Определение сущности лизинга, современное состояние и перспективы развития лизинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность лизинга в России, существующие проблемы и перспективы развития.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
1. изучение сущности лизинга;
2. анализ проблем и перспектив развития лизинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность лизинга 5 5
1.1 Сущность и виды лизинга 5
1.2 Функции и формы лизинговых сделок 10 5
1.3 Современное состояние лизинга в России 12
Глава 2. Перспективы развития лизинга в России 17
2.1 Прогноз развития лизинга в России 17
2.2 Пути решения проблем лизинга 23
2.3 Гарантия платежей и возврата объектов лизинга как способ развития лизинговых отношений 33
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Работа содержит 1 файл

лизинг в России-курс..doc

— 325.50 Кб (Скачать)

Как и прежде, существенным стимулом для развития лизинговой деятельности остается положение об отнесении  лизинговых платежей на себестоимость  продукции, что позволяет снизить  налогооблагаемую базу. Дополнительно  к этому, снижаются налог на имущество (2%) и налоги субъектов Федерации, так как используется ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом до 3.

Предприятию также нет  необходимости при приобретении оборудования делать разовые капитальные  вложения, а выплата лизинговых платежей, включая и стоимость оборудования, осуществляется в течение продолжительного периода от трех и более лет.

Кроме того, лизинг предполагает кредитование вплоть до 100%. И при  этом не требуется немедленно начинать выплаты за кредит.

Опыт показывает, что  любому предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество выступает в качестве залога.

Что же касается лизингодателя, то для  него при инвестировании в форме  имущества, в отличие от денежного  кредита, снижается риск невозврата средств, поскольку сохраняется право собственности на передаваемое имущество - оно, в отличие от денег, выступает в качестве залога.

Эти факторы обуславливают значительный рост привлекательности лизинга  для всех заинтересованных сторон и обуславливают ускорение темпов роста этого рынка.

Несколько крупных препятствий  будут продолжать сдерживать развитие лизинга в будущем, даже после  принятия поправок к Закону о лизинге. Во-первых, кредитование в России крайне ограничено, и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений.

Между тем, ожидается постоянное участие  правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в "стратегических" отраслях, таких  как сельское хозяйство, авиация и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий. Однако до сих пор бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую использовались неэффективно - не на создание специальных лизинговых гарантийных фондов, а на конкретные проекты.

Во-вторых, лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности.

Существующая юридическая система  и судебная практика, с учетом склонности судов принимать решения в  пользу должника приводят к сокращению доступности кредитов для всех потенциальных  заемщиков. Укрепление уверенности  кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.

В-третьих, сама лизинговая отрасль  все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям).

В-четвертых, рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.

На это уйдет больше всего  времени, т.к. вторичные рынки, как  часть лизингового рынка, традиционно  развиваются в последнюю очередь. Кроме того, огромные масштабы технологического переоснащения в России в ходе замены старого оборудования (часто по частям в связи с нехваткой денежных средств) означают, что прогноз будущих рыночных цен на оборудование скорее сродни гаданию на кофейной гуще, чем науке. Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям "гарантии выкупа", таким образом, принимая на себя часть риска.

Несмотря на принятие закона "О  финансовой аренде (лизинге)" в новой  редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений.

Также принятие нового закона не устранило  существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали  выполнять предписания закона "О финансовой аренде (лизинге)".

Кроме того, для России характерно малое число реально работающих на рынке лизинговых фирм из всех зарегистрированных и малая капитализация большинства из них. Однако в последнее время наметился процесс увеличения капитала лизинговых компаний, что связано с выходом на рынок иностранных компаний.

Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового  рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Именно ликвидность оборудования и становится определяющей для развития тех или иных сегментов лизингового рынка. Характером проектных рисков определяются и те инвесторы, которые финансируют этот проект. Однако далеко не все оборудование лик" видно. Например, во всем портфеле компании "Райффайзен-Лизинг", больше других российских лизинговых компаний ориентирующейся на ликвидность оборудования, лишь в 60% сделок само оборудование является основным обеспечением. В случае Московской лизинговой компании этот показатель еще меньше - 15%-18%.

