Налоговое администрирование каксистема управления налоговыми отношениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание

Введение
1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами
1.1. Понятие налогового администрирования. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов.
1.2 Организационные типы и функции налоговых органов. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования
2. Принципы и порядок организации работы местных налоговых органов.
2.1. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки
2.2 Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам.
3. Совершенствование, контроль и регулирование налогового администрирования в РФ
3.1 Совершенствование налогового администрирования в РФ
3.2. Контроль в системе налогового администрирования. Регулирование в системе налогового администрирования
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Подборки просроченных счетов налогоплательщика (ПСН), в которых  содержится информация об обязательствах налогоплательщика по видам налогов  за определённый период, и подборки дел о непредставленных налогоплательщиками  декларациях (ННД), платежи по которым не удалось получить отделу камеральных проверок, передаются в отдел выездных проверок для принятия соответствующих мер и решения. ПСН и РНО распределяются и передаются в работу налоговым инспекторам отдела руководителями соответствующих групп.

У руководителя группы хранится алфавитная опись ПСН и/или ННД, порученных каждому инспектору. Информация в подборке постоянно обновляется. Кроме того, при передаче дела из отдела камеральных проверок в отдел  выездных проверок в главном индексе также указывается налоговый инспектор, который будет вести дело дальше. Дела распределяются в алфавитном порядке или по территориальному признаку руководителем группы. Если по какой-либо причине дело передаётся другому инспектору, руководитель группы информирует об этом руководителя отдела обработки документов.

Дальнейшую работу по взысканию недоимки, обеспечению  поступления налоговых деклараций осуществляет отдел выездных проверок. Его сотрудники ведут наиболее запутанные и сложные дела, которые не удалось решить уведомлениями и требованиями, перепиской, телефонными переговорами и другими методами.

Организация работы с  запросами третьих лиц.

Как уже отмечалось, для  обеспечения соблюдения налогового законодательства налоговые органы наделены правом требовать представления необходимой информации от так называемых третьих лиц. Затребование такой информации осуществляется на основании запроса, составляемого по особой форме.

Запрос является официальным  документом, в котором содержится требование дать показания или предоставить документы; в случае неисполнения этого требования предусмотрены соответствующие санкции. Налоговые органы могут направлять запросы налогоплательщикам и третьим лицам, если они не представили нужной информации, но располагают сведениями или документами о налогооблагаемых доходах юридического или физического лица, в отношении которого проводится расследование.

Основная цель запроса  – получение информации. Налоговый  орган прибегает к запросу  для того, чтобы: а) получить информацию, необходимую для проверки налоговой декларации; б) проверить имеющуюся у него информацию; в) уточнить обязательства налогоплательщика по налогам; г) определить наличие и место нахождение активов, которые можно использовать для взыскания недоимок.[17,с.191;345]

Единственное, что требуется от адресата по получении запроса – прибыть в назначенное время в налоговые органы для беседы либо предоставить бухгалтерские книги, записи, другую отчётность. В запросе нельзя требовать представления или составления таких документов, которыми очевидно не располагает адресат. В запросе можно просить, чтобы адресат представил отчёт по имеющимся документам или справку по накопленной налоговой задолженности. Налоговый инспектор имеет право оказать содействие адресату в подготовке такого рода документов на основании информации, полученной от адресата.

При решении вопроса  о целесообразности направления  запроса должны быть учтены все обстоятельства конкретного дела, например, возможно ли получить информацию иным путём, но в каждом случае следует соразмерять усилия и расходы.

Текст и содержание запроса  должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к юридическому документу, с тем чтобы правовая ответственность  адресата за невыполнение изложенного  в ней требования не вызывала никаких  сомнений. В запросе указываются: а) имя или название адресата (физического или юридического лица); б) перечень сведений, отчётности и других документов, которые должны быть представлены в налоговые органы; в) время и адрес, по которому должен быть направлен ответ или куда обязан прибыть адресат.

Запрос вручается лицу, располагающей нужной налоговым  органам информацией или документами, лично либо его доставляют по адресу последнего известного налоговым органам  места его жительства или работы. Запрос, направленный на предприятие, вручается должностному лицу: директору, управляющему или другому официальному представителю.

В расписке о вручении указывается время вручения, место  и получатель. Если запрос доставляют по известному последнему адресу налогоплательщика, об этом делается соответствующая отметка.

Адресат имеет право  явиться в сопровождении лиц, не являющихся юристами. Явка налогоплательщика  подразумевает его согласие дать информацию о своих доходах в  присутствии сопровождающих его  лиц. Письменного разрешения на предоставление информации при посторонних не требуется.

