Общие понятия мировой экономики, современные тенденции и закономерности ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:19, курс лекций

Описание работы

Очевидно, что современное положение России в глобальной экономике не соответствует ее природному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу.
Ни одно государство в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
В конце 1990-х гг. российские ученые сделали попытку хотя бы приблизительно оценить национальное богатство России, включающее в себя материальные активы и природные ресурсы. Сделанная оценка в 300—350 трлн дол., оказалась почти в десять раз больше современного совокупного ВВП всех стран мира.

Работа содержит 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

СИФ (англ. cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт). В цену включаются все расходы, связанные с транспортировкой и страхованием товаров.

КАФ аналогичны СИФ, только страхование товара от риска случайной гибели или порчи в процессе перевозки производит покупатель.

Справочная цена – цена продавца, публикуемая в специальных справочных изданиях и в периодической печати. Необходимо учитывать, что между справочными и фактическими ценами всегда существует определенная разница. Как правило, справочные цены всегда завышают, так как они не реагируют на изменения конъюнктуры рынка.

Биржевые цены – цены на товар, продаваемый на товарных биржах. В основном это сырье и полуфабрикаты. Такие цены оперативно отражают все изменения, происходящие на рынках. Но поскольку в биржевых ценах не учитываются условия поставки, платежа и ряд других факторов, то эти цены не полностью отражают действительные тенденции в изменении цен.

Аукционные цены – цены, установившиеся в результате торгов. Они реально отражают спрос и предложение товара в данный период.

Статистические внешнеторговые цены – средние цены, публикуемые в различных статистических сборниках. По ним возможно только проследить динамику изменения цен и внешней торговли, для отдельных субъектов рынка они могут служить только ориентиром.

При определении конкретной цены на товар продавец в зависимости  от ситуации на рынке может пойти на уступки, предоставив покупателю скидку. В мировой практике существует около 40 видов скидок. Чаще всего используются следующие:

- скидка продавца – дается относительно постоянному покупателю или за объем единовременной покупки (до 30 %);

- скидка «сконто» - предоставляется постоянному партнеру-покупателю, который правильно и своевременно выполняет все контрактные обязательства. Скидка предоставляется на годовой объем продаж.

Кроме того, может быть предоставлена  скидка за покупку внесезонного товара, а также дилерская скидка, т.е. скидка агентам и посредникам на покрытие расходов по продаже.

 

9. 3. Международная конкуренция  и особенности ее проявления  в современных условиях

 

Международная конкуренция – экономический процесс взаимодействия и борьбы покупателей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта на мировом рынке.

Механизм МР характеризуется спецификой, определяемой его национально-государственной структурой, тарифными и нетарифными ограничениями, внешнеэкономической политикой государств и т.д. Данные факторы воздействуют на процессы конкурентной борьбы, основные формы которой имеют единую экономическую природу, как на внутреннем, так и на внешнем рынке – это внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, совершенная и несовершенная, функциональная и межфирменная, конкуренция товаров и конкуренция организаций, легальная и нелегальная и т.д. Специфика МР отражается в таких формах, как межгосударственная конкуренция и конкуренция региональных интеграционных объединений, а также международных экономических институтов и организаций, формационных и цивилизационных социально-экономических систем.

Особое значение в практике конкурентной борьбы на МР имеют такие ее методы, как ценовая и неценовая конкуренция, проявляющаяся на уровнях конкуренции товаров, фирм, отраслей, стран, региональных группировок. Общий механизм ценовой конкуренции заключается в установлении и изменении (увеличении или уменьшении) уровня цен таким образом, чтобы это позволило вытеснить конкурентов из данной рыночной ниши (или не допустить их проникновения) в целях максимизации прибыли или иных экономических выгод. Одной из наиболее известных разновидностей ценовой конкуренции на мировом рынке является демпинговое ценообразование. Демпинг (от англ. «сбрасывание») исходно выступал как продажа товаров на внешних рынках по «бросовым», низким ценам, иногда ниже себестоимости, с целью разорения или вытеснения конкурентов.

Эволюция как внутри-, так и  внешнеэкономической форм конкурентной борьбы в последние десятилетия  ознаменовалась значительным возрастанием роли неценовой конкуренции. К основным неценовым факторам конкуренции относятся: улучшение потребительских свойств товаров, особенно их качества; совершенствование форм продаж – предоставление кредитов, продажи в рассрочку и т.п.; совершенствование системы реализации товаров – развитие рекламы, консалтинг, до- и послереализационное обслуживание, предоставление гарантий. В последние годы важную роль стали играть такие параметры изделий, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность.

Современная конкуренция, как неотъемлемый атрибут мирового рынка, характеризуется  невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Сдвиг акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов вызывает необходимость всесторонней оценки конкурентоспособности товаров, фирм и стран на мировом рынке. Конкурентоспособный товар может  производить только конкурентоспособная фирма, а такая фирма чаще всего может сформироваться только в условиях, которые может создать конкурентоспособная страна.

Конкурентоспособность национальной экономики – это концентрированное выражение экономического, научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешних рынках.

Для определения конкурентоспособности страны используют около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа объединяют в 10 факторов: 1) экономический потенциал и темпы роста экономики; 2) эффективность промышленного производства; 3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений; 4) участие в международном разделении труда; 5) динамичность и емкость внутреннего рынка; 6) гибкость финансовой системы; 7) воздействие государственного регулирования экономики; 8) уровень квалификации трудовых ресурсов; 9) обеспеченность трудовыми ресурсами; 10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Т е м а 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

 

10. 1. Содержание международной торговли

 

Международная торговля (МТ) – сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг.

