Новая европейская валюта и ее перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая в
полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы,
возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и
прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России
в отношении единой европейской валюты.

Содержание

1. Введение
2. Новая европейская валюта и ее перспективы.
3. Евро и экономическая безопасность России.
4. Правовые вопросы операций с евро в России.
5. Использование евро во внешних торговых расчетах.
6. Внешний долг и внешние заимствования.
7. Курсовая политика и политика резервов.
8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.
9. Заключение
Список использованных в работе источников.

Работа содержит 1 файл

Новая европейская валюта и ее перспективы.docx

— 114.53 Кб (Скачать)

внешнеэкономических связях России.

Очевидно, что по мере роста операций с евро будет  автоматически

увеличиваться необходимость  поддержания большего объема евро в  официальных

валютных резервах страны. Общий объем потенциальных  валютных резервов в

евро должен учитывать  широкий круг внешнеэкономических  показателей (объемы

импорта, структуру  внешнего долга, платежей по его обслуживанию, глубину

внутреннего валютного  рынка евро, диапазоны колебаний  данной валюты и т.д.)

и корректироваться исходя из текущих и стратегических задач. Средства в

евро будут необходимы как для регулирования курса  рубль.евро, так и для

осуществления стерилизационных и иных операций, на которые традиционно

могут использоваться валютные резервы. 
 
 

8. ЕВРО И ВАЛЮТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В РАМКАХ СНГ 

Введение евро затрагивает не только Россию, но и  все другие государства

СНГ, имеет непосредственное отношение к перспективам развития

интеграционных  процессов в “постсоветском”  пространстве. Какие уроки для

СНГ содержит история  валютной интеграции в Западной Европе? Следует ли

государствам СНГ  принять какие-либо скоординированные  меры в связи с

появлением евро?

Главные уроки, которые  государства СНГ могут извлечь  из

западноевропейского опыта, сводятся к следующему:

43. Валютная интеграция  — не автоматический процесс,  она является продуктом

политической воли и настойчивых усилий национальных государств, которые

при этом могут  привести к успеху лишь в том случае, если они

экономически обоснованны.

44. Валютной интеграции  обязательно предшествует интеграция  социально-

экономическая: гармонизация национального законодательства и  развитие

интеграционного права, устоявшееся переплетение национальных экономик,

утверждение однотипной модели социально-экономических отношений,

наличие интегрированного общего рынка и таможенного союза.

45. Непреложной  предпосылкой валютной интеграции  являются полная

монетизация национальных экономик, оздоровление национальных финансовых

систем и создание на этой основе стабильных свободно конвертируемых

национальных валют. Решение этих задач входит в круг исключительной

ответственности национальных государств.

46. Объединение  денежных рынков предполагает  и объединение финансовых

рынков, полную либерализацию  движения капиталов между странами-

участницами.

47. Валютный союз  может быть прочным лишь при  условии высокого уровня

конвергенции текущих  экономических показателей участвующих  в нем стран:

низкой инфляции, сбалансированных государственных  бюджетов, надежно

контролируемого государственного долга, сходных процентных ставок,

устойчивых обменных соотношений между национальными  валютами.

Очевидно, что государствам СНГ, поставившим перед собой  задачу

экономической и  валютной интеграции, предстоит пройти большой путь во всех

этих областях. На данном этапе практический интерес  для них представляет

опыт Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), который  в свое время

помог странам  Западной Европы преодолеть валютные ограничения в развитии

взаимной торговли, обеспечить стабильность национальных валют и подготовить

условия для перехода к их полной конвертируемости.

Что же касается координации  валютной, в частности, курсовой политики,

то, как показал  опыт самого Евросоюза, ее проведение шло параллельно или

вслед за достижением  определенной синхронности в развитии основных

экономических процессов, выравниванием экономических условий, созданием

совместимой правовой базы и т.д. Валютная интеграция является высшим,

завершающим этапом интеграционных процессов в реальной экономике, а

предшествующая  ей координация курсовой политики закладывает  основы для

будущего валютного  механизма.

При достижении определенного  уровня развития механизмов СНГ задача

проведения согласованной  политики по отношению к ключевым валютам, в том

числе евро, по-видимому, встанет в практической плоскости. Однако в

настоящее время  нельзя говорить о том, что созданы  необходимые условия,

обеспечивающие  эффективность такой координации, даже применительно к

России, Белоруссии и Украине, сохранившим достаточно тесное переплетение

экономических связей.

В свете этого  представляется вполне оправданным, что  в настоящее время

отдельные страны СНГ пока ориентируются на проведение самостоятельной

политики курсообразования своих валют в отношении к  евро. Положение может

измениться лишь в том случае, если межстрановые договоренности приведут к

либерализации финансовых потоков. Тогда необходимость четкой курсовой

координации станет достаточно острой, поскольку без  нее могут возникать

неоправданные возможности  для валютного арбитража и  спекулятивного перелива

финансовых ресурсов, дестабилизирующих валютный и финансовый рынки.

