Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30% работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Глава 1. Место, особенности, и состояние в агропромышленном комплексе. . .
Сельское хозяйство – главная отрасль агропромышленного комплекса. .
Специфические особенности сельского хозяйства России . . . . . . . . .
Экономическое состояние сельского хозяйства в агропромышленном комплексе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Программа подъема сельского хозяйства. . . . . . . . . . . . . . . .
Упадок сельского хозяйства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Материально – техническая база сельскохозяйственного производства РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 3. Программа развития сельского хозяйства. . . . . . . . . . . . . . . . .
Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в России. . . . . . .
Важные аспекты успешного земледелия. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аграрное будущее России и сельское хозяйство сегодня. . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение (Глоссарий). . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный) 2.docx

— 141.63 Кб (Скачать)

приобретения  сырья и материалов для переработки  с.х. продукции и др. Особую роль в организации сельскохозяйственного производства

играют технические  средства. К ним относят тракторы, комбайны, грузовой и

легковой автотранспорт, различные сельскохозяйственные орудия (плуги,

сеялки и пр.), энергетические мощности.

Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства,

комплектование  системы машин для конкретного  предприятия требует учета

местных условий, принятой системы ведения хозяйства, его специализации и

кооперирования  с другими отраслями в системе  АПК. Система машин

должна обеспечивать максимальный уровень механизации  работ, внедрение

интенсивных технологий, рост объема производства продукции и

производительности  труда.

В число основных факторов формирования системы машин  следует

включить: научно обоснованную технологию, комплексную механизацию и

автоматизацию, организацию производства.

Под технологией  в сельском хозяйстве понимают совокупность

производственных  методов и процессов сельскохозяйственных работ

определенной  последовательности с фиксированным  началом и окончанием

выполнения операций.

Комплексная механизация  включает последовательное применение

систем машин, механизмов и приспособлений на всех технологических

операциях и  стадиях производственного процесса, позволяющее полностью

заменить ручной труд машинным как на основных, так и на вспомогательных

сельскохозяйственных  работах.

Характерной особенностью современного сельскохозяйственного

производства  является совершенствование средств  и предметов труда под

воздействием  научно-технического прогресса. Этот объективный

закономерный  процесс развития производительных сил сельского хозяйства

становиться все  более определяющим в условиях сокращения трудовых

ресурсов села.

И материально-производственные ресурсы и технические средства

являются неотъемлемыми  элементами всей целостной системы  материально -технической базы сельского хозяйства, поэтому правильное их сочетание обеспечит оптимальное формирование материально-технической базы эффективного функционирования аграрной сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Программа развития сельского хозяйства 
 

3.1. Актуальные  проблемы развития сельского  хозяйства в России.  

Проблемы сельского  хозяйства вызывают особый интерес  на современном этапе развития российского  государства. Во многом он обусловлен приданием развитию агропромышленного  комплекса статуса одного из приоритетных национальных проектов, реализация задач  которого должна в перспективе привести к росту показателей сельскохозяйственного  производства и развитию аграрного  сектора российской экономики.

Актуальным  проблемам развития сельского хозяйства  в Российской Федерации было посвящено  заседание Ученого совета Института  законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве  РФ (ИЗиСП), с докладом на котором  выступил заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного  законодательства ИЗиСП, доктор юридических  наук, профессор, Заслуженный деятель  науки РФ С.А. Боголюбов. Он отметил  особую актуальность вопросов, связанных  с поддержкой сельскохозяйственного  производства в Российской Федерации, что получило свое отражение в  принятом Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - ФЗ "О развитии сельского хозяйства"). Докладчик отметил, что в массовом сознании бытует представление о том, что возникающие важнейшие проблемы, в частности экономического, социального, организационного характера, можно успешно решать прежде всего с помощью законов. К сожалению, жизнь нередко опровергает эти идеалистические настроения, объективная реальность оказывается гораздо глубже и сильнее волевых устремлений и замыслов людей. Аграрное законодательство являет тому наглядный и убедительный пример.

 Специфика сельскохозяйственного производства нашла отражение в особенностях различных отраслей российского законодательства, при этом преобразования в аграрной сфере были отделены и отдалены от преобразований в иных сферах экономики не только организационно, но и юридически.

 Задачами аграрного законодательства на современном этапе наряду с общими целями регулирования важнейших общественных отношений, по мнению докладчика, являются: обеспечение продовольственной безопасности (независимости) страны, государственная поддержка и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на внешнем рынке, в ФАО, в ВТО, как это принято в других развитых странах, устойчивое развитие сельских территорий, устранение глубоких различий и даже противоречий между городом и деревней при сохранении положительных традиций и образа жизни крестьянства.

 Обеспечение правовыми средствами развития сельского хозяйства и выполнения задач приоритетного национального проекта означает в настоящее время признание обеспечения стабильности и полноты соответствующей нормативной правовой базы, повышение всеобщности и эффективности ее действия, законности и правопорядка в сельском хозяйстве, согласование его развития с функционированием других отраслей хозяйства. Представляется, что одной из важнейших задач является обеспечение качества и чистоты пищевых продуктов, рационального использования природных ресурсов, оказание адресной государственной поддержки сельским товаропроизводителям, а также борьба со злоупотреблениями и коррупцией.

 Тяжелое положение, в котором находится в настоящее время сельское хозяйство в России, начало складываться на начальном этапе аграрной и земельной реформ, когда были приняты и сыграли свою роль Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 6 марта 1992 г. N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".

