Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение состояния рынка золота Российской Федерации за 2006-2008 года. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
Описание общих характеристик рынка, таких, как описание продукта, эластичности спроса на него, объема добычи и т.д.
Анализ структуры ранка с помощью определения уровня концентрации и описания рыночной конкуренции на рынке золота.
Анализ мирового рынка золота и места РФ в нем.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика рынка 4
1.1. Характеристика продукта4
1.1.1. Свойства и области применения4
1.1.2. Технология добычи золота 10
1.1.3.Сырьевая база 12
1.2. Регламентирование добычи золота в России.13
1.3. Объем добычи золота13
1.4.Динамика спроса в РФ 16
1.5.Эластичность спроса 17
1.6. Коэффициенты рентабельности (на примере компании «Полюс», «Южуралзолото») и их анализ.19
Глава 2. Структура рынка23
2.1.Уровень концентрации23
2.2. Рыночная конкуренция51
2.2.1 Границы рынка51
2.2.2.Барьеры входа52
2.2.3.Емкость рынка57
2.2.4.Риски59
Глава 3. Обзор мирового рынка62
3.1. Мировой спрос и его динамика62
3.2. Мировое предложение и его динамика64
Заключение 71
2.2. Рыночная конкуренция
2.2.1 Границы рынка
Для определения границ рынка предполагается выявление товаров-заменителей исследуемого продукта. Однако абсолютных заменителей золота нет. Конечно, для банковской системы и в виде средства платежа и накопления он эквивалентен бумажным деньгам, для ювелирной промышленности его частично могут заместить другие металлы. Но невозможно называть один абсолютный заменитель золота, который выполнял бы все его функции. Поэтому остановимся на географической ограниченности рынка золота. В данной курсовой работе представлены предприятия, принадлежащие одной территориальной принадлежности, а именно российские и иностранные компании, добывающие золото на территории России. Рынок российских золотодобывающих компаний, работающих на территории РФ, представлен в 2006 году 24 фирмами. В 2007 году ним добавилось еще 2 фирмы («УК «Малка», ООО и «Рудник Каральвеем», ОАО), однако они не завоевали большой доли рынка. Что нельзя сказать о «Чукотская ГГК», ЗАО, которая появившись в 2008 году, сразу заняла втрое место по объему добычи. Лидером среди российских компаний является «Полюс Золото», ОАО, который имеет рыночную долю за разные годы около 0,4, что говорит о его однозначном преимуществе, но не дает основания говорить о его монопольной власти на рынке. Однако можно предположить, что в ближайшие годы его вряд ли кто-то из конкурентов догонит по количеству добычи, так как оставшиеся компании делят рынок примерно на равные части в пределах рыночной доли равной 0,1.
Рынок, представленный иностранными компаниями, добывающими золото на территории РФ в 2006 году, состоял из 6 компаний. В 2007 году к уже имеющимся компаниям добавились LevievGroup и CentralAsiaGold AB, в 2008 году также произошли изменения, в составе данного рынка из списка выбыла компания BemaGoldCorp. Однако стоит отметить, что она в 2006 году занимала 4 место по добычи среди иностранных компаний. Но уже в 2007 году добыча резко сократилась и упала до последнего места в рейтинге. На протяжении всех трех лет на рынке, представленном иностранными компаниями, существует один лидер, хотя и не такой обособленный, как на рынке, который состоит из российских компаний – это компания PeterHambroMiningPlc. Ее рыночная доля составляет около 0,4, однако следующая за ним компания занимает около 20% рынка, на протяжении трех лет эти компании постоянно менялись.
Рынок,
представленный совокупностью иностранных
и российских компаний, которые добывают
золото на территории РФ, состоит из
30 компаний и ведущее место занимает
компания «Полюс Золото», а ведущая иностранная
компания всего лишь 4 место в 2006 и 2008 годах
и третье в 2007 году, что говорит о том,
что объем добычи российских компаний
значительно выше, чем у иностранных компаний.
Так же как и в предыдущих случаях, на протяжении
ряда лет количество фирм на рынке менялось,
и в 2007 и 2008 годах их было 34.
2.2.2 Барьеры рынка
Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для входа на рынок - это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранном рынке. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции.
Именно
наличие барьеров для входа в
сочетании с высоким уровнем
концентрации производителей в отрасли
дает возможность фирмам поднимать
цены выше предельных затрат и получать
положительную экономическую
Так, например, по исследованиям американского ученого М. Манна, для отраслей с высокими барьерами для входа характерен и более высокий уровень доходности.
Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отрасли, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры.
Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).
Согласно классификации Дж. Бэйна, по высоте и эффективности барьеров входа различают четыре вида рынков.
-
Рынки со свободным входом: уже
действующие на рынке фирмы
не обладают никакими
-
Рынки с неэффективными
-
Рынки с эффективными
- Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.
