Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:11, курсовая работа
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30% работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Глава 1. Место, особенности, и состояние в агропромышленном комплексе. . .
Сельское хозяйство – главная отрасль агропромышленного комплекса. .
Специфические особенности сельского хозяйства России . . . . . . . . .
Экономическое состояние сельского хозяйства в агропромышленном комплексе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Программа подъема сельского хозяйства. . . . . . . . . . . . . . . .
Упадок сельского хозяйства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Материально – техническая база сельскохозяйственного производства РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 3. Программа развития сельского хозяйства. . . . . . . . . . . . . . . . .
Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в России. . . . . . .
Важные аспекты успешного земледелия. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аграрное будущее России и сельское хозяйство сегодня. . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение (Глоссарий). . . . . . . . . . . . .
приобретения сырья и материалов для переработки с.х. продукции и др. Особую роль в организации сельскохозяйственного производства
играют технические средства. К ним относят тракторы, комбайны, грузовой и
легковой автотранспорт, различные сельскохозяйственные орудия (плуги,
сеялки и пр.), энергетические мощности.
Техническое перевооружение
сельскохозяйственного
комплектование системы машин для конкретного предприятия требует учета
местных условий, принятой системы ведения хозяйства, его специализации и
кооперирования с другими отраслями в системе АПК. Система машин
должна обеспечивать максимальный уровень механизации работ, внедрение
интенсивных технологий, рост объема производства продукции и
производительности труда.
В число основных факторов формирования системы машин следует
включить: научно обоснованную технологию, комплексную механизацию и
автоматизацию, организацию производства.
Под технологией в сельском хозяйстве понимают совокупность
производственных
методов и процессов
определенной последовательности с фиксированным началом и окончанием
выполнения операций.
Комплексная механизация включает последовательное применение
систем машин, механизмов и приспособлений на всех технологических
операциях и
стадиях производственного
заменить ручной труд машинным как на основных, так и на вспомогательных
сельскохозяйственных работах.
Характерной особенностью современного сельскохозяйственного
производства является совершенствование средств и предметов труда под
воздействием научно-технического прогресса. Этот объективный
закономерный процесс развития производительных сил сельского хозяйства
становиться все более определяющим в условиях сокращения трудовых
ресурсов села.
И материально-производственные ресурсы и технические средства
являются неотъемлемыми
элементами всей целостной системы
материально -технической базы сельского
хозяйства, поэтому правильное их сочетание
обеспечит оптимальное формирование материально-технической
базы эффективного функционирования аграрной
сферы.
Глава 3. Программа
развития сельского хозяйства
3.1. Актуальные
проблемы развития сельского
хозяйства в России.
Проблемы сельского
хозяйства вызывают особый интерес
на современном этапе развития российского
государства. Во многом он обусловлен
приданием развитию агропромышленного
комплекса статуса одного из приоритетных
национальных проектов, реализация задач
которого должна в перспективе привести
к росту показателей
Актуальным проблемам развития сельского хозяйства в Российской Федерации было посвящено заседание Ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП), с докладом на котором выступил заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ С.А. Боголюбов. Он отметил особую актуальность вопросов, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства в Российской Федерации, что получило свое отражение в принятом Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - ФЗ "О развитии сельского хозяйства"). Докладчик отметил, что в массовом сознании бытует представление о том, что возникающие важнейшие проблемы, в частности экономического, социального, организационного характера, можно успешно решать прежде всего с помощью законов. К сожалению, жизнь нередко опровергает эти идеалистические настроения, объективная реальность оказывается гораздо глубже и сильнее волевых устремлений и замыслов людей. Аграрное законодательство являет тому наглядный и убедительный пример.
Специфика сельскохозяйственного производства нашла отражение в особенностях различных отраслей российского законодательства, при этом преобразования в аграрной сфере были отделены и отдалены от преобразований в иных сферах экономики не только организационно, но и юридически.
Задачами аграрного законодательства на современном этапе наряду с общими целями регулирования важнейших общественных отношений, по мнению докладчика, являются: обеспечение продовольственной безопасности (независимости) страны, государственная поддержка и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на внешнем рынке, в ФАО, в ВТО, как это принято в других развитых странах, устойчивое развитие сельских территорий, устранение глубоких различий и даже противоречий между городом и деревней при сохранении положительных традиций и образа жизни крестьянства.
Обеспечение правовыми средствами развития сельского хозяйства и выполнения задач приоритетного национального проекта означает в настоящее время признание обеспечения стабильности и полноты соответствующей нормативной правовой базы, повышение всеобщности и эффективности ее действия, законности и правопорядка в сельском хозяйстве, согласование его развития с функционированием других отраслей хозяйства. Представляется, что одной из важнейших задач является обеспечение качества и чистоты пищевых продуктов, рационального использования природных ресурсов, оказание адресной государственной поддержки сельским товаропроизводителям, а также борьба со злоупотреблениями и коррупцией.