МТ связывает экономики отдельных  стран в единую систему МР. Она  играет возрастающую роль как в хозяйственном развитии стран и регионов, так и в развитии всего мирового сообщества, являясь, с одной стороны, важнейшим фактором экономического роста, с другой – фактором увеличения взаимозависимости между странами. Ее роль проявляется в следующем:

- через МТ реализуются результаты  всех форм мирохозяйственных  связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

- рост и углубление межрегиональных  и межгосударственных взаимосвязей  выступают важной предпосылкой МЭИ;

- стимулирует процессы зарубежного  инвестирования и международных  расчетов;

- увеличение товарообмена между  странами приводит к синхронизации  экономических циклов в мире. Взаимосвязь экономик отдельных стран настолько усиливается, что нарушения в функционировании какого-либо крупного участника МР неизбежно влечет за собой кризисные тенденции в других странах мира.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется на торговлю продукцией, машинами и оборудованием, сырьем и услугами. В МЭ выделяют товары торгуемые и неторгуемые. Торгуемые могут передвигаться между различными странами; неторгуемые товары потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются за границу.

В современных условиях на международную  торговлю влияют следующие факторы:

- НТР, приведшая к изменениям  в МРТ, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному  обновлению основного капитала;

- развитие процессов торгово-экономической  интеграции, устраняющих региональные  барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т.п.;

- активная деятельность ТНК  на мировом рынке, вовлекающих  в МТ новые страны, регионы,  товары;

- процесс либерализации МТ под  влиянием международных организаций;

- получение политической независимости  бывшими колониальными странами и выделение из их числа НИС, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;

- переход стран Центральной  и Восточной Европы к рыночным  методам развития и повышение  степени открытости их экономик.

В начале ХХI в. рост МТ опережает рост производства, что обусловлено увеличением хозяйственной взаимозависимости большинства стран и выравниванием динамики ВВП по регионам. Основные тенденции современного развития МТ:

- увеличение экспорта промышленных  товаров по сравнению с экспортом сырья;

- рост мирового экспорта услуг  (особенно бизнес-услуг);

- повышение в МТ роли европейского  региона до 45 %;

- ведущая роль в МТ принадлежит  трем центрам мира – США,  ЕС и Японии, на которые приходится  около 60 % мирового экспорта и  импорта;

- диверсифицируется поток товаров,  вовлекаемых в международный  товарооборот;

- снижается доля торговли, приходящаяся  на страны Евразии и Восточную  Европу, но повышается «китайский  фактор» в МТ, быстро растет  торгово-экономический потенциал  Индии. 

 

10. 2. Теории международной торговли

 

Теоретическое объяснение причин существования, развития и повышения роли торговли между странами  появились позже возникновения самого международного обмена. Выделяют следующие основные теории МТ.

Теория меркантилизма (конец ХVI – начало ХVIII вв.) Основными представителями данной теории являются Т. Мэн, Ж.-Б. Кольбер, У. Петти. Это первая теория, в которой была сделана попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели. По мнению меркантилистов, богатство страны заключается во владении ценностями в виде золота и драгоценных металлов. Поэтому умножение золотых запасов – важнейшая задача государства, и внешняя торговля должна, прежде всего, обеспечивать получение золота. Этого можно достигнуть, превышая экспорт над импортом или активным торговым балансом (вывозить больше, чем ввозить). В соответствии с этим государство накладывало монополию на внешнюю торговлю и осуществляло жесткое ее регулирование. Эта школа внесла крупный вклад в развитие первоначальных основ, как экономической теории, так и мировой  торговли, обогатив ее такими категориями, как платежный баланс, положительное и отрицательное сальдо и др.

Фритредерство и теория Адама Смита о свободе торговле и абсолютных преимуществах (конец ХVIII – середина ХIХ вв.). Суть фритредерства – полное освобождение от таможенных пошлин почти всех ввозимых товаров в страну из других стран и расчет на встречную отмену или значительное сокращение пошлин в других странах для страны, применившей фритредерство. Суть теории абсолютного преимущества заключается в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие, и на этой базе имеют абсолютное преимущества. Страна должна специализироваться на вывозе тех товаров, в производстве которых она обладает абсолютными преимуществами.

Теория относительных (сравнительных) преимуществ или  однофакторная модель Давида Риккардо. Автор исходил из фактора производительности труда как единственного условия, делающего выгодным торговлю всеми товарами, которыми страна может производить независимо от «абсолютных преимуществ», о которых писал Адам Смит. Страна должна специализироваться на вывозе тех товаров, вмененные издержки на которые в ней меньше.

Теория соотношения  факторов производства (модель Хекшера - Олина). Основоположник учения о факторах производства – Жан Батист Сэй. Саму теорию разработали два шведских экономиста – Э. Хекшер и Б. Олин. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Парадокс Леонтьева заключается в том, что, вопреки теории Хекшера - Олина, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.

 

10. 3. Внешнеторговая политика: формы, методы, инструменты

 

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. В зависимости от масштабов вмешательства государства в МТ различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свободная торговля – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

В МТ господствуют смешанные формы  внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и МТ. В 1950–1960-е годы преобладали тенденции к либерализации, а в 70–80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 1990-е годы  и в начале ХХI века в МТ доминировала политика свободной торговли.

Инструменты государственного регулирования  МТ делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие. Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины бывают:

Информация о работе Общие понятия мировой экономики, современные тенденции и закономерности ее развития