблем и трудностей. К ним можно отнести:
Значительный рост компаний, как в отношении численности сотрудников, так и числа направлений деятельности, структурных единиц компании приводит к проблеме построения эффективной системы управления компанией.
Значительный рост лизингового портфеля приводит к повышенной потребности в привлечении финансовых ресурсов. Данная потребность особенно характерна для средних и некрупных лизинговых компаний.
Рост числа сделок крупных компаний, когда их количество начинает измеряться тысячами, приводит к актуальнейшей проблеме внедрения современных систем автоматизации бухгалтерского, налогового, управленческого учета и финансового планирования.
Столь динамичный
рост лизинговой отрасли сопровождается
кадровым голодом. Компании испытывают
потребность в новых
Наращивая лизинговый портфель лизинговые компании до сих пор испытывают сложности с привлечением банковских кредитов. Существуют значительные трудности с привлечением кредитов на срок от 3-х лет и более. Большинство российских банков, за исключением крупнейших, имеют дефицит долгосрочных пассивов, ограничивая по этой причине сроки кредитования.
Наращивая лизинговых портфель лизинговые компании столкнулись с необходимостью построения эффективной корпоративной системы управления рисками: оценки, минимизации, мониторинга на всех этапах сделки.
В процессе региональной экспансии лизинговые компании сталкиваются с проблемами организации новых филиалов в различных регионах, построения эффективной системы контроля и управления деятельностью филиалов.
В результате усиления конкуренции компании начинают развивать относительно новые направления: розничный лизинг, аренда, оперативный лизинг, полнооперационный лизинг. Подобная деятельность также ведет за собой появления специфических проблем.
С целью увеличения инвестиционной привлекательности, открытости и прозрачности компании активно стремятся формированию результатов компании в международных стандартах финансовой отчетности, что влечет за собой определенные вопросы и ставит новые задачи.
В процессе наращивания портфеля пассивов лизинговые компании осваивают новые финансовые инструменты, такие как эмиссия облигаций, публичное размещение векселей, коммерческое кредитование, документарные операции, долгосрочное пост-финансирование, факторинг, секьюритизация активов. Данная деятельность также сопряжена с определенными трудностями.
Лизинговые компании вынуждены развивать свой бизнес в условиях нестабильной налоговой среды. Как показывает опыт (в частности с налогом на добавленную стоимость и налогом на имущество) участники лизингового рынка работают в среде необоснованно высоких налоговых рисков.
Имеются объективные трудности, связанные с правовыми аспектами: отдельные противоречия гражданского кодекса и закона о лизинге, различные трактовки налогового кодекса и пр.
Лизинговые компании по-прежнему имеют проблемы с возвратом из бюджета, уплаченного поставщикам НДС.
Для решения
перечисленных проблем
Развитие и поддержка всех профессиональных лизинговых объединений, союзов и некоммерческих организаций.
Поддержка различных периодических изданий, широко освещающих различные аспекты лизингового бизнеса.
Выработка лизинговым сообществом в рамках профессиональных лизинговых объединений требований и стандартов к профессиональному обучению новых специалистов. Анализ существующих профильных учебных программ и создание новых.
Сотрудничество и оказание поддержки организациям, собирающим, обобщающим и анализирующим статистическую информацию о рынке лизинга.
Предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующих лизинговую деятельность, вопросы финансирования и другие актуальные аспекты деятельности лизингового бизнеса.
Планирование совместных мероприятий с различными банковскими организациями и Центральным Банком РФ, целью которых будет обсуждение возникающих проблем при кредитовании лизинговых компаний и примеры успешного сотрудничества.
Проведение мероприятий, целью будет обмен опытом между субъектами лизингового рынка в преодолении общих проблем и трудностей, выработка общих решений и инициатив, направленных на совершенствовании законодательной базы лизинга и позиций различных органов государственной власти.
Один из основных вопросов, вокруг которого продолжаются жаркие дебаты, - чем считать лизинг: одной из разновидностей аренды или формой инвестиционной деятельности. Проблема эта отнюдь не теоретическая, как может показаться на первый взгляд. Речь идет о принципах формирования налогооблагаемой базы. Другими словами, если лизинг признать инвестиционной деятельностью, то на него должны распространяться все соответствующие льготы, включая налоговые. Однако, с другой стороны, в Гражданском кодексе лизинг используется как синоним понятия "финансовая аренда", что позволяет трактовать его как один из видов аренды. Понятно, что большинство представителей лизингового бизнеса склонны считать лизинг именно инвестиционной деятельностью. Это действительно так, если за ворохом формальных предлогов не замечать экономической сути лизинга.
В настоящее время в Налоговый кодекс внесены изменения, учитывающие интересы лизинга. Тем не менее, по моему мнению, необходимо будет решать еще одну сложную проблему - совершенствовать таможенное законодательство в отношении оборудования, поставляемого по лизингу. Уже сейчас понятно, что легко эта проблема не решится. Таможенники сегодня просто отказываются выполнять положения Закона о лизинге, указывая на их противоречие другим нормативным актам. Сейчас идет работа над новым Таможенным кодексом. Там принципиально важно определить статус ввоза оборудования по лизингу, ввести особый режим уплаты НДС и таможенных пошлин, который будет способствовать ввозу оборудования. На сегодняшний день на границе задержано и простаивает оборудования более чем на миллиард долларов, поскольку компании не могут заплатить пошлины и НДС. Было предложение рассрочить уплату таможенных пошлин на срок договора лизинга и использовать это оборудование, которое сегодня лежит на складах под арестом. Однако оно не прошло, поскольку большинство депутатов Госдумы защищает интересы наших промышленных гигантов, а не малые и средние предприятия.
