Налоговое администрирование каксистема управления налоговыми отношениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание

Введение
1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами
1.1. Понятие налогового администрирования. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов.
1.2 Организационные типы и функции налоговых органов. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования
2. Принципы и порядок организации работы местных налоговых органов.
2.1. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки
2.2 Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам.
3. Совершенствование, контроль и регулирование налогового администрирования в РФ
3.1 Совершенствование налогового администрирования в РФ
3.2. Контроль в системе налогового администрирования. Регулирование в системе налогового администрирования
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 

 


ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И  МЕНЕДЖМЕНТА


 

Кафедра финансы и кредит

 

 

Трацевский Дмитрий  Викторович

 

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ  КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ


 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Налоговое администрирование»

Специальность 080107.65 «Налоги  и налогообложение»

Очной формы обучения

 

 

Студент гр. С1506Наа_________________

                                                                     (подпись)

Руководитель 

_____________  Н. Э. Павленко

 

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» ___________________ 20    г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

          подпись                            И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 20     г.


 

 

 

г. Владивосток

                                                             2012

 

Оглавление

Введение 

1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами 

  1.1. Понятие налогового  администрирования. Общие принципы  и порядок управления работой налоговых органов. 

  1.2 Организационные типы и функции налоговых органов. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования 

2. Принципы и порядок организации работы местных налоговых органов. 

  2.1. Организация работы  по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи      налоговых деклараций, и по взысканию недоимки 

  2.2 Совершенствование  работы налоговых органов в  сфере управления расчётов по налогам. 

3. Совершенствование, контроль и регулирование налогового администрирования в РФ 

  3.1 Совершенствование налогового администрирования в РФ 

  3.2. Контроль в системе  налогового администрирования. Регулирование  в системе  налогового администрирования 

Заключение

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  налоговой сфере остаётся ещё  множество нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.

Для повышения эффективности налоговой системы в целом, в том числе её отдельных звеньев, надо рассмотреть три уровня разрешения поставленной задачи.

Первый уровень охватывает вопросы оптимизации общей налоговой  политики государства – с предложением примерной модели стабильной и долговременной налоговой доктрины для России.

Второй уровень определяет подходы к оптимизации общей  структуры налоговых платежей в  стране – в зависимости от вида и «веса» отдельных налогов, их воздействие  на те или иные социальные и экономические  процессы, устранения возникающих между ними правовых и фискальных проблем и не состыковок и, наконец, в русле давно ожидаемых перемен в сторону радикального упрощения и сокращения применяемых налоговых норм и режимов.

Третий уровень охватывает непосредственно работу налоговых органов в разрезе управления налоговым процессом в целом, внутрисистемного налогового администрирования, взаимодействия со смежными и сотрудничающими государственными органами и с налогоплательщиками.

Все эти уровни управления налоговыми отношениями тесно связаны между собой. И действительно, невозможно, ставить задачу повышения эффективности работы налоговых органов, если, например, неправильно выбраны цели налоговой политики (в этом случае чем успешнее работают налоговые органы, тем больший ущерб несёт страна от их деятельности). Если недостаточно согласованы между собой применяемые формы налогов и режимы налогообложения, то усилия налоговых органов по сбору одного вида налога могут либо мешать росту сборов другого налога, либо загонять налогоплательщика в такие налоговые ловушки, из которых у него не будет возможности выбраться, не нарушая налоговых правил. Если выбраны чрезмерно обременительные методы взимания налога, предписаны без необходимости объёмные формы налогового учёта и отчётности, то может потребоваться применение необоснованно жёстких инструментов налогового контроля, и т.д.

В России пока отсутствуют  комплексные научные исследования, в которых вопросы управления налоговой системой рассматривались  бы в критическом ключе, с точки  зрения оценки имеющегося в развитых странах опыта и возможности его адаптированного использования в российских условиях.

Налоговое дело как отрасль  включает ряд направлений, сторон или  видов деятельности, распространяющихся на сферы политики, экономики, права, социальных услуг, международных отношений, и т.д. Но, прежде всего налоговое дело рассматривает структурно-организационные основы, которые составляют налоговый процесс и налоговое администрирование.

 

Первая глава работы посвящена организационной структуре  и порядку управления налоговыми органами. В ней рассматривается понятие налогового администрирования и порядок управления налоговыми органами. Во второй главе рассмотрены принципы и порядок работы местных налоговых органов. В третьей главе описаны совершенствование, контроль и регулирование налогового администрирования в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами

1.1. Понятие  налогового администрирования. Общие  принципы и порядок управления работой налоговых органов.

