Нормативно-правовые аспекты малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является определение особенностей создания предприятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию фирма и предпринимательская деятельность;
2. Раскрыть организационно-правовые формы предприятий;
3. Определить основные этапы создания предприятия;
4. Дать анализ и характеристику создания конкретного предприятия.

Содержание

Введение
Сущность и классификация предприятий, проблемы создания
Понятие фирмы и предпринимательства, признаки и классификация
Организационно-правовые формы предприятий
Фонд поддержки предпринимательства.
Истрория развития фонда.
Основные направления деятельности фонда
Законодательная база.
Основные проблемы при создании предприятия
Проблемы развтия малого семейного предприятия.
Организация предприятия
Порядок создания нового предприятия
Разработка бизнес-плана
Финансирование деятельности вновь созданного предприятия
Особенности создания ЗАО "Гуляйпольский сырзавод"
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

3. Кредиты  с льготными процентами. Этот  механизм действует более 20 лет. Как активный посредник между предприятием и финансовым учреждением государство берёт на себя значительную часть выплат за проценты, облегчая тем самым условия получения банковского кредита. С 1991 года эти займы используются меньше, на сегодняшний день их распределяют только 4 специализированных кредитных учреждения.

4. Гарантийные  государственные фонды. Государство  выступает для малых предприятий  самым важным гарантом перед  финансово-кредитными учреждениями. Для реализации этой цели создаются  специальные товарищества взаимного поручительства, в которых 45% капитала принадлежит государству, а остальная часть - банкам, страховым и инвестиционным компаниям. Гарантии предоставляются фирмам с торговым оборотом не более 1 млрд. франков. Объём гарантийных сумм составляет от 45% до 75%.

5. Помощь  специализированных финансовых  учреждений. Значительная часть  их капитала принадлежит государству.  В 90-х годах эти учреждения  получают всё большую свободу  действий и начинают самостоятельно  строить свои отношения с малыми и средними предприятиями, которые имеют возможность получать такие виды кредитных услуг:

а) кредит на создание предприятия. Он составляет 100-150 тыс. франков и выдаётся на 8-10 лет;

б) кредит на приобретение необходимого оборудования. Предоставляется на срок от 2 до 12лет в размере 70% расходов на оборудование;

в) кредиты  лизингового характера. Дают возможность  вкладывать до 100% инвестиций предприятия  в основные и оборотные фонды.

К непрямым методам относят налоговые скидки и льготы, которые облегчают деятельность предпринимательских структур на всех этапах их развития. Среди мер налогового характера выделяют:

1.Полное  освобождение новых компаний  от налогов на прибыль в  течение первых двух лет работы, на 75% - на третьем году, на 50% - на  четвёртом и на 25% - на пятом.

2.Освобождение  в течение первых двух лет  работы от оплаты налога на  застроенную территорию.

3.Скидки  для предприятий, которые собираются  закрепиться на иностранном рынке.

4.Скидки  на научно-исследовательские расходы.

5.Режим  ускоренной амортизации для оборудования.

6.Скидки  на расходы, связанные с профессиональной  подготовкой кадров.

Всё большее  развитие получает такая форма поддержки  как финансирование через товарищества рискованного капитала или венчурный  капитал. Во Франции таких товариществ насчитывается около 100. На долю венчурного капитала может приходиться до 40% финансовых активов фирмы. Большую роль в становлении и развитии французского венчурного капитала играет государство, которое активно участвует в его организации, поддержке, страховании и контроля. Венчурный капитал практически полностью находится под прямым контролем финансово-кредитных учреждений, которые являются его основными акционерами (в США, наоборот, он развивается исключительно на частной инициативе, а не в банковской системе).

Государственная поддержка предпринимательства  имеет такие основные направления:

- продолжение  формирования соответствующей нормативно-правовой  базы;

- выделение  ресурсов из федерального бюджета  на поддержку инфраструктуры, отдельных  групп фирм, которые работают в приоритетных отраслях;

- создание  условий для привлечения инвестиций;

- комплекс  по переподготовке и повышению  квалификации работников малого  бизнеса

- обеспечение  социальной защиты работников  предпринимательских структур и  взаимодействия предприятий разных форм собственности.

