Нормативно-правовые аспекты малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является определение особенностей создания предприятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию фирма и предпринимательская деятельность;
2. Раскрыть организационно-правовые формы предприятий;
3. Определить основные этапы создания предприятия;
4. Дать анализ и характеристику создания конкретного предприятия.

Содержание

Введение
Сущность и классификация предприятий, проблемы создания
Понятие фирмы и предпринимательства, признаки и классификация
Организационно-правовые формы предприятий
Фонд поддержки предпринимательства.
Истрория развития фонда.
Основные направления деятельности фонда
Законодательная база.
Основные проблемы при создании предприятия
Проблемы развтия малого семейного предприятия.
Организация предприятия
Порядок создания нового предприятия
Разработка бизнес-плана
Финансирование деятельности вновь созданного предприятия
Особенности создания ЗАО "Гуляйпольский сырзавод"
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

Имеются и другие направления классификации. Совокупность перечисленных ниже классификационных признаков характеризует отраслевую принадлежность предприятия:

1) По  степени механизации и автоматизации  производства: предприятия с автоматизированным, комплекс-механизированным, частично-механизированным и ручным производством.

2) По  признаку технологической общности: предприятия с непрерывным и  дискретным процессами производства, с преобладанием механических  и химических процессов производства.

3) По  признаку хозяйственной деятельности предприятия: промышленные, торговые, транспортные, работающие в сфере услуг.

4) По  времени работы в течение года: предприятия сезонного и круглогодового  действия.

Группировка предприятий по мощности производственного  потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы; малые, средние и крупные в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год.

Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год не превышает 70 миллионов гривен. Они образуют самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Их роль в рыночной экономике заключается в том, что такое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, так как она связывает воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики». Малые предприятия постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу. Обычно они выбирают такую сферу деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затрат, то есть часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса. Немаловажную роль играет поддержка такого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется «живучесть» малых предприятий в условиях жесткой конкуренции.

Наиболее  типичными формами малого бизнеса  стала система франчайзинга и  венчурного предпринимательства. Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах. Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Данные предприятия делают бизнес на нововведениях.

Большими  предприятиями признаются предприятия, в которых среднеучетная численность  работающих за отчетный (финансовый) год  превышает 250 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму 100 миллионов гривен. Крупные предприятия - наиболее могущественные субъекты рыночной экономики, только им доступно массовое производство, значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, обеспечение занятости в крупных масштабах. К преимуществам больших предприятий относиться то, что они помогают существовать научно-техническому прогрессу (в основном только они имеют возможность освоения новых отраслей), а также что у них есть устойчивое положение на рынке, способствующее повышению стабильности в экономике.

Все другие предприятия признаются средними, которые  являются непрочными, так как приходится конкурировать как с большими, так и с малыми предприятиями, в результате чего перерастают либо в крупные, либо перестают существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, являющиеся своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники), где средняя фирма становится более устойчивой, чем мелкая. В развитых странах они не так многочисленны, в настоящее время существует тенденция к их сокращению.

В зависимости  от способа образования (учреждения) и формирования уставного фонда  в Украине действуют предприятия  унитарные и корпоративные. Корпоративное предприятие образуется, как правило, 2 или больше учредителями за их общим решением (договором), действует на основе объединения имущества и\или предпринимательской или трудовой деятельности учредителей (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через создаваемые ими органами, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия. Корпоративными являются кооперативные предприятия, предприятия, создаваемые в форме хозяйственного общества, а также другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или больше лиц.

