Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение состояния рынка золота Российской Федерации за 2006-2008 года. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
Описание общих характеристик рынка, таких, как описание продукта, эластичности спроса на него, объема добычи и т.д.
Анализ структуры ранка с помощью определения уровня концентрации и описания рыночной конкуренции на рынке золота.
Анализ мирового рынка золота и места РФ в нем.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика рынка 4
1.1. Характеристика продукта4
1.1.1. Свойства и области применения4
1.1.2. Технология добычи золота 10
1.1.3.Сырьевая база 12
1.2. Регламентирование добычи золота в России.13
1.3. Объем добычи золота13
1.4.Динамика спроса в РФ 16
1.5.Эластичность спроса 17
1.6. Коэффициенты рентабельности (на примере компании «Полюс», «Южуралзолото») и их анализ.19
Глава 2. Структура рынка23
2.1.Уровень концентрации23
2.2. Рыночная конкуренция51
2.2.1 Границы рынка51
2.2.2.Барьеры входа52
2.2.3.Емкость рынка57
2.2.4.Риски59
Глава 3. Обзор мирового рынка62
3.1. Мировой спрос и его динамика62
3.2. Мировое предложение и его динамика64
Заключение 71
По
значениям сумм рыночных долей можно
сделать вывод, что рынок умеренно
концентрированный. Также отметим, что
разница между рыночными долями первой
и второй добывающими фирмами по всем
годам весьма велика - более 30%. А между
остальными существует незначительная
разница. К вышесказанному следует добавить,
что за три года компания «Полиметалл»
существенно сократила свою добычу и в
2008 году выбыла из 3 лидирующих компаний.
Место «Полиметалла» в этом году захватила
только появившаяся «Чукотская ГГК».
Таблица 2.2
CR-3 для иностранных компаний
рейтинг | рыночная доля | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | 1 | 1 | 0,332855 | 0,372397 | 0,360785 |
3 | 4 | 2 | 0,225432 | 0,086043 | 0,341184 |
4 | 3 | 3 | 0,211707 | 0,204829 | 0,150917 |
итого | 0,769994 | 0,663269 | 0,852886 |
Из таблицы видно, что данные компании образуют высококонцентрированный рынок, так как сумма рыночных долей более 70%. Также отметим снижение объемов добычи компании HighRiverGoldMines в 2008 году и увеличение объемов KinrossGoldCorp, так как 2 года до 2008г. она занимала 5 и 4 места в рейтинге добычи. Таблица показывает, что на протяжении данных 3 лет лидирует компания PeterHambroMiningPlc. Однако, разница рыночных долей между ней и последующими не так велика, как мы видим на примере российских компаний.
Таблица 2.3
CR-3 для рынка, включающего российские и иностранные компании
рейтинг | рын. дол по рейтингу | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | 1 | 1 | 0,3114 | 0,299078 | 0,235288 |
4 | 3 | 2 | 0,064921 | 0,0713 | 0,094903 |
3 | 28 | 3 | 0,061545 | 0,066572 | 0,075268 |
итого | 0,437866 | 0,43695 | 0,405459 |
Сумма рыночных долей рынка, включающего российские и иностранные компании, добывающего золото на территории России, говорит, что рынок, состоящий из 35 компаний, является неконцентрированным (сумма 3 крупнейших предприятий на рынке менее 45%). Также объемы российских добывающих компаний больше чем иностранных, только в 2007 году компания PeterHambroMiningPlc смогла занять 3 место в рейтинге, но уже в следующем потеряла его из-за появления нового игрока «Чукотская ГГК».
Индекс Линда для 3 крупнейших компаний на рынке (табл.2.4., табл.2.5., табл.2.6)
Определяет
степень неравенства между
Рассчитывается по формуле:
Таблица 2.4
Индекс Линда для российских компаний
2006 | 2007 | 2008 | |
L1 | 4,924654 | 4,640266 | 2,765296 |
L2 | 3,057271 | 3,214791 | 2,193421 |
Lm | 3,990962 | 3,927528 | 2,479359 |
Полученные
значения свидетельствуют о том,
что наблюдается большая
Таблица 2.5
Индекс Линда для иностранных компаний
2006 | 2007 | 2008 | |
L1 | 1,522879 | 2,560556 | 1,466305 |
L2 | 1,318537 | 1,11908 | 2,325679 |
Lm | 1,420708 | 1,839818 | 1,895992 |
Данные полученные из таблицы (табл.2.5) тоже говорят о достаточно большой дифференциации рыночных долей. Однако они намного меньше полученных в предыдущей таблице, это можно объяснить меньшим количеством фирм, а также рыночной долей ведущей зарубежной компании PeterHambroMiningPlc равной 0,3. Рассмотрим динамику индекса Линда по годам, можно заметить, что в 2007 году по сравнению с 2006 дифференциация сильно возросла, а в 2008 году резко сократилась, и его значение стало даже меньше, чем в 2006 году.