Опрашиваемое лицо может выразить желание добровольно предоставить информацию, но при этом попросить  оформить письменный запрос (в качестве свидетельства о том, что показания  были даны или документы представлены в соответствии с требованиями закона). В этом случае запрос действителен в течение десяти или более дней после его оформления, даже если показания были даны раньше.

Организация работы по взысканию  недоимки. Если налогоплательщик не выполняет  налоговые обязательства в полном объёме, т.е. либо не вносит авансовые  платежи, либо задерживает уплату налога после представления налоговой  декларации, либо не платит начисления, возникшие в результате камеральной проверки его декларации, то ему направляется уведомление о недоимке. Если недоимка не уплачена в течение указанного в уведомлении срока, информация заносится в регистр просроченных платежей (РПП) и передаётся в отдел камеральных проверок.

В регистре должны быть отражены:

а) исходные данные о налогоплательщике, сумма недоимки, вид налога, период возникновения обязательства, код, содержащий срок предоставления этого  обязательства к оплате;

б) информация о производственных платежах и мерах, принятых для обеспечения  оплаты;

в) контрольные данные о ведении дела и отметки о его передаче.

Регистр РПП, содержащий новые счета налогоплательщиков, по которым не были произведены платежи, запланированные на предыдущую неделю, закрывается в первый рабочий  день каждой следующей недели. При этом счета с дебетовым сальдо, превышающем определённую сумму, выделяются и заносятся в специальную подборку. Для упрощения работы регистры делятся на группы на 100 счетов в каждой.

Ведение регистра обычно включает следующие операции:

а) занесение данных в РПП;

б) направление почтового  напоминания по известному последнему адресу налогоплательщика;

в) поиск информации о  налогоплательщике и его активах  путём просмотра хранящихся в  архиве дел;

г) занесение отметки  в контрольную карту о необходимости  возобновления работы через установленный срок.

По истечении этого  срока проводится вторая проверка РПП  по открытым делам с целью выбора метода воздействия на должника. В  ходе этой проверки:

а) проверяются отметки  обо всех платежах, поступивших за прошедшее время, все оплаченные счета передаются в архив;

б) проверяются и обрабатываются все вновь полученные материалы.

Затем производится просмотр всех полученных материалов для определения  необходимых мер (например, предоставление скидки, установление невозможности  взыскать налог, заключение соглашения о рассрочке платежа и т.п.) и проверяется, привело ли изучение архивных материалов и другой информации к обнаружению банковского счёта или иного источника доходов, которые можно конфисковать. Затем лицам, не ответившим на напоминание о платеже, направляется последнее перед конфискацией уведомление.

При следующей проверке изучается дополнительно полученная информация о  налогоплательщике, рассматривается  его ответ на последнее уведомление  или ответ на уведомление о  конфискации с места работы налогоплательщика или из его банка. На основании этой информации принимаются меры следующего этапа взыскания недоимки.

Если финансовая информация позволяет сделать вывод, что  нет необходимости применять  принудительные меры для сбора налога, налоговый инспектор должен принять решение об условиях и сроках погашения задолженности и проинформировать об этом налогоплательщика. В завершение беседы должен быть составлен и подписан договор о рассрочке либо краткосрочное соглашение.

Если же налоговый инспектор считает, что принудительные меры неизбежны, налогоплательщик должен быть об этом уведомлён.

Если принятое решение  требует утверждения в вышестоящей  инстанции, налоговый инспектор  должен уведомить налогоплательщика  о предполагаемой дате и о том, как он будет извещён об этом решении.[15,с.67]

 

2.2 Совершенствование  работы налоговых органов в  сфере управления расчётов по  налогам.

 

В сфере управления расчётами  по налогам в качестве основных проблем  можно выделить следующие:

а) определение метода уплаты налога – непосредственно налогоплательщиком, через посредство банка, удержание налога при выплате дохода (в форме обязательства третьего лица);

б) определение звена, отвечающего непосредственно за приём налоговых платежей – министерство финансов, казначейство, налоговый или таможенный орган, иная государственная или частная организация;

в) определение организационных  и технических средств осуществления  взаиморасчётов и перерасчётов по налогам  – через расчётный счёт в банке, переводом в счёт других денежных обязательств налогоплательщика, распределением и перераспределением платежей через посредство личного (лицевого) счёта налогоплательщика в налоговом органе.

Наиболее распространённым методом зачисления (внесения) налоговых  платежей на единый счёт налогового органа, который затем:

а) разносит полученные суммы  по видам налогов и по звеньям  бюджетной системы;

б) осуществляет перерасчёты (например, с учётом персональных налоговых  льгот налогоплательщика) и возвраты (по переплатам налога и в отношении  налоговых платежей, вносимых в авансовом порядке).