2.2. Пути решения проблем лизинга в России

 

Лизинг интересен  всем  субъектам  лизинговых  отношений:  потребителю оборудования; инвестору, представителем которого в  данном  случае  является лизинговая компания; государству,  которое  может  использовать  лизинг  для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики;  банку,  который  в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

      Основные  преимущества   лизинга,   наиболее   актуальные   с   учетом

особенностей экономической  ситуации, сложившейся в России на  данном  этапе, заключаются в следующем:

      Для  государства.  При  сложившейся   экономической  ситуации  и   острой

необходимости  в  оживлении  инвестиционной  активности  проблема   развития лизинга приобретает для государства особое значение.

  Этот финансовый инструмент способствует  мобилизации  финансовых  средств для инвестиционной деятельности, обеспечивает посредством своего механизма  гарантированное  использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.

  Государство, поощряя  лизинговую  деятельность  и  используя  для  этого, например,  налоговые  льготы,  может  существенно   уменьшить   бюджетные ассигнования  на  финансирование   инвестиций,   содействовать   развитию товарного производства и сферы услуг, повышению  экспортного  потенциала, сокращению  оттока  частного  российского  капитала  на  Запад,  созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.

      Для  лизингополучателя.

       При   наличии  рентабельного  проекта   потребитель  имеет  возможность

получить  оборудование  и  начать  то  или  иное  производство  без  крупных

единовременных затрат.  Это  особенно  актуально  для  начинающих  мелких  и средних предпринимателей, уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку  стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но  в  большинстве  случаев, отражается в активе баланса лизингодателя,  (например,  при оперативном лизинге).

Согласно  федеральному  закону  “О  лизинге”  ко  всем  видам  движимого имущества, составляющего объект лизинга и  относимого  к  активной  части основных фондов разрешено применять  механизм  ускоренной  амортизации  с коэффициентом не выше 3.

  У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так  как  по  основным средствам, начислению амортизации, выплате  части  налогов  и  управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.

  В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.

      Для  лизингодателя.

  Для лизинговых компаний как инвесторов  лизинг  обеспечивает  необходимую прибыль на вложенный капитал при  более  низком  риске  (по  сравнению  с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

  До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим  собственником оборудования, так что в случае  срыва  расчетов  может  востребовать  это оборудование и реализовать его для погашения убытков.

  В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в  обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

  Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

  Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от  реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

   Лизингодатель частично  освобождается  от  уплаты  таможенных  пошлин  и налогов  в  отношении  временно  ввозимой  на  территорию  РФ  продукции, являющейся объектом международного лизинга.

      Для  продавцов лизингового имущества.

  В  развитии  лизинга  заинтересованы  не  только  лизингополучатели  как потребители оборудования, но и  действующие  производства,  поскольку  за счет лизинга расширяется  рынок  сбыта  производимого  ими  оборудования.

    Увеличивается доход от реализации запчастей к  лизинговому  оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

Основными препятствиями  для развития лизинга в России являются:

  Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в  России банковской практике,  когда  краткосрочные  кредиты  выгоднее  средне-  и долгосрочных, получение ссуды на три  -  четыре  года  (оптимальный  срок погашения  кредита  на  закупку  техники  лизинговой  компанией)   весьма проблематично. Высокий уровень налогов.

  Отсутствие значительного стартового  капитала  для  лизинговой  компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

  Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях  лизинговых услуг.

  За рубежом термином “ лизинг ”  называются  отношения  финансовой  аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не  создан  пока  еще  благоприятный климат  для  долгосрочных  инвестиций.  Необходимо  принятия   налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие  их  риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

  Неразвитость   инфраструктуры   лизингового   рынка.    Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России  должна  включать  в  себя  более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых  фирм и соответствующую  систему  информационного  обеспечения  о  предложениях лизинговых услуг.  Неразвитость  инфраструктуры  (сложившихся  механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет  нереально  высокие  требования  к руководителям и служащим лизинговых компаний.

  Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране.

В настоящее время все правовые отношения, основанные на  отсрочке  платежа, тормозятся   экономической    нестабильностью,    отсутствием    надежной макроэкономической  стабилизации  и   признаков   устойчивого   роста   в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояния неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга  состоит в возможности "растянуть " во времени  выплату  стоимости  имущества  при сохранении права  на  приобретения  его  в  собственность  по  остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуации  какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет  (обычный срок  финансового  лизинга).Именно  это  обстоятельство  в   значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

Информация о работе Определение сущности лизинга, современное состояние и перспективы развития лизинга в России