Новая европейская валюта и ее перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая в
полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы,
возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и
прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России
в отношении единой европейской валюты.

Содержание

1. Введение
2. Новая европейская валюта и ее перспективы.
3. Евро и экономическая безопасность России.
4. Правовые вопросы операций с евро в России.
5. Использование евро во внешних торговых расчетах.
6. Внешний долг и внешние заимствования.
7. Курсовая политика и политика резервов.
8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.
9. Заключение
Список использованных в работе источников.

Работа содержит 1 файл

Новая европейская валюта и ее перспективы.docx

— 114.53 Кб (Скачать)

Таблица 2. ЕС и  США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %

ЕС   США

Внешнеторговый  оборот    33   8

Прямые иностранные  инвестиции   38   41

(накопленный объем)

Прямые иностранные  инвестиции в 1998 г. 44   35

Иностранные инвестиции в 1998 г.  64   19 
 

Однако самой  используемой и ликвидной иностранной  валютой в России

является доллар США. Причем объемы операций с ним  по ряду параметров далеко

превосходят аналогичные  показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль

доллара во внешней  торговле и банковских валютных депозитах. 

Таблица 3. Доллар США в мировой и российской экономике, %

Мир, 1995 г. Россия, 1998 г.1

Внешнеторговые  контракты   48   80

Банковские депозиты в иностранной валюте652   90

Официальные валютные резервы  65   65

Государственный долг развивающихся стран50   67 

1 Все данные  по России являются оценочными.

2 Не включая  ЕС, конец 1996 г. 

Возможные последствия  этого перекоса очевидны. Обвал доллара  на

международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия  для

российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны.

Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.

Соединенные Штаты  лишь косвенно зависят от развития экономической и

политической ситуации в России, тогда как Европейский  Союз и Россия

непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические

отношения, совместные транспортные сети и научно-технические  проекты.

Географическая  близость заставляет их вместе решать проблемы экологии,

миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения  наркотиков

и др. Отношения  между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе

Соглашении о  партнерстве и сотрудничестве.

Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара  в отечественной

экономике определяются главным образом объективной  слабостью национальной

валюты. Поэтому  ключом к восстановлению экономической  независимости

государства является оздоровление внутренней экономической  системы

внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане  лишь вспомогательную

роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного  использования.

Определенное место  среди этих рычагов призвана занять и единая европейская

валюта.

В контексте экономической  безопасности России появление евро и

вызванный им сдвиг  в сторону биполярности представляются, безусловно,

благоприятными. С  введением евро у России, как и  у любой третьей страны (то

есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для  маневра при решении

вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной

структуры внешних  заимствований и торговли.

В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная

диверсификация  валютных отношений России. Однако проводить ее следует

осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и

постепенности.

Поскольку колебания  курсов доллара и евро, как уже  отмечалось выше,

практически неустранимы, более сбалансированное распределение  активов и

пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как

на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых

потерь. Возможность  выбора налагает на Россию и новые  обязательства. Отныне

государственным органам придется более скрупулезно  выстраивать линию

поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия  своих действий.

Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической  ситуации

в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений  валют.

В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна

валюта, и поэтому  возникающие вопросы носят чисто  технический характер и

могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро

гораздо сложнее  и масштабнее, чем принято считать. Появление евро

существенно усиливает  процессы экономической (а в перспективе  и

политической) консолидации в Европе.

Во-первых, резко  возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны

евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так

называемое твердое  ядро. Входящие в него страны связаны  отношениями более

сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может

иметь как положительные, так и отрицательные последствия  для России

(достаточно напомнить  недавние события вокруг Югославии).

Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в

состав ЭВС, центростремительные  силы внутри Евросоюза заметно возросли:

страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся  давление в

пользу вступления в ЭВС.

В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего

притяжения для  остальных частей Европы, прежде всего  Центральной и

Восточной (страны-кандидаты  в члены ЕС традиционно широко используют

немецкую марку  и другие валюты “зоны евро”  в своей внешней торговле, и

большинство из них  имеют режимы валютных курсов, ориентированные  на евро).

Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены  все больше строить

свою экономическую  политику с учетом происходящего  в ЕС. Все эти тенденции

заметно меняют внешнюю  среду, в которой приходится действовать  Российской

Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в

том числе в  плане достижения более выгодного  для нас баланса требований и

уступок обеих  сторон).

Исключительно важное значение имеет участие России в  скоординированных

международных усилиях, направленных на противодействие деятельности

транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по

сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и

российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих

интересах элементы неопределенности, которые неизбежно  сопровождают

появление новой  международной валюты. Особую опасность  представляет

применение “высоких технологий” в целях отмывания  криминальных доходов и

осуществления нелегальной  переброски капиталов из страны в  страну.

В целях противодействия  этой опасности руководящие органы ЕС и

правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся

осуществить переход  к более упорядоченным формам расчетов и укреплению

финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС

усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила

финансового надзора  и отчетности, предпринимает попытки  договориться с

соседями по региону  о более четких и “прозрачных” правилах ведения

финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг

в сторону цивилизованного  бизнеса, расширила бы имеющиеся  у нее средства

борьбы с криминализацией  экономики.

Актуальность необходимых  для этого мер усиливается  международными

обязательствами России по Соглашению о партнерстве  и сотрудничестве,

которыми, в частности, предусматривается постепенная  либерализация движения

капиталов, товаров  и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а

также политической линией Российского государства  по вопросу присоединения

России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии

и конфискации  доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими

этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной

системы борьбы с  легализацией преступных доходов и  незаконно нажитых

капиталов, обеспечение  возврата незаконно вывезенных из России валютных

средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и

правоохранительных  органов России и стран ЭВС. 
 
 

4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ  ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ 

Правовой статус евро определяется соответствующими международными

договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая  Маастрихтский

договор, и правовыми  актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных

принципах и нормах международного и международного частного права.

Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного

союза и единой валюты, состоит из трех частей:

18. нормы, регулирующие  отношения внутри ЭВС и обязательные  лишь для его

участников (например, положения, касающиеся структуры  и

функционирования  Европейской системы центральных  банков);

19. нормы, действие  которых распространяется на  всю территорию ЕС;

20. нормы общего  действия, имеющие экстерриториальный  характер. Их природа

определяется известным  принципом международного и международного

частного права, согласно которому к любой валюте применяется право

государства-эмитента (в данном случае — право ЕС).

В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального

статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский

внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые

странами —  членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном

обороте, применяются  к отношениям между экономическими операторами вне

зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и

на российских операторов).

Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые  радикально

отличают его  от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными

валютами 11 стран  ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим

валютам, которое  является предметом соответствующего правового

регулирования.

В правовых актах  ЕС, касающихся евро, выделяются следующие  положения:

21. Начиная с  1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически  переведен в евро в

Информация о работе Новая европейская валюта и ее перспективы