Необходимо еще вносить изменения и в Закон о лизинге, и в Гражданский кодекс. В частности, сейчас и в ГК, и в законе говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Это исключает предоставление лизинговых услуг физическим лицам и препятствует развитию лизинга в России. Кроме того, законом предусмотрено, что для осуществления лизинговой деятельности лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства только юридических лиц, - это означает, что физические лица не могут кредитовать лизинговые сделки. Снятие данных ограничений позволило бы ежегодно привлекать значительные средства населения, например, в лизинг автомобилей. Таким образом, объем инвестиций в реальный сектор экономики мог бы увеличиться.
Сейчас в лизинговом сообществе существует две точки зрения на пути совершенствования лизингового законодательства. Ассоциация "Рослизинг", которая разработала крайне неудачный первый вариант Закона о лизинге, добивается, чтобы в соответствие с этим законом были приведены Налоговый, Таможенный, Гражданский кодексы и все другие законы, имеющие отношение к лизингу. Более здравомыслящие представители лизингового бизнеса выступают за приведение закона в соответствие с другими нормативными актами. Однако, на мой взгляд, наиболее разумным был бы третий путь. И Закон о лизинге, и Гражданский кодекс нужно приводить в соответствие с международной Конвенцией о лизинге. Она регламентирует все вопросы лизинговой деятельности. Тем более что Россия присоединилась к этой конвенции, а у нас международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Есть и еще один аргумент в пользу того, чтобы взять за основу всего лизингового законодательства конвенцию. Почти все крупные лизинговые компании работают на иностранном оборудовании, и им чрезвычайно важно, чтобы отечественное законодательство соответствовало международным стандартам и правилам.
Создание цивилизованной, непротиворечивой, стимулирующей развитие лизингового бизнеса нормативной базы могло бы существенно оживить отечественный инвестиционный климат. Поэтому очевидно, что урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций, несомненно, будут способствовать активному развитию лизинга в России, особенно принимая во внимание общее старение основных фондов и острую необходимость в их замене. И урегулирование всех вопросов должно основываться на международном опыте, накопленном, прежде всего индустриально развитыми странами и Российском опыте, накопленном за минувшие десять лет
На основании вышесказанного можно надеяться, что на вершине государственного управления будут поддерживаться тенденции, стимулирования и упорядочения лизинговой деятельности, что поможет стратегическому развитию российской экономики. Зеленый свет для лизинга - это сигнал к быстрому техническому перевооружению многих товаропроизводителей, созданию новых рабочих мест, а, значит, к ускоренному расширению базы налогообложения, пополнению доходной части бюджета, увеличению прибыли предприятий.
2.3. Гарантия платежей и возврата объектов лизинга как способ развития лизинговых отношений
Проблемы гарантий платежей
и возврата объектов лизинга лиссорам
достаточно успешно решаются в странах
с цивилизованной экономикой и развитой
судебной системой. В конце 90-х гг. в России и других странах
СНГ эти проблемы решались с большим трудом.
Проблемы неплатежей могут возникать
в связи со следующими основными обстоятельствами.
Неплатежеспособность рентера может возникать
по его собственной вине (например, при
неграмотном ведении дела) или по внешним
причинам, вызванным неплатежами покупателей
продукции, необязательностью поставщиков,
резким повышением цен, крахом банка, где
сосредоточены свободные средства лизингополучателя,
непредвиденным ужесточением налоговой
и таможенной политики и т.д. Проблема
невозврата ОЛС в связи с расторжением
лизингодателями договоров из-за существенных
нарушений их условий рентерами или по
окончании сроков сделок в большинстве
случаев связана с непорядочностью лизингополучателей,
пользующихся медлительностью судопроизводства
и практическим бессилием органов, обеспечивавших
принудительное исполнение судебных решений.
В связи с проблемами невозврата объектов лизинга следует обратить внимание на фактор движимости сдаваемого в лизинг имущества. При прочих равных условиях более просто решаются вопросы возврата транспортных средств, самоходных и прицепных машин и механизмов, а также иного имущества, которое не жестко среплено с землей или зданиями и его физический возврат лизингодателю не связан с демонтажем, разборкой и транспортировкой, затраты на которые часто сопоставимы с возвратной остаточной стоимостью самого объекта сделки. В связи с понятием остаточной стоимости необходимо дать пояснения.
Остаточная стоимость
объекта лизинга может иметь несколько определений, различающихся
по экономическому содержанию:
- балансовая остаточная стоимость ОЛС,
представляющая не амортизированную арендодателем
часть его стоимости;
- возвратная остаточная стоимость объекта
лизинга, представляющая часть стоимости
договора, не покрытой платежами, в связи
с перерывом в оперативном лизинге или
вследствие окончания очередного договора,
или в связи с его вынужденным расторжением
лизингодателем из-за существенных нарушений
обязательств рентером.