Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:19, курс лекций
Очевидно, что современное положение России в глобальной экономике не соответствует ее природному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу.
Ни одно государство в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
В конце 1990-х гг. российские ученые сделали попытку хотя бы приблизительно оценить национальное богатство России, включающее в себя материальные активы и природные ресурсы. Сделанная оценка в 300—350 трлн дол., оказалась почти в десять раз больше современного совокупного ВВП всех стран мира.
1) по способу взимания – адвалорные, специфические и комбинированные;
2) по объекту обложения – импортные, экспортные и транзитные;
3) по характеру – сезонные, антидемпинговые, компенсационные;
4) по происхождению – автономные, договорные и преференциальные;
5) по типам ставок – постоянные и переменные;
Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной и импортной цены товара, фиксируемой статистикой.
Россия в вопросе определения
таможенной стоимости стоит ближе
к западноевропейским странам, где
она включает помимо цены самого товара
также стоимость его
В дополнение к тарифным методам государственного регулирования внешней торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые, финансовые и неэкономические.
Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они включают квотирование (контингентирование), лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта, эмбарго.
Квотирование – количественная нетарифная мера ограничения экспорта (импорта) товара определенным количеством или суммой на установленный промежуток времени. Квоты делятся: 1) по направленности действий – на экспортные и импортные; 2) по охвату – на глобальные и индивидуальные.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Эмбарго – абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране или группе стран, отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно.
Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Среди них можно выделить: 1) технические барьеры; 2) внутренние налоги и сборы; 3) внутренние налоги и сборы; 3) политика в рамках государственных закупок; 4) требование о содержании местных компонентов.
Наиболее распространенными фин
Т е м а 11. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
11. 1. Понятие миграции рабочей силы, ее причины и последствия
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.
Международная миграция рабочей силы (ММРС) представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем 1 год, вызванное экономическими и другими причинами, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда).
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Причины экономического характера
кроются в различном экономичес
Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной теме в основном будет уделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.
Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы.
Международная трудовая миграция — один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени — служащие, специалисты и ученые.
Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
11. 2. Основные центры трудовой миграции, направления и состав ММРС
В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени центры и направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями.
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся центрами притяжения мигрантов из других стран.
США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным центром миграции как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США и Канаду из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и др.
Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в ЕС, притягивают рабочую силу из менее развитых европейских стран, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и стран СНГ. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию трудового законодательства.
Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают на тяжелые низкооплачиваемые работы дешевую иностранную рабочую силу в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы из Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
Новые индустриальные страны (НИС). В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в Южной Корее и Малайзии.
Другие развивающиеся страны. Новый феномен 1990-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов.
Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем нередко они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая.
В 1990-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва — около 70 тыс. человек.
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
11. 3. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер.
Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
На международном уровне
вопросами регулирования
МОМ – Международная организация по миграциям, в рамках которой осуществляется разработка долгосрочных программ по упорядочению миграционных потоков, оказанию помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т.д.
МОТ – Международная организация труда – специализированное учреждение ООН (с 1946 г.). Сферой ее деятельности являются социально-экономические проблемы трудящихся. Создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором.