Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:19, курс лекций
Очевидно, что современное положение России в глобальной экономике не соответствует ее природному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу.
Ни одно государство в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
В конце 1990-х гг. российские ученые сделали попытку хотя бы приблизительно оценить национальное богатство России, включающее в себя материальные активы и природные ресурсы. Сделанная оценка в 300—350 трлн дол., оказалась почти в десять раз больше современного совокупного ВВП всех стран мира.
Т е м а 12. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА
12. 1. Содержание международной миграции капитала. Причины и формы движения капитала
Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений.
Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны.
Основной предпосылкой
вывоза капитала является
Международная миграция капитала – это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции.
Объективная основа миграции капитала – растущая интернационализация и глобализация экономики.
Важнейшими причинами вывоза капитала, являются:
2) появление возможности
Помимо причин вывоза капитала ради большей прибыли существуют и другие обстоятельства, понуждающие к трансграничному перемещению капитала. К их числу можно отнести неблагоприятную социально-политическую, экономическую ситуацию в какой-либо стране, резкое ухудшение финансовой конъюнктуры и др. Перемещение капитала в этом случае принимает характер оттока, бегства.
Особое место в трансграничном перемещении капитала (как по интенсивности, так и по объему) играют международные корпорации.
Перемещение капитала включает: платежи по операциям с зарубежными партнерами, предоставление займов (на срок не более пяти лет), приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификацию портфеля ценных бумаг и т.п.
Швейцарский экономист Л. Вальрас сформулировал правило, послужившее основой анализа международной платежной позиции любого государства. Его сущность заключается в том, что стоимость импорта стран равна сумме стоимости экспорта и чистых зарубежных продаж активов и процентов по ним:
IM = X + NA + NR,
где IM – импорт, X – экспорт, NA – чистые продажи активов (разность стоимости активов, проданных иностранцами и купленных у них), NR – чистые платежи процентов (разность стоимости процентов на вложенный капитал, полученных из-за рубежа и выплаченных иностранцам).
Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве, источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации.
Международное движение капитала как фактора производства приобретает различные конкретные формы.
По источникам
происхождения различают
Государственный капитал – средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций (все государственные займы, ссуды, дары, помощь других стран, кредиты международных организаций). Частный капитал – средства частных (негосударственных) фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению их руководящих органов и их объединений (инвестиции капитала за рубеж частными фирмами, предоставление торговых кредитов, межбанковское кредитование).
По характеру использования капитал делится на предпринимательский и ссудный.
Предпринимательский капитал – средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли (чаще всего используется частный капитал, реже капитал государственных предприятий). Ссудный капитал – средства, даваемые взаймы с целью получения процента (в основном используется государственный капитал).
По сроку вложения капитал делится на краткосрочный, долгосрочный и среднесрочный.
Среднесрочный и долгосрочный капитал – вложения капитала сроком более чем на 1 год (как правило, вложения предпринимательского капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, а также ссудный капитал в виде государственных кредитов). Краткосрочный капитал – вложения капитала сроком менее чем на 1 год (преимущественно ссудный капитал в форме торговых кредитов).
По цели вложения капитал делится на прямые и портфельные инвестиции.
Прямые инвестиции – вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.
Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.
Результатом развития внутренних кредитных рынков развитых стран и необходимостью развития международной торговли явилось международное заимствование и кредитование.
Международное заимствование и кредитование – выдача и получение средств взаймы на срок, предусматривающий выплату кредита за их использование.
Обычно теория
мировой экономики считает
Межвременная торговля – повышение текущего потребления за счет сокращения потребления в будущем (заимствование) или заниженное текущее потребление в пользу большего потребления в будущем (кредитование).
12. 2. Свободные экономические зоны в мировой экономике
Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX в. становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в районах, подверженных экономической депрессии, на выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, нежели в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы.
Помимо названных целей и причин создание СЭЗ увязывается с тремя основными задачами: стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств; ростом занятости; превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюс роста национального хозяйства.
Создание СЭЗ рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование СЭЗ может означать то, что страна не желает полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации — по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм.
Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные таможенные зоны. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта.
Зоны свободной торговли также широко распространены в мире. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны. Логика их образования была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 1960-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.
Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (1970–1980-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число технико-
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны и налоговые гавани. Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.
В 1990-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе – 90–110 млрд дол. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.
Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
- внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
- налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- финансовые льготы
включают различные формы