Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:19, курс лекций
Очевидно, что современное положение России в глобальной экономике не соответствует ее природному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу.
Ни одно государство в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
В конце 1990-х гг. российские ученые сделали попытку хотя бы приблизительно оценить национальное богатство России, включающее в себя материальные активы и природные ресурсы. Сделанная оценка в 300—350 трлн дол., оказалась почти в десять раз больше современного совокупного ВВП всех стран мира.
Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено, прежде всего, в регионах с высокоразвитой инфраструктурой – Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, а также в регионах с преобладанием добывающей промышленности – в Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае.
Производство и предоставление услуг в России развернули главным образом иностранные ТНК, специализирующиеся на топливно-энергетическом комплексе, торговле, пищевой промышленности, общественном питании, сфере различных услуг, в меньшей степени – в обрабатывающей промышленности, включая автомобилестроение.
В России ТНК находятся в стадии формирования и укрепления своих позиций. Базой для создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы, образованные путем объединения банков с промышленными предприятиями, интегрированными по вертикальному технологическому принципу. В Федеральном законе «О финансово-промышленных группах», принятом в октябре 1995 г., финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, объединяющих свои активы в целях экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Процессы создания ФПГ развиваются по нескольким направлениям.
Первое связано с появлением банковских холдингов и альянсов, объединяющих финансовые, торговые, страховые, промышленные и прочие структуры, Например, группы «ОНЭКСИМ», «МЕНАТЕП», «АЛЬФА».
Второе направление представлено деятельностью производственных структур (РАО «Газпром», АО «ЛУКОЙЛ», МАК «Вымпел» и т.д.) и тесно сотрудничающих с ними кредитно-финансовых учреждений.
Третье направление создания ФПГ связано с проникновением торгового капитала в промышленность.
Кроме того, транснациональными являются
крупные государственные и
- «ИНГОССТРАХ» со своими
- государственный концерн «
- РАО «Газпром», который
- «Микрохирургия глаза»;
- «ЛУКОЙЛ»;
- «Автоваз» и др.
Т е м а 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
8. 1. Международные экономические организации: функции и классификация
Международные экономические организации представляют собой организационную форму международного экономического сотрудничества. Рост числа международных экономических организаций в послевоенный период и постепенное превращение большинства из них в постоянно действующие органы обусловлено следующими факторами:
- транснационализацией
- потребностью в унификации способов разрешения резко участившихся конфликтов экономических агентов различных государств;
- необходимостью выработки
- поиском путей преодоления усиливающегося разрыва между развитыми и развивающимися государствами;
- усилением долговременности и
глобальности последствий
Все международные экономические организации подразделяются на межправительственные (их участники – государства) и неправительственные (участники – объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и др.).
Международные организации призваны выполнять следующие общие функции:
- обеспечивать постоянный
- вносить регулирующее начало
и определенную стабильность
в функционирование мировой
- служить форумом для обмена
мнениями и налаживания
- анализировать и обобщать
Международные экономические организации выполняют ряд специальных функций, среди которых:
- развитие экономического
- создание предсказуемой среды для развития ВЭС;
- устранение дискриминации в торгово-экономических отношениях;
- стимулирование развития
- содействие отдельным странам в поисках выхода из кризисной ситуации;
- согласование и координация
макроэкономической политики
В силу большого разнообразия международных организаций их классификация может быть осуществлена по одному ключевому признаку, отличающему одну группу организаций от другой. Они делятся на консультативные группы стран, обычно не имеющие жесткой организационной структуры (группа пяти, группа семи, группа семидесяти семи и др.); универсальные организации, охватывающие большинство стран мира (МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, МОТ); отраслевые организации, занимающиеся проблемами производства и торговли определенным товаром (ОПЕК, МОПЭМ, ЕОУС и др.); региональные организации, концентрирующиеся на вопросах взаимного интереса обычно географически и экономически близких стран (Балтийский совет, Латиноамериканская энергетическая организация, Союз стран реки Ману и др.); финансовые организации, среди которых выделяются банки развития (Банк международных расчетов, Европейский банк реконструкции и развития. Латиноамериканский экспортный банк и др.).