Тяжелое положение, в котором находится в настоящее время сельское хозяйство в России, начало складываться на начальном этапе аграрной и земельной реформ, когда были приняты и сыграли свою роль Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 6 марта 1992 г. N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
По мнению заведующего отделом бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП, доктора юридических наук, профессора Н.М. Казанцева, рентабельность сельского хозяйства напрямую зависит от закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются на рынке при переговорах с сетевыми монополиями, производящими закупки этой продукции в каждом субъекте Российской Федерации. Данные монополии, являясь сетевыми компаниями, не подпадают под действие российского антимонопольного законодательства. Выступающий подчеркнул необходимость ограничения монополизации данных компаний в действующем аграрном законодательстве. Между тем, несмотря на указанные факторы, эти компании ограничивают рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Н.М. Казанцев предложил использовать опыт развития сельского хозяйства в странах Западной Европы и США и осуществлять поддержку сельскохозяйственного производства на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, бюджетное финансирование, по его мнению, должно осуществляться на более низком уровне, и необходимо формирование муниципальной политики, не противоречащей политике ВТО.
Заведующая сектором сельскохозяйственного и земельного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор В.В. Устюкова в своем выступлении отметила, что ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусматривает некоторые важные положения (например, о субсидировании процентных ставок по кредитам и части затрат на уплату страховой премии, о государственных закупочных и товарных интервенциях и др.), но для их реализации необходимо принятие ряда подзаконных актов Правительства РФ. Кроме того, в Законе много статей, которые носят декларативный характер и не содержат норм прямого действия, а некоторые из его норм представляются недостаточно четкими. Прежде всего это касается одного из ключевых понятий - понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя. Во-первых, в ч. 1 и ч. 2 ст. 3 прослеживается различный подход к сельхозорганизациям и, например, к фермерским хозяйствам. Если для первых установлен "количественный критерий" для признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями (70% в их общем доходе должна составлять доля от реализации сельскохозяйственной продукции), то для вторых такой критерий не предусмотрен, что вряд ли можно считать правильным. Во-вторых, ссылка в п. 3 ч. 2 ст. 3 на Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исключает из числа сельхозтоваропроизводителей фермерские хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с ранее действовавшим одноименным Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1. А таких хозяйств у нас осталось немало (и они будут существовать как минимум до 1 января 2010 года). Более того, именно они являются наиболее крепкими. В-третьих, в ряде статей законодатель "забывает", что он отнес крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и потребительские кооперативы к сельскохозяйственным товаропроизводителям и излагает норму так, как будто названные хозяйства таковыми не являются. Примером может служить, в частности, п. 1 ч. 1 ст. 7, где одно из направлений государственной поддержки сельского хозяйства сформулировано так: "обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов". Аналогичные положения есть и в других статьях обсуждаемого ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В некоторых случаях нормы Закона противоречат действующему законодательству. Так, не совсем ясно, как государство будет обеспечивать "равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах" (ч. 1 ст. 11). Диктовать банкам, которые в большинстве своем являются акционерными обществами, кому выдавать кредиты, государство не может. Кредитным же кооперативам прямо запрещено выдавать займы не членам кооператива, так что и тут не может быть "равного доступа" для любых сельхозтоваропроизводителей, так как член кооператива всегда будет иметь "преимущества". Таким образом, неясно, какой смысл вкладывал законодатель в рассматриваемую норму.
Итоги заседания Ученого совета были подведены председателем совета, директором ИЗиСП, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ Т.Я. Хабриевой, которая отметила актуальность темы и необходимость сосредоточения внимания Института на совершенствовании аграрного законодательства и практики его применения, на модернизации правовых механизмов функционирования агропромышленного комплекса. Сельские жители составляют значительную (1/3) часть российского населения, однако и остальные граждане так или иначе тесно связаны с землей. Необходимость улучшения среды проживания и жизнедеятельности вне городов в немалой степени связана с выполнением социальных задач государства, политика которого должна обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, предусмотренные в ст. 7 Конституции РФ.
Важно, что упомянутым Законом предпринята попытка определить пределы государственного вмешательства в сельскую экономику и в то же время найти оптимальные средства ее поддержки для обеспечения устойчивого развития и надлежащего участия в международной конкуренции. Политические аспекты Закона представляются перспективными, получили определенное оформление, чтобы стать выраженной законодательной волей и развиваться в дальнейшем в положениях законодательных и подзаконных актов.
В целом
обсуждение актуальных проблем сельского
хозяйства прошло в конструктивном ключе
и позволило выявить ряд законодательных
и возможных правоприменительных проблем
при реализации положений принятого ФЗ
"О развитии сельского хозяйства".
Данное обсуждение, критические замечания
и предложения, как элементы научного
обеспечения законопроектной деятельности,
несомненно, должны оказать определенное
влияние на состояние и развитие аграрного
законодательства, а посредством этого
- и на ход развития как сельского хозяйства
в частности, так и российской экономики
в целом.
3.2. Важные
аспекты успешного земледелия.
Завершающийся 2010 год наглядно продемонстрировал, как слабые стороны в технологии возделывания сельскохозяйственных культур, так и преимущества высококачественных семян наших сортов, значимость адаптированной системы защиты, когда мы воочию убедились в реальности снижения транспирационного коэффициента культурных растений.
Цена вопроса слишком велика, поэтому не случайно министр сельского хозяйства РФ Скрынник Е.Б. выделяет четыре основных направления, являющихся приоритетными для отрасли в 2011 году:
Информация о работе Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства в России