Необходимо  аккумулировать значительные финансовые средства продуманной финансовой, кредитной  и инвестиционной политикой, создавать  региональные фонды поддержки предпринимательства. Фонды как закрытые акционерные компании подчиняются организационно-правовым нормам. Они обеспечивают накопление финансовых средств за счёт:

- отчислений  из федерального и местных  бюджетов, банковских структур, предприятий  и организаций;

- средств  от приватизации государственного  имущества;

- отчисления  от средств, полученных в результате  регистрации предприятий;

- доходов  от предпринимательской деятельности  фонда;

- иностранных  инвестиций.

Финансовая  деятельность Фонда связана с  предоставлением предпринимателям разных услуг, решением задач развития рыночной инфраструктуры. Действия государственной финансовой поддержки предпринимательства в Украине можно разделить на две основные группы - прямые и непрямые. Механизм прямых мер включает такие основные формы финансовой поддержки предпринимательства:

- предоставление  субсидий и кредитов;

- формирование  государственных фондов;

- создание  специализированных финансовых  учреждений.

Другая  группа носит непрямой (побочный) характер и постепенно вытесняет прямое административное влияние. К таким основным формам государственной финансовой поддержки в первую очередь относят:

- налоговые  скидки и льготы;

- ускоренная  амортизация;

- скидки  на научно-исследовательские расходы,  на расходы, связанные с подготовкой  кадров.

Эти формы  государственной поддержки в какой-то мере используются в Украине и зарекомендовали себя (об этом свидетельствует зарубежный опыт) как эффективные меры государственной помощи с присущей им гибкостью и носят не дискриминационный характер. [13]

Согласно  Положению НБУ "О кредитовании" понятие кредита определено так: кредит - это заёмный капитал банка в денежной форме, который передаётся во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности и целевого использования кредитов. [7] В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности могут использовать такие виды кредитов: коммерческий, банковский, ипотечный, лизинговый, бланковый и консорциумный. Физические лица могут использовать потребительский кредит только в национальной валюте.

Коммерческий  кредит - это товарная форма кредита, определяющая отношения в сфере перераспределения материальных фондов в виде кредитной сделки межу двумя субъектами хозяйственной деятельности. Участники кредитных отношений при коммерческом кредите могут создавать платёжные средства в виде векселей - обязательств должника выплатить кредитору определённую сумму к определённому термину. Объектом коммерческого кредита могут быть реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги с отсрочкой платежа. При оформлении коммерческого кредита с помощью векселя другие договора о предоставлении кредита не заключаются.

Погашение коммерческого кредита может  осуществляться путём:

- выплаты  по векселю;

- передачи  векселя другому юридическому  лицу;

- переоформление  коммерческого кредита на банковский.

Суть  активных банковских операций заключается  в размещении кредитных ресурсов на условии срочности, платности  и возвратности. Кредитные операции приносят банкам основную часть прибыли. Так из общей суммы валовых  операционных доходов банков США 68,1% приходится на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 13,4% - на доходы от портфеля ценных бумаг. Аналогичное соотношение источников доходов прослеживается и в других странах.

По срокам использования и возвратности кредиты  делятся на следующие категории:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (до 3 лет);

в) долгосрочные (более 3 лет).

Помимо  сроков использования этих видов  кредитов в основании классификации  Положением НБУ конкретизуется цель получения кредита. Краткосрочные кредиты могут предоставляться в случае временных финансовых затруднений, возникающих в связи с затратами производства и оборота. Среднесрочные кредиты предоставляются на оплату оборудования, текущих затрат. Долгосрочные кредиты могут предоставляться для формирования основных фондов. В 1998 году кредитный портфель банков в Украине составил 8248 млн. грн. и имел следующую структуру:

63,5% - краткосрочные  кредиты в национальной валюте;

17,5% - кредиты  в иностранной валюте;

12,9% - межбанковские  кредиты;

6,1% - долгосрочные  кредиты в национальной валюте.

По характеру  обеспечения кредиты подразделяются на:

а) обеспеченные залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами);

б) с  гарантийным обеспечением (банками, денежными средствами, имуществом третьей стороны);

в) с  иным обеспечением (поручительство, страховой  полис);

г) бланковые (не обеспеченные никакой гарантией  и выдаваемые под имидж и доверие  к заёмщику).

В Украине  в последние годы основная масса  банковских кредитов только под какое-либо обеспечение. Предмет гарантии должен отвечать следующим требованиям:

- быть  высоколиквидным (т.е. пользоваться  спросом и обладать способностью  конвертироваться в деньги);

- способным  к длительному хранению (по крайней  мере не ниже срока погашения  кредита);

- иметь  стабильную цену и низкие издержки  по хранению и реализации).