Т е м а 9. МИРОВОЙ
РЫНОК И МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕН
9. 1. Возникновение мирового
рынка и его сущность. Отличие
мирового рынка от национальног
Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка. Современный мировой рынок (МР) сформировался в ходе длительного исторического развития на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего ведущих государств, рыночные взаимосвязи которых постепенно выходили за национально-государственные рамки (границы). Эволюция рынка шла по схеме: внутренний рынок (форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны) ® национальный рынок (внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей) ® международный рынок (часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками) ® МР.
Мировой рынок (МР) – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в МРТ, торговле и других формах экономических отношений. Субъектами МР могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица.
МР характеризуется следующими чертами:
- является элементом и одновременно высшей стадией в развитии товарного производства, вышедшего в ходе объективного процесса интернационализации хозяйственной жизни за национальные рамки;
- выражается в
- в большей степени, чем внутрен
- выполняет санирующую роль, выбраковывая
из международного обмена
Так же как и внутри страны, в структуре МР можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала, достижений науки и техники. В составе последних все большее значение приобретают информационные рынки. Выделяют и отдельные рынки по региональному признаку – европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и др.
Особенности МР по сравнению с национальным:
- на МР конкурентная борьба
имеет более жесткий характер,
чем на внутреннем рынке.
- МР, «сотканный» из многочисленных сегментных секторов, имеет более сложную структуру;
- для условий международной
торговли характерно наличие
мировых цен, уровень и
- выше степень монополизации. При этом основной организационной формой МР являются олигополистические структуры.
Между участниками рынка происходит обмен информацией, передача сведений о курсах валют и ценных бумаг, процентных ставках, положении на разных рынках, надежности партнеров и др. Информационные потоки выходят за национальные границы, формируется рынок информационных услуг в мировом масштабе. При этом обмен информацией осуществляется с использованием сети СВИФТ.
СВИФТ (SWIFT) – общество международных межбанковских телекоммуникаций, созданное в 1973 г. для передачи информации по международным расчетам. С его помощью производятся следующие виды банковских операций: переводы средств, полученных в результате сделок, расчеты по инкассо, аккредитивам, торговля ценными бумагами, согласование спорных финансовых вопросов.
В развитии МР выявились следующие тенденции:
- усилилось вовлечение
- вырос внешнеторговый
- в товарообороте главная роль начинает принадлежать обмену наукоемкой продукцией, знаниями и деловыми услугами;
- относительно сократилась
- выросло участие развивающихся
стран в торговле
9. 2. Особенности ценообразования на мировом рынке
Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние мировой торговли конкретным товаром. Мировые цены делятся на две группы – цены на готовую продукцию и цены на сырье. Цены на продукцию формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены. В формировании цен на сырье основная роль принадлежит соотношению спроса и предложения на мировых рынках, большую роль играют цены стран, которые являются крупными экспортерами и импортерами сырья.
Все многообразие экономических факторов, влияющих на мировые цены, можно условно объединить в несколько групп:
- общеэкономические факторы (фаза экономического цикла, спрос и предложение, уровень инфляции и т.п.);
- факторы, связанные с производством конкретного товара (издержки, прибыль, уровень налогов, потребительские свойства товара, спрос и предложение);
- специфические факторы, которые связаны только с некоторыми видами товаров и услуг (сезонность, гарантии и пр.) или с особенностями валютной политики.
Помимо экономических на цены могут влиять также политические и военные факторы.
Цены на мировом рынке существуют в нескольких видах.
Контрактная цена – цена, согласованная между продавцом и покупателем в процессе переговоров. Она, как правило, ниже цены продавца, не меняется в течение всего срока действия контракта и является коммерческой тайной. При заключении контракта на поставку размер цены может варьироваться в зависимости от того, какие затраты включаются в цену товара, каковы условия поставки. В зависимости от этого выделяют разновидности контрактных цен.
ФОБ (сокр. от англ. Free on board – свободен на борту). В цену включаются все расходы до момента доставки товара на транспортное средство.
ФАС (свободно вдоль судна в порту погрузки). В цену товара включаются расходы на его доставку в пункт отправления и размещение около транспортного средства в пределах досягаемости его грузовых устройств, а при отсутствии транспорта – в месте, указанном покупателем. Все связанные с этим расходы, а также риск порчи и гибели товара до момента размещения и сдачи его у транспортного средства несет продавец.