 

Налоговое администрирование  – установленная законом, практикой  или обычаями система управления налоговым процессом со стороны  государства и его органов.

Под налоговым администрированием также понимается динамическая развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.

 Основными элементами  налогового администрирования являются: структура и иерархия налоговых  органов; права и обязанности  налоговых органов; порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчётности; предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций; ведение и обобщение налоговой статистики; регулирование налоговых отношений с другими странами.

Налоговое администрирование  может проводиться как с помощью методов силового (административного) принуждения – угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д., так и путём заключения соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам (ведение отчётности, использование налоговых льгот, уплаты налога и т.д.).

В последнее время  всё более распространённым методом  налогового администрирования становится метод регулирования альтернатив  – предоставление налогоплательщикам свободы выбора между разрешёнными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учёта и отчётности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.д.. В некоторых странах декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных, силовых методах к отношениям сотрудничества (дружеского партнёрства) с налогоплательщиками.[5,с.45-46]

Наконец, особой сферой налогового администрирования является международное сотрудничество налоговых органов разных стран в различных формах – от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных налоговых соглашений и перехода к полномасштабной налоговой гармонизации.

Деятельность налоговых  органов в сфере налогового администрирования  нацелена на обеспечение полного  и своевременного сбора налогов  и сборов в соответствии с законодательством и при условии правильного применения правовых положений, определяющих режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов. Отсюда можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование в строгом смысле слова представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех общей бюджетно-налоговой и экономической политики страны.

В широком понимании  налоговое администрирование –  это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Повышение роли государства в управлении экономическими и социальными процессами предопределяет значимость сбора налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на экономику.

         У государства в лице субъектов  налогового контроля возникают  налоговые отношения с субъектами  налогообложения – юридическими  и физическими лицами, на которых  лежит обязанность уплаты налогов. Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), применяемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций.

Переход от административно-командной экономики к рынку придаёт управлению налоговой системой глубокий экономический смысл и предъявляет к нему совершенно новые требования. В связи с этим система налогообложения приобретает новые, например, индикативные свойства. Недопоступление налогов может сигнализировать о том, что: действующие налоговые нормы перестали отвечать воспроизводственным потребностям и их следует подвергать ревизии; налоговые органы утратили способность отслеживать тенденцию налоговых поступлений и перекрывать возможность ухода от налогов; усилились международные интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговой службой особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения. Такого рода сигналы свидетельствуют о необходимости пересмотра методов управления налоговым процессом.

Анализ управленческих действий налоговых органов может  выявить недостатки тактического свойства, устранить которые возможно в  оперативном порядке, т.е. без изменения экономико-правовых основ налогообложения. В таком случае принимаются правительственные решения о пересмотре методов налогового управления. Наука и практика могут выявить и потребность в существенном изменении структур и функций налоговых органов, направлений налоговой политики и методических основ налогового процесса, что обусловливает принятие кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы.

Налоговое администрирование  – важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащённой современной отечественной и мировой практикой. Это – совокупность методов, приём и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе и налоговые органы всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.[1,с.234;237]

Таким образом, налоговое  администрирование – это, во-первых, система органов управления (законодательные  и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение принятой налоговой политики на очередной плановый период. Кроме того, они должны составлять отчёты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговый процесс и конкретную налоговую политику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.[19,с.211]

 

1.2 Организационные  типы и функции налоговых органов.

 

Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования

Для реализации максимального  налогового потенциала страны налоговые  органы должны не только строго контролировать исполнение налогового законодательства, но и эффективно выполнять функции  администрирования, к которым относится  и внутренняя организация налоговых органов, необходимая для выполнения возложенной на них ответственности. Тип организации будет зависеть от того, какая организационная схема представляется налоговым органам наиболее удобной для выполнения их различных функций.

Практика показывает, что во многих странах органы управления налоговым процессом были созданы в ответ на проблемы, которые возникли в результате развития налоговых систем. Например, введение, а затем значительное совершенствование подоходных налогов, развитие налогов с продаж и НДС, систем налоговых льгот, новых схем борьбы с уклонением от уплаты налогов, необходимость адекватного информирования налогоплательщиков и обучение персонала – со всем этим приходилось так или иначе сталкиваться налоговым органам, и не всегда необходимые меры принимались своевременно.

Информация о работе Налоговое администрирование каксистема управления налоговыми отношениями