Эффективность стратегических барьеров для входа
Концепция эффективности политики барьеров для входа отталкивается от того, что стратегия препятствия входу новых фирм сопряжена с определенными затратами для действующих в отрасли фирм. Это могут быть затраты, связанные либо напрямую с ценовой политикой - относительное снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестициями в мощности, расходами на создание "избыточной" дистрибьютерской сети, расходами на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.).
Вертикальная интеграция
Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа - интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа - интеграция конечного продукта). Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма исходя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная фирма имеет дополнительные конкурентные преимущества, так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким затратам либо при закупке факторов производства, либо при продаже конечного продукта вследствие экономии от интеграции. Тем самым интеграция дает возможность получить дополнительные финансовые ресурсы. Преимущества вертикальной интеграции тем больше, чем больше объемы производства основного продукта.
Диверсификация деятельности фирмы
Диверсификация предполагает деятельность фирмы на рынках разных товаров, не являющихся близкими заменителями, в отличие от вертикальной интеграции, которая предполагает выпуск одного товара. Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли может отпугивать потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.
Дифференциация продукта
Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференцированный продукт, не перестают относиться к одному и тому же "агрегированному" рынку.
Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для входа в отрасль, особенно сложно приходится новым фирмам в условиях агрессивной рекламы уже действующих на рынке компаний: минимально эффективный размер должен возрасти за счет того, что постоянные затраты растут вследствие включения в них дополнительных расходов на рекламу. Таким образом, в условиях дифференциации продуктов фирмам приходится затрачивать дополнительные ресурсы на создание и поддержание имиджа своей компании.
Иностранная конкуренция
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли, монопольной власти рыночных агентов и ограничивающего степень несовершенства рынка. Высота барьеров для входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры для входа в отрасль для зарубежного конкурента. Этот вид барьеров находится в ведении государства, а не фирм, а его высота выбирается из соображений общественного благосостояния.
Импортный
тариф ведет, с одной стороны,
к повышению равновесной цены
и сокращению потребительского излишка,
с другой - к увеличению объема продаж
и прибыли отечественной фирмы.
Существует возможность, что увеличение
благосостояния вследствие повышения
импортного тарифа - за счет роста прибыли
отечественного производителя - перевесит
сокращение потребительского излишка
вследствие роста цены. Таким образом,
на рынках с несовершенной конкуренцией
оптимальный импортный тариф
может принимать ненулевое
Институциональные барьеры для входа на рынок и выхода с рынка
Институциональные
барьеры для входа на рынок
и выхода с рынка могут быть
существенными для
К
институциональным барьерам для
выхода с рынка следует отнести затраты
собственников фирмы, связанные с процедурой
прекращения деятельности и банкротства.
Из написанного выше, можно сделать вывод, что на рынке золота барьеры имеют свою специфику, а именно сами добытчики и производители не могут устанавливать свою цену на товар, а, следовательно, часть стратегических барьеров связанных с ценообразованием или ценовой дискриминацией отвергаются сразу. Однако другие стратегические барьеры оказывают сильное влияние: рынок золотодобычи непосредственно связан с инновациями в добычи, переработке, а, соответственно, и с сокращением издержек. Если на данном рынке появится новый небольшой игрок, имеющий старое оборудование и отстающие технологии, соответственно он не выдержит конкуренции со стороны других игроков. Рассмотрим нестратегические барьеры: вертикальная интеграция на рынке золота очень распространена, то есть компании контролируют весь процесс от добычи до поставок самостоятельно. Диверсификация деятельности фирмы отсутствует, так как даже есть добыча золота, совмещена с добычей руд, стали и других попутных материалов. Данный процесс нельзя назвать диверсификацией деятельности, так как они, так или иначе, являются заменителями. Дифференциация продукта: добытое золото не имеет определенной марки, поэтому мы не можем говорить о диверсификации товара на данном рынке. Так как РФ не ввозит золото в чистом виде, а только в качестве ювелирных изделий, с одной стороны мы не можем говорить об иностранной конкуренции, однако существуют иностранные компании добывающие золото на территории РФ. Как было описано в предыдущем пункте, они имеют значительную рыночную долю, конечно много меньшую, чем российские, однако тоже могут стать конкурентами на рынке сбыта и создать дополнительные барьеры для входа. На мой взгляд, следующий вид нестратегических барьеров – институциональные барьеры поднимают высокую планку для входа на рынок золота РФ, так как система лицензирования в России достаточно сложна, особенно в горнопромышленном комплексе, а также существует множество других проблем, связанных с контролем уровня доходности и другие.
Также
рассчитаем и проанализируем индекс барьера
входа в динамике:
Таблица 2.41
Индекс барьера входа для российских компаний
2006 | 39,73333 |
2007 | 282,8464 |
2008 | 46,26602 |