Основные  виды гарантий определяются Законом  Украины "О залоге". По закону предметом  залога могут быть: недвижимость, товары в обороте и переработке, заклад (залог движимого имущества), ценные бумаги, имущественные права. Предметом залога не могут быть национальные, культурные, исторические ценности, находящиеся в государственной собственности; объекты, приватизация которых запрещена законом. Обеспеченные кредиты - кредиты, имеющие обеспечение в виде ликвидного залога, реальная стоимость которого превышает кредитную задолженность не менее чем на 25%. [3]

Использование такого вида финансирования, как кредиты  банков, является проблематичным для  малого бизнеса в Украине. Так, сегодня  реально на Львовщине кредиты в банках брали менее 20% малых предприятий, хотя использовать такой вид финансирования выявило желание большинство. В условиях экономической нестабильности и инфляции наиболее распространены краткосрочные кредиты, которые не могут полностью удовлетворить потребности предпринимательства.

Среди кредитов, выданных крупнейшими банками  Украины, такими, как "Промивест", "Украина", "Укрсоцбанк", удельный вес займов, полученных малыми предприятиями, не превышает 1-2%. Этот процент несколько  больше в коммерческих банках. Существует несколько причин такого состояния. Традиционные банки (бывшие государственные) всегда обслуживали государственный сектор экономики и относятся недоверчиво к малому бизнесу. Таким образом, предприниматели вынуждены обращаться в коммерческие банки, где процентная ставка на 10-30% выше.

Во многих случая малые предприятия не имеют  имущества для залога. Кроме этого, залог необходимо заверить у нотариуса, что влияет на процентную ставку. Это  особенно заметно при краткосрочном  кредитовании. Общее резкое увеличение невозвратных кредитов вызвало недоверие к предпринимателям; к ним относятся, как к ненадёжным партнёрам с высоким риском невозврата кредита. Ещё один источник финансирования малого бизнеса - гранты - также малодоступен. Чтобы выйграть грант одного из между народных фондов (Фонд Сороса, Фонд "Евразия" и др.), необходимо хорошо знать условия конкурса на получение гранта. Как правило, предприниматели такой информацией не обладают или просто не имеют технического ноу-хау и экономического потенциала, чтобы принять участие в конкурсе.

Сейчас  в Украине и России проводится расширенная программа ЕБРР, включающая микрокредиты для малых предприятий. Сумма кредита - от 100 до 20 тыс. долларов. Деньги предназначены для предприятий  с максимальным количеством работающих не более 20 человек и для частных предпринимателей. Желающие получить такой займ, должны заниматься торговлей, производственной деятельностью, работать в сфере услуг. Для кредита в валюте процентная ставка должна быть ниже рыночной. Деньги выдаются сроком от 1 до 6 месяцев на пополнение оборотных средств и до 1,5 года при вложении их в основной капитал.

Кредиты для малых предприятий: сумма  кредита - от 20 до 75 тыс. долларов. Получить их могут предприятия, на которых  количество сотрудников не превышает 100 человек. Для кредитов в валюте максимальная процентная ставка - 19% годовых. При вложении заёмных средств в оборотный капитал срок возврата составляет 1-12 месяцев, при осуществлении инвестиционного проекта - 1,5 года. Обеспечением является движимое и недвижимое имущество. Общее требование для заёмщиков: частная форма собственности. Кредитование осуществляется через банки "Аваль", "Ажио", "Вабанк", "Приватбанк". Омрачает радость только высокая ставка процента, необходимые технико-экономическое обоснование и гарантии возврата средств. ЕБРР с целью содействия развитию малого и среднего бизнеса в России организовал в 1993 году Российский фонд поддержки малого бизнеса с Уставным капиталом 300 тыс. долларов. Проект ЕБРР рассчитан на 10 лет. В 2000-2010 гг. планируется продолжить активное продвижение своих услуг в регионы России. Банки, имеющие кредитную линию (Инкомбанк, Мосбизнесбанк, "Российский кредит", Сбербанк, СБС-Агро и некоторые другие), кредитуют предприятия с численностью персонала до 70 чел. в соответствии с требованиями ЕБРР. Займы могут предоставляться на срок до 2-3 лет.

Информация о работе Нормативно-правовые аспекты малого бизнеса