 По мнению заведующего отделом бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП, доктора юридических наук, профессора Н.М. Казанцева, рентабельность сельского хозяйства напрямую зависит от закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются на рынке при переговорах с сетевыми монополиями, производящими закупки этой продукции в каждом субъекте Российской Федерации. Данные монополии, являясь сетевыми компаниями, не подпадают под действие российского антимонопольного законодательства. Выступающий подчеркнул необходимость ограничения монополизации данных компаний в действующем аграрном законодательстве. Между тем, несмотря на указанные факторы, эти компании ограничивают рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Н.М. Казанцев предложил использовать опыт развития сельского хозяйства в странах Западной Европы и США и осуществлять поддержку сельскохозяйственного производства на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, бюджетное финансирование, по его мнению, должно осуществляться на более низком уровне, и необходимо формирование муниципальной политики, не противоречащей политике ВТО.

 Заведующая сектором сельскохозяйственного и земельного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор В.В. Устюкова в своем выступлении отметила, что ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусматривает некоторые важные положения (например, о субсидировании процентных ставок по кредитам и части затрат на уплату страховой премии, о государственных закупочных и товарных интервенциях и др.), но для их реализации необходимо принятие ряда подзаконных актов Правительства РФ. Кроме того, в Законе много статей, которые носят декларативный характер и не содержат норм прямого действия, а некоторые из его норм представляются недостаточно четкими. Прежде всего это касается одного из ключевых понятий - понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя. Во-первых, в ч. 1 и ч. 2 ст. 3 прослеживается различный подход к сельхозорганизациям и, например, к фермерским хозяйствам. Если для первых установлен "количественный критерий" для признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями (70% в их общем доходе должна составлять доля от реализации сельскохозяйственной продукции), то для вторых такой критерий не предусмотрен, что вряд ли можно считать правильным. Во-вторых, ссылка в п. 3 ч. 2 ст. 3 на Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исключает из числа сельхозтоваропроизводителей фермерские хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с ранее действовавшим одноименным Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1. А таких хозяйств у нас осталось немало (и они будут существовать как минимум до 1 января 2010 года). Более того, именно они являются наиболее крепкими. В-третьих, в ряде статей законодатель "забывает", что он отнес крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и потребительские кооперативы к сельскохозяйственным товаропроизводителям и излагает норму так, как будто названные хозяйства таковыми не являются. Примером может служить, в частности, п. 1 ч. 1 ст. 7, где одно из направлений государственной поддержки сельского хозяйства сформулировано так: "обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов". Аналогичные положения есть и в других статьях обсуждаемого ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

 В некоторых случаях нормы Закона противоречат действующему законодательству. Так, не совсем ясно, как государство будет обеспечивать "равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах" (ч. 1 ст. 11). Диктовать банкам, которые в большинстве своем являются акционерными обществами, кому выдавать кредиты, государство не может. Кредитным же кооперативам прямо запрещено выдавать займы не членам кооператива, так что и тут не может быть "равного доступа" для любых сельхозтоваропроизводителей, так как член кооператива всегда будет иметь "преимущества". Таким образом, неясно, какой смысл вкладывал законодатель в рассматриваемую норму.

 Итоги заседания Ученого совета были подведены председателем совета, директором ИЗиСП, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ Т.Я. Хабриевой, которая отметила актуальность темы и необходимость сосредоточения внимания Института на совершенствовании аграрного законодательства и практики его применения, на модернизации правовых механизмов функционирования агропромышленного комплекса. Сельские жители составляют значительную (1/3) часть российского населения, однако и остальные граждане так или иначе тесно связаны с землей. Необходимость улучшения среды проживания и жизнедеятельности вне городов в немалой степени связана с выполнением социальных задач государства, политика которого должна обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, предусмотренные в ст. 7 Конституции РФ.

 Важно, что упомянутым Законом предпринята попытка определить пределы государственного вмешательства в сельскую экономику и в то же время найти оптимальные средства ее поддержки для обеспечения устойчивого развития и надлежащего участия в международной конкуренции. Политические аспекты Закона представляются перспективными, получили определенное оформление, чтобы стать выраженной законодательной волей и развиваться в дальнейшем в положениях законодательных и подзаконных актов.

 В целом обсуждение актуальных проблем сельского хозяйства прошло в конструктивном ключе и позволило выявить ряд законодательных и возможных правоприменительных проблем при реализации положений принятого ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Данное обсуждение, критические замечания и предложения, как элементы научного обеспечения законопроектной деятельности, несомненно, должны оказать определенное влияние на состояние и развитие аграрного законодательства, а посредством этого - и на ход развития как сельского хозяйства в частности, так и российской экономики в целом. 

3.2. Важные  аспекты успешного земледелия. 

Завершающийся 2010 год наглядно продемонстрировал, как слабые стороны в технологии возделывания сельскохозяйственных культур, так и преимущества высококачественных семян наших сортов, значимость адаптированной системы защиты, когда мы воочию убедились в реальности снижения транспирационного коэффициента культурных растений.

Цена  вопроса слишком велика, поэтому  не случайно министр сельского хозяйства  РФ Скрынник Е.Б. выделяет четыре основных направления, являющихся приоритетными для отрасли в 2011 году:

Информация о работе Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства в России