Унитарное предприятие создается одним  учредителем, выделяющим необходимое  для того имущество, формирующим  в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на части (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через руководителя, который им назначается, руководящий предприятием и формирующий его трудовой коллектив на принципах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются предприятия государственные, коммунальные, предприятия основанные на собственности объединениях граждан, религиозной организации, или на частной собственности учредителя. [9]

Таким образом, существуют огромное множество  видов классификации фирм, от эффективности работы которых зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.[15]

1.2 Организационно-правовые  формы предприятий

Организационно-правовая форма – форма юридического лица субъекта предпринимательства, характеризующая специфику его создания, имущественного статуса, характера его прав и прав учредителя на имущество, и особенности ответственности по обязательствам. (ст.45. ч. 1 ХКУ) [9]. В соответствии с Хозяйственным Кодексом Украины в зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия следующих видов:

1. Частное  предприятие, действующее на основе  частной собственности граждан  или субъектами хозяйствования

2. Предприятие,  действующее на основе коллективной  собственности

3. Коммунальное  предприятие, действующее на основе  коммунальной собственности

4. Государственное  предприятие, действующее на основе  государственной собственности

5. Предприятие,  основанное на смешанной форме  собственности (на базе объединения  имущества разных форм собственности) (ХКУ ст. 63, п.1)[9]

Какой-то однозначно наилучшей или однозначно наихудшей формы предприятия  не существует. С точки зрения ведения  хозяйственной деятельности, режимов  налогообложения любые формы  предприятий по законодательству Украины - абсолютно равноправны (если не учитывать некоторые специфические виды деятельности - ломбардные операции, коммерческая деятельность с ценными бумагами, банковская деятельность и т.п.- для которых законодательством ограничен круг форм юридических лиц, которые могут осуществлять соответствующую деятельность). Суть разницы между формами предприятий - исключительно "внутренняя" (порядок управления, взаимоотношения и ответственность учредителей, уставной фонд и т.п.).

В Украине  в абсолютном большинстве случаев выбор осуществляется зачастую между двумя организационно-правовыми формами: частное предприятие (ЧП) или Общество с ограниченной ответственностью (ООО), реже возникает вопрос о создании Закрытого акционерного общества. Критериями выбора между Частным предприятием и Обществом с ограниченной ответственностью становятся в основном следующие факторы, как простота и стоимость создания. ЧП - проще и дешевле, нет никаких требований к уставному фонду, удобно для нерезидентов, ведь для ООО законодательством предусмотрен минимальный размер уставного фонда в размере 100 минимальных зарплат, а также обязательный взнос в уставной фонд до момента регистрации ООО. Также факторам является простота (по сравнению с ООО) передачи, в будущем, прав на предприятие (акций). В ООО доля в уставном фонде передается по согласию других участников, - путем внесения изменений в уставные документы. В акционерном обществе этого не требуется, а передача прав на предприятие происходит путем отчуждения акций. Кроме того фактором является "солидность" аббревиатуры Общества с ограниченной ответственностью, поскольку для некоторых людей, в том числе будущих клиентов, аббревиатура ''ООО'' - выглядит более солидно и вызывает больше доверия, позволяя выигрывать тендеры и госзаказы, чем аббревиатура ЧП.

При создании предприятий с иностранным капиталом  предприятие создается в форме  Общества с ограниченной ответственностью. Данная форма предприятия (будучи относительно урегулированной законодательством  Украины) позволяет решать все типичные задачи иностранного учредителя, как осуществление хозяйственной деятельности на территории Украины через подконтрольное предприятие или с участием партнеров из Украины, возможность получения и репатриации прибыли, отсутствие ответственности иностранного учредителя по долгам созданного предприятия и т.п. При этом не предусматривает "ненужных дополнительных формальностей" как-то выпуск акций в акционерном обществе. Отметим, что законодательство Украины о режиме иностранного инвестирования предусматривает те или иные правила (защита инвестиций и т.п.) независимо от формы предприятия, в которое была внесена инвестиция, в том числе эти правила применимы для ООО. Важнейшей чертой ООО является возможность продажи акций Общества на фондовой бирже.

Во всех (из указанных выше) формах предприятий в Украине учредители (участники, акционеры) не несут ответственности по обязательствам предприятия. Другие (значительно менее распространенные) организационно-правовые формы юридических лиц – это полное общество, коммандитное общество, а также общество с дополнительной ответственностью (предприятия, в которых участники полностью и/или частично (в зависимости от вида общества, отвечают по долгам общества). Также есть потребительское общество - давно существующий вид юридического лица, однако неурегулированный четко законодательством.