Таблица 2.6
Индекс Линда для рынка, включающего российские и иностранные компании
2006 | 2007 | 2008 | |
L1 | 4,924644 | 4,338488 | 2,765313 |
L2 | 3,057283 | 2,781785 | 2,193435 |
Lm | 3,990964 | 3,560137 | 2,479374 |
Объединив российские и зарубежные компании, можно отметить, что дифференциация рыночных долей очень большая, однако если рассматривать ее в динамике, видим, что она сокращается довольно резко.
Коэффициент относительной концентрации (табл.2.7. – табл.2.9.)
Рассчитывается как отношение долей крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий к долям продукции этих предприятии в общем объеме выпускаемой продукции. Так как на примере рынка золота ведущие предприятие одно – «Полюс Золото» рассчитаем коэффициент относительной концентрации по следующей формуле:
, где n – количество фирм на рынке.
В случае, когда этот коэффициент близок к единице, концентрация отсутствует и рынок является конкурентным; а в том случае, когда этот коэффициент близок к нулю, наблюдается высокая степень концентрации на рынке и рынок монополизирован.
Таблица 2.7
Коэффициент относительной концентрации для российских компаний
2006 | 0,109064 |
2007 | 0,105611 |
2008 | 0,124572 |
Полученные данные говорят о высокой степени концентрации на рынке этого предприятия.
Таблица 2.8
Коэффициент относительной концентрации для иностранных компаний
2006 | 0,500719 |
2007 | 0,335663 |
2007 | 0,395962 |
Полученные данные говорят, что рынок является умеренно концентрированным
Таблица 2.9
Коэффициент относительной концентрации для рынка, включающего российские и иностранные компании
2006 | 0,107043 |
2007 | 0,098341 |
2007 | 0,125003 |
Значения
коэффициентов относительной концентрации
для рынка, включающего российские и иностранные
компании показывает, что рынок высоко
концентрирован.
Индекс Герфиндаля-Хершмана (табл. 2.10., табл. 2.12, табл. 2.14)
Представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех предприятий на рынке.
Таблица 2.10
Индекс Герфиндаля-Хершмана для российских компаний
2006 | 2007 | 2008 | |
1 | 0,145954 | 0,132628 | 0,088396 |
2 | 0 | 0 | 0,014381 |
3 | 0,005701 | 0,007538 | 0,009046 |
4 | 0,006344 | 0,00492 | 0,004783 |
5 | 0,000423 | 0,000516 | 0,002172 |
6 | 0,001572 | 0,002303 | 0,00166 |
7 | 0,002615 | 0,001988 | 0,001583 |
8 | 0,000718 | 0,000951 | 0,000987 |
9 | 0,001448 | 0,001576 | 0,000967 |
10 | 0,000731 | 0,00079 | 0,000658 |
11 | 0,000411 | 0,000364 | 0,000405 |
12 | 0,000429 | 0,000409 | 0,000344 |
13 | 0,000225 | 0,000439 | 0,000299 |
14 | 0,00043 | 0,000377 | 0,00024 |
15 | 0,000364 | 0,000343 | 0,000224 |
16 | 0,000289 | 0,000295 | 0,000198 |
17 | 0,000799 | 0,000392 | 0,000157 |
18 | 0,000612 | 0,000412 | 0,000148 |
19 | 9,24E-05 | 0,000191 | 0,000125 |
20 | 0,000143 | 0,000371 | 0,000118 |
21 | 0,000399 | 0,000305 | 0,000109 |
22 | 0 | 1,66E-06 | 9E-05 |
23 | 0,000134 | 0,000236 | 6,75E-05 |
24 | 0,00021 | 0,000127 | 5,65E-05 |
25 | 0,000262 | 0,000115 | 5,34E-05 |
26 | 0 | 0,000108 | 4,32E-05 |
27 | 9,94E-05 | 9,66E-05 | 4,13E-05 |
HHI | 0,170405 | 0,157794 | 0,127352 |