В качестве решения основных проблем  в сфере совершенствования  работы налоговых органов в России мог бы подойти шведский вариант.

В Швеции реформирование налоговой работы ведётся под  лозунгом «единая декларация – единый счёт – единый платёж – единый адрес (платежа)».

Все жители Швеции имеют  единый фискальный (социальный) номер, который регистрируется в налоговых  органах и который заменяет все  виды государственного учёта населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения), органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции и т.д.), межгосударственной миграции и т.д. Кроме того, налоговая служба имеет прямой доступ к базе данных единого центра учёта и регистрации объектов недвижимости, в котором содержатся также данные о всех гражданах-собственниках объектов недвижимости. Учитывая, что общее число таких зарегистрированных объектов недвижимости составляет в Швеции более 3,5 млн. – при общей численности населения в 8,9 млн. человек, то наличие такого перекрёстного учёта граждан (как налогоплательщиков/субъектов социального обеспечения и как собственников/арендаторов жилья) полностью исключает необходимость проведения регулярных переписей населения.[3,с.213-214]

На каждого гражданина в налоговой службе заводится личный счёт, который ведётся как обычный расчётный счёт: по дебиту отражаются все начисляемые на него прямые налоги (эти суммы списываются при поступлении соответствующих платежей со стороны налогоплательщика), а по кредиту отражаются все суммы переплат или возвратов налога при пересчёте по завершении отчётного периода. Уплата налога осуществляется налогоплательщиком  на установленные счета налоговой службы в банках и на почте. Платёж производится на единый счёт и единым платёжным поручением. Налоговый орган распределяет полученные суммы в соответствии с начислениями по отдельным налогам, отражённым в личном счёте налогоплательщика. Избыток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счёта (с начислением процентов) до момента наступления следующих платежей (по любым видам налогов) или, по желанию налогоплательщика, перечисляются на его банковский счёт.

Основанием для уплаты налогов являются направляемые налоговым  органом извещения (по налогу на недвижимость – с переоценкой кадастровой стоимости объекта примерно раз в три года) или уже заполненные налоговые декларации (по подоходному налогу).Учётом доходов граждан и составлением налоговых деклараций занимаются налоговые органы, которые, пользуясь своим доступом в различные базы данных, собирают сведения обо всех полученных лицом доходах и удержанных при их выплате налогах. Указанные данные включаются в налоговую декларацию, в которой ведётся и конечный расчёт – о доплате налога или о выявленном излишке платежа. Налогоплательщику остаётся только подписать декларацию (и соответственно либо доплатить налог, либо дать указание о сохранении излишка на его личном счёте или перечислении  на его счёт в банке) или заявить о своём несогласии и представить свои замечания или поправки.

Избыток с личного  налогового счёта автоматически  переводится на банковский счёт компании:

а) в случае уменьшения сумм начисленных налогов (в результате пересчёта налога, изменения налоговой  ставки, применения льготы и т.д.);

б) на сумму переплаты  авансовых платежей по налогу на прибыль против суммы окончательного налога;

в) на сумму избытка (возврата) НДС (однако перечисление этих сумм осуществляется только при условии отсутствия задолженности  по социальным платежам и по удерживаемому  подоходному налогу).

Задержать автоматическое перечисление, т.е. сохранить кредитовое сальдо на личном налоговом счёте  компании-налогоплательщика, можно  только путём направления письменного  уведомления в налоговый орган. При этом должен быть указан номер  счёта в банке. В противном случае возврат осуществляется путём направления платёжного чека в адрес компании.

В конечном счёте реализация программ «единой налоговой декларации»  и «единого платежа» позволит обеспечить выполнение следующих задач: унификация основных налоговых процедур; упрощение процесса уплаты налогов; постепенное вытеснение бумажного документооборота в налоговых органах и во взаимоотношениях между различными органами государственного управления; рационализация взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.

В результате введения упрощенных режимов отчётности и уплаты налогов  налогоплательщики получили следующие  преимущества: сократилось число  налоговых платежей; существенно  упростился порядок платёжа налогов (заранее заполненная форма с  данными о налогах просто высылается налогоплательщику по почте); открывается возможность оплаты налоговых платежей по электронным каналам (по кредитной карточке, чеком, непосредственно с личного компьютера); ускоряется возврат денежных средств по переплаченным налогам. Выгоду получили и государственные органы: сократились затраты на сбор и обработку информации; снизились объёмы работ по сведению и согласованию данных, получаемых по разным каналам сбора информации; ускорился оборот денежных средств; резко снизились ошибки в информационной системе и т.д.[6,с.209]

Информация о работе Налоговое администрирование каксистема управления налоговыми отношениями