Следующей формой является дочернее предприятие  и производственный кооператив, а  также другие виды предприятий (государственное  предприятие, предприятие общественной организации и т.п.), порядок создания которых не предусматривает возможности их создания учредителями - физическими или обыкновенными юридическими лицами. Дочернее предприятие, как форма предприятия, прямо законодательством не предусмотрено, вместе с тем дочерние предприятия в некоторых регионах Украины реально регистрируются. Производственный кооператив – относительно новый вид предприятия, предусматривающий объединение имущества и трудового участия членов кооператива. [15]

1.2.1.Фонд поддержки предпринимательства 
К тому времени существования UFPP концептуальные подходы к решению целого ряда проблем государственной поддержки предпринимательства претерпели значительные преобразования, прочный постепенно от прямой финансовой и кредитной поддержки суб ' êktìv предприятие, которое главным образом имели место в 1999 году, реализации социально ориентированных программ в 2003 году и понимания теперь необходимо создать подлинно эффективной системы поддержки предпринимательства, не только на национальном, но и на региональном уровнях.

Формирование  конкурентоспособной и социально  ориентированной экономики с  развитым частным сектором и важной частью бизнеса представляет собой  стратегический курс экономической  политики.

Для содействия осуществлению этой политики и создание надлежащих условий для развития МСП в декабре 1991 года, кабинет министров создан украинский национальный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, который в августе 1995 года в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины № 687buv преобразован в украинского фонда поддержки предпринимательства (UFPP).

Указом Президента Украины от 12.05.98 № 456/98 и в будущем  и Закон Украины "о государственной  поддержке малого бизнеса" от 19.10.00 № 2063 - III UFPP определяется как Организация, которая осуществляет финансовой безопасности государственной политики в поддержку предпринимательства на национальном уровне.

UFPP — государственной  некоммерческой и некоммерческие  организации. Согласно их состояние,  проблемы и возможности UFPP является уникальной структуры, которая предусматривает государственное финансирование сокращения финансовой поддержки для предприятия в соответствии с утвержденными программами правительства.

