Налоговое администрирование каксистема управления налоговыми отношениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание

Введение
1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами
1.1. Понятие налогового администрирования. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов.
1.2 Организационные типы и функции налоговых органов. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования
2. Принципы и порядок организации работы местных налоговых органов.
2.1. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки
2.2 Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам.
3. Совершенствование, контроль и регулирование налогового администрирования в РФ
3.1 Совершенствование налогового администрирования в РФ
3.2. Контроль в системе налогового администрирования. Регулирование в системе налогового администрирования
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Типы организационных  систем.

Администрирование налогов  может быть организовано по функциональному  принципу или по принципу специализации  – по видам налогов Администрирование налогов может быть организовано по функциональному принципу или по принципу специализации – по видам налогов.

При функциональном типе организации работы налоговых  органов различаются так называемые нормативные функции, которые обычно существуют на общенациональном уровне, и оперативные функции, к которым относятся функции, непосредственно связанные с налогоплательщиками. При специализированном подходе в системе налоговых органов выделяются отдельные подразделения, которые занимаются отдельными видами налогов.

Могут существовать и комбинированные типы организационных структур налоговых органов, т.е. имеющие в основном функциональную структуру, но с выделением некоторых функциональных подразделений.

Функции налогового администрирования обычно делятся  на нормативные и оперативные, а  также на основные и вспомогательные.

Нормативные функции  отвечают первой задаче налогового администрирования, а именно – интерпретация и  применение налогового законодательства и нормативных актов. Эти функции  осуществляются в рамках деятельности, связанные с применением законов и иных правовых актов и обеспечивают исполнение оперативных функций путём разработки и внедрения необходимых методов и административных процедур, которые должны гарантировать наивысшую эффективность оперативной системы. Оперативная система закладывает основу для реализации другой части первой задачи налогового администрирования, т.е. для максимизации налоговых поступлений при минимальных затратах.

Оперативные функции  в основном относятся к деятельности, связанной со сбором налогов. В них  объединяются обе ранее указанные задачи администрирования налогов, поскольку оперативные функции способствуют установлению тесного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками и от них зависит добровольное выполнение налогоплательщиками их обязанностей по уплате налогов.

Основные функции  включают учёт и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и  налоговые проверки. С помощью  функции учёта и регистрации  налогоплательщиков ведётся постоянный и правильный учёт (выявление) всех налогоплательщиков, которые зарегистрировались должным образом (или уклонились от регистрации). Эта функция – основа взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Функция текущего налогового контроля определяет чётко, в установленном порядке и  с учётом актуализации сведений все налоговые обязательства налогоплательщика (продекларированные или начисленные налоги, денежные штрафы, пени и т.д.) и налоговые зачёты в результате совершенных налогоплательщиком платежей или полученных скидок. Главная цель такого контроля – это возможность определять правильно и точно факты неподачи налоговой декларации или наличия недоимки по налогам.

Налоговая проверка объединяет все виды деятельности, направленные на проверку правильности заполнения налоговых деклараций налогоплательщиком или на определение сумм налогов, скрытых от налогообложения, в результате проведения проверки или расследования по месту проживания налогоплательщика или третьего лица, или в налоговой инспекции.

 Вспомогательные функции составляют основу для выполнения основных функций:

Правовая функция –  одна из ведущих вспомогательных  функций налогового администрирования. Она обеспечивает правильное применение нормативных налоговых актов  как налоговыми органами, так и  налогоплательщиками. В рамках этой функции осуществляются такие виды деятельности, как ответы на вопросы и жалобы налогоплательщиков, помощь всем налоговым органам, а также участие в проектах по изменению налогового законодательства.

Управление кадрами  – ключевая функция любой организации  – чрезвычайно важна и для налогового администрирования, особенно в отношении обучения и переподготовки сотрудников налоговых органов.

Функция информирования налогоплательщиком. Для обеспечения  высокого уровня исполнения налогового законодательства налогоплательщиками налоговые органы должны иметь соответствующие отделы или подразделения, ответственные за распространение нормативных налоговых документов и оказание помощи налогоплательщикам в правильном исполнении их налоговых обязательств.

Организационно-административная функция. Её осуществляют службы внутреннего бухгалтерского учёта и административные службы, отвечающие за материально-техническое снабжение и эксплуатацию рабочего оборудования.[8,с.34;37]

Внутреннее информационное обеспечение. Информационные системы представляют собой базовый элемент, обеспечивающий основу для существования важнейших функций налоговых органов и принятия решений на всех уровнях. Любой орган налоговой службы работает со значительным количеством налогоплательщиков, что предполагает наличие большого объёма документов, обработка которых вручную неэффективна. Для разработки информационной системы, в частности, необходимо иметь базу данных как основу для осуществления функции контроля за налогоплательщиками (например, для анализа предыдущих данных из налоговых деклараций, сведений их других источников, данных по своевременному выполнению налоговых обязательств и т.д.). [2,с.127]

        Международное сотрудничество в  сфере совершенствования налогового  администрирования. Среди основных  центров, занимающихся разработкой основ, принципов и продвижением новых идей в сфере совершенствования налоговой работы и налогового администрирования можно выделить соответствующие органы ОЭСР и ЕС. Первые координируют исследования и разработки в сфере международных налоговых отношений (типовые модели налоговых соглашений, разработка основ трансфертного ценообразования и т.д.), вторые непосредственно координируют унификацию налогового законодательства в странах – членах этой организации (наиболее заметный успех – внедрение единой модели НДС).

Среди других органов  можно выделить Панамериканский  центр налоговых служб (СИАТ), в  задачи которых входит, как указано  в его плане развития, «способность проведению научно-исследовательских  работ в области налоговых  систем и налогового администрирования, а также стимулировать распространение необходимой информации среди стран – участниц, используя для этих целей съезды, тематические конференции, семинары, публикации и другие соответствующие средства». [8,с.34;37]

Особый интерес в становлении современных систем налогового администрирования представляет опыт некоторых стран американского континента. В этих странах структура налоговых органов была сформирована позднее большинства развитых стран, и поэтому эти страны в максимальной степени стремятся применять всё полезное и эффективное, что зарекомендовало себя в практике других стран.

Налоговые органы многих стран активно проводят модернизацию своей работы, в частности, за счёт использования современных технологий, автоматизированных и информационных систем, с целью повышения уровня контроля за налогоплательщиками и оказания им содействия.

Электронная обработка