Очевидно, что тесная взаимосвязь ряда стран СНГ с  российским рынком и

сами масштабы этого рынка предполагают ведущую  роль рубля в их

экономических и  валютно-финансовых отношениях. Однако, учитывая нынешнее

неблагополучное положение в экономике России, в самом движении курса рубля

заложены определенные конъюнктурные факторы. Поэтому  говорить о привязке

курсообразования  валют стран СНГ к рублю  было бы некорректно, поскольку это

означало бы перенос  этих факторов посредством курса  на внутренние цены и в

итоге на экономику  этих стран в целом. Этот перенос, конечно, неизбежен, но

он должен регулироваться с целью достижения определенной оптимальности.

В то же время нецелесообразной представляется и перспектива жесткой

привязки курсов валют стран СНГ либо к доллару, либо к евро, так как это

также предполагает (в экономическом плане) перенос  экономических проблем

США или ЕС на основные параметры ценовой и курсовой политики в странах СНГ,

а в политическом плане означает, что контуры такой  политики будут

задаваться центральным  банком “страны-якоря”.

Одной из важнейших  предпосылок оптимального, экономически обоснованного

выбора странами СНГ международных валют для  осуществления внешних платежей

является нормализация их взаиморасчетов. Несовершенство валютных рынков СНГ

толкает взаимный товарообмен в сторону натурализации  через расширение

бартерной торговли. Представляется, что преодолению  кризиса в расчетах

могла бы содействовать  государственная поддержка. Так, в  частности, условия

конвертации национальных валют должны быть обеспечены договоренностями

центральных банков стран СНГ с целью поощрения  действующих сегментов

национальных валютных рынков для “мягких” валют.

Пробные котировки  российского рубля к белорусскому рублю на базе

согласованной методики двух центральных банков в последующем  могут быть

распространены  на большее число участников. Чтобы  избежать случайного,

опосредованного (а потому не всегда имеющего под  собой экономическую

основу) характера  таких котировок, введению предлагаемой системы должно

предшествовать  построение индексов эффективных курсов, учитывающих основные

экономические показатели. По существу, именно в этом направлении  идет

решение органов  валютного регулирования Белоруссии и России об избрании в

качестве ориентира  котировок Банка России, которые  предполагается

использовать и  внутри Белоруссии. При достижении большей курсовой

стабильности и  выравнивании экономического положения  от этой практики можно

будет отказаться, перейдя на непосредственное котирование  валют между

собой. 
 
 

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Успех (или неуспех) новой валюты в России во многом зависит от

осведомленности и психологических установок  экономических операторов; от

того, насколько  быстро они смогут выработать навыки и привычку работы с

евро. В связи  с этим в стране предстоит организовать соответствующую

информационно-разъяснительную  работу. Она должна вестись в тесном

сотрудничестве  с органами ЭВС и опираясь на опыт, накопленный в странах

Европейского Cоюза. Масштабы информационной кампании в  России будут,

конечно, значительно  меньшими, чем в странах ЕС. Вместе с тем игнорировать

необходимость этой работы нельзя, поскольку без нее  невозможно реализовать

политическую линию  России в отношении евро.

Как показывает практика ЕС, информационную работу целесообразно

развернуть на нескольких уровнях: федерального правительства, региональных

администраций, профессиональных ассоциаций и непосредственно банков и

предприятий.

Задача Правительства  и Центрального банка Российской Федерации состоит

в том, чтобы, определив  стратегические интересы и задачи страны в отношении

евро, целенаправленно  оказывать воздействие на формирование общественного

мнения через  средства массовой информации.

Местные органы власти должны определить наиболее актуальные задачи в

отношении евро исходя из специфики региона. Следует иметь  в виду, что

региональные стратегии  могут заметно отличаться друг от друга. Так, в

районах России, граничащих с ЕС (Финляндия), потребуются детальная

проработка вопросов обмена наличных средств, подготовка малого и среднего

бизнеса; в районах, связанных с ЕС транспортными  коридорами, — вопросов

использования евро при оплате экспедиторских услуг; в  нефте- и

газодобывающих  районах — вопросов фактурирования контрактов на поставку

сырья.

Особое внимание следует уделить распространению  информации в удаленных

от центра районах, а также соответствующей подготовке работников местных

администраций. Местным  органам власти целесообразно организовать, опираясь

на помощь федеральных  организаций, курсы и семинары для  предприятий и

организаций, имеющих  связи с партнерами из “зоны евро”. Как показывает

Информация о работе Новая европейская валюта и ее перспективы