UFPP деятельность  координируется государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, который в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 30.12.97 № 1485 является главой наблюдательного Совета UFPP. Наблюдательный Совет является независимым органом, чтобы 'êktivnostì и прозрачности в использовании государственных средств, состоит из представителей законодательной власти, государственных органов, общественных организаций и оф êdnan′ оф и контролирует всю финансово-хозяйственной деятельности UFPP. 
1.2.2.История развития УФПП вчера и сегодня 
Уровень развития национальной экономики напрямую связан с процессом становления малого и среднего предпринимательства, а тенденции изменений в этом процессе является комплексным индикатором состояния внедрения в стране рыночных реформ. Следовательно, формирование конкурентоспособной социально направленной экономики с развитым частным сектором и его важной составляющей - предпринимательством - является стратегическим курсом экономической политики Украины. 
Свидетельством понимания властями роли предпринимательства в социально-экономической жизни страны является тот факт, что уже в первом году восстановления независимости Украины был создан Украинский фонд поддержки предпринимательства (УФПП) в целях содействия реализации государственной политики развития предпринимательства. Основанием для начала работы УФПП стало постановление Кабинета Министров Украины № 381 от 28 декабря 1991 года. В дальнейшем Указом Президента Украины от 12.05.98 № 456/98, а затем и Законом Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.00 № 2063-ИИИ УФПП был определен как организация, осуществляющая финансовое обеспечение реализации государственной политики поддержки предпринимательства на общегосударственном уровне. 
Деятельность УФПП координируется Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Председатель которого возглавляет Наблюдательный совет УФПП. Наблюдательный совет является независимым органом, который контролирует всю финансово-хозяйственную деятельность УФПП и состоит из представителей депутатского корпуса, правительственных органов, общественных организаций и объединений. 
УФПП является государственным внебюджетным, некоммерческой и неприбыльной организацией. По своему статусу, задачами и возможностями УФПП - это уникальная структура, которая за государственные средства внедряет утвержденные правительством меры и программы, направленные на обеспечение для субъектов малого и среднего бизнеса возможности получить образовательную, консультационную, гарантийную и, в частности, льготную финансово-кредитную поддержку. 
Коллектив Фонда - команда профессионалов, имеющих значительный опыт в сфере развития бизнеса. УФПП располагает квалифицированных специалистов - экономистов, финансистов, юристов, которых характеризует понимание важности возложенных на УФПП государством задач, инициативное и добросовестное отношение к своим обязанностям и стремление своим трудом максимально содействовать созданию надлежащих условий для развития предпринимательской инициативы. 
Несмотря на различные социальные, экономические и политические потрясения приоритеты деятельности УФПП течение всех этих лет остаются неизменными. К ним прежде всего относим: 
• содействие созданию инфраструктуры развития малого предпринимательства, в частности региональных и местных фондов поддержки предпринимательства; 
• внедрение региональной политики содействия развитию малого предпринимательства; 
• развитие системы предоставления образовательных и консультационных услуг для СМП по всем вопросам, связанным с их деятельностью; 
• активизация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства; 
• совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность УФПП и фондов поддержки предпринимательства. 
Работая в упомянутых направлениях, УФПП вместе с органами местной власти и самоуправления создал в регионах Украины целостную систему фондов поддержки предпринимательства, которая охватывает почти все регионы Украины, построена на единых принципах и внедряет в своей деятельности унифицированы, прозрачные и эффективные механизмы в процессы аккумулирования финансовых ресурсов из разных источников, обеспечение реализации мероприятий региональных программ поддержки предпринимательства, контроля за целевым использованием средств и тому подобное. 
Как координатор и основатель общегосударственной сети фондов поддержки предпринимательства, УФПП ставит перед собой следующие цели: 
• внедрение эффективных механизмов взаимодействия региональных и местных органов власти, общественных организаций и объединений предпринимателей, региональных фондов поддержки предпринимательства на основе социального партнерства; 
• развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах; 
• организация финансово-кредитной и ресурсной поддержки предпринимательства; 
• содействие привлечению иностранных и отечественных инвестицийдо региональной экономики; 
• пропаганда предпринимательства как движущей силы в осуществлении рыночных реформ. 
Опираясь на опыт экономически развитых стран, а также учитывая собственные наработки, УФПП разработал и подготовил к реализации такие прогрессивные формы финансовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности, как финансовое поручительство (гарантия) ФПП, которое дает возможность предпринимателям получить кредиты в коммерческих банках, совместное с банками (консорциумное) финансирования перспективных бизнес-проектов, частичная уплата процентов по банковским кредитам и др.. Такие механизмы поддержки развития малого предпринимательства довольно успешно используются в мире. Они позволяют увеличить объемы финансирования малого предпринимательства, облегчить доступ к банковским кредитным ресурсам для предпринимателей, не имеющих достаточного залога, способствуют росту объемов капитализации производства, формируют базу для снижения себестоимости продукции, рост производительности труда и увеличение фонда заработной платы. 
Однако успехи от деятельности УФПП и всей системы фондов поддержки предпринимательства могли бы быть более существенными. Но нельзя не принимать во внимание существование объективных факторов, которые сегодня в значительной степени снижают эффективность государственного воздействия на развитие предпринимательства. 
Прежде нуждается в коренных изменениях механизм формирования и реализации мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине. Существующая в настоящее время практика согласования и утверждения ежегодных мероприятий Кабинетом Министров в отрыве от реального финансирования, которое определяется Верховной Радой в законе о Государственном бюджете, приводит к тому, что значительная часть этих мероприятий, особенно тех, которые касаются предоставления бизнесу финансовой поддержки, просто не может быть выполненной. 
Еще одной проблемой является отсутствие в существующем механизме условий для обеспечения внедрения долгосрочных (сроком более 1 года) мероприятий по развитию предпринимательства. 
Вместе с этим, требует совершенствования и правовое поле, в котором приходится работать фондам поддержки предпринимательства. 
Специалисты УФПП настойчиво работают над решением этих вопросов и не теряют надежды на то, что их усилия найдут понимание и поддержку в органах законодательной и исполнительной власти. 
Сегодня особое внимание мы уделяем организации бесплатных консультационно-образовательных услуг для предпринимателей, а также готовим к внедрению программу микрокредитования субъектов малого предпринимательства, на которую Государственном бюджете на 2010 год запланировал 15 млн. грн .. 
Украинский фонд поддержки предпринимательства открыт для контактов и сотрудничества и готов принимать самое активное участие в реализации новых идей, замыслов и начинаний, способствующие развитию предпринимательства в Украине. 
 
1.2.3.Направления деятельности 
 
Основными направлениями деятельности УФПП является: 
• Внедрение мероприятий по реализации Националь ¬ ной программы содействия развитию малого предпри ¬ емництва в Украине. 
Исходя из важного значения развитию ма ¬ лого предпринимательства для экономики Украины, Верховной ¬ ной Радой Украины был принят Закон Украины от 21.12.2000 № 2157-111 «О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине», она представляет собой комплекс взаимосвязанных и хронологически согласованных мер, направленных на реализацию госу ¬ дарственной политики по решению проблем развития малого предпринимательства. 
Целью Национальной программы и мероприятий которые ¬ к ее реализации является создание надлежащих условий для реализа ¬ ции конституционного права на предпринимательскую дея ¬ тельность, а также повышение благосостояния граждан Украины ¬ ны путем привлечения широких слоев населения к такой деятельности. 
• Реализация региональной политики содействия роз ¬ витку малого предпринимательства. 
По инициативе и непосредственном участии УФПП сформирована единая государственная сеть региональ ¬ ных и городских фондов поддержки предпринимательства, с помощью которых обеспечивается прямое взаимодействие мес ¬ местных органов исполнительной власти и органов местного са ¬ моврядування с предпринимателями, формируется благоприятной ¬ ное среду для развития предпринимательства в регио ¬ нах. 
• Внедрение эффективных кредитно-гарантий ¬ них механизмов финансирования субъектов малого предпринимательства. 
Построение эффективной финансово-кредитной сис ¬ темы, которая бы позволила субъектам малого предпринима ¬ тельства иметь доступ к финансовым ресурсам, определяется как один из приоритетов государственной политики в сфере под ¬ приемництва. 
Исходя из этого, фонд, рассматривался и время ¬ тково выступал как непосредственно финансово-кредитное учреждение, трансформировался в организацию, которая осу ¬ снюе финансовое обеспечение государственной политики роз ¬ витку предпринимательства в соответствии с утвержденными программами. 
Деятельность УФПП в сфере финансовой поддер ¬ ки субъектов малого предпринимательства определяется ди ¬ ющим законодательными актами, регламентируется «По ¬ ложения о порядке использования Украинским фондом поддержки предпринимательства средств, преду ¬ ленных на развитие предпринимательства в Украине» и стопки ¬ ется таким направлениям: 
§ финансовое обеспечение реализации мероприятий Наци ¬ онлаин программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине; 
§ финансовая поддержка отдельных программ и проек ¬ тов отечественных товаропроизводителей на конкур ¬ сний основе через уполномоченный банк; 
мониторинг выполнения программ и проектов, ана ¬ лиз эффективности использования инвестированных средств;
§ 
внедрение новых форм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
§ 
содействие развитию небанковского финансово-кредитного сектора.
§ 
В целом, слаженный коллектив УФПП пра ¬ ет с целью улучшения условий в сфере предпри ¬ кой деятельности и стремится, чтобы государственные средства, вложенные в бизнес, давали максимальную отдачу. 
Украинский фонд поддержки предпринимательства открыт для конструктивного сотрудничества и готов к активному участию в реализации новых идей, замыслов и начинаний, способствующих развитию предпринима ¬ тельства в Украине.
 

Информация о работе Нормативно-правовые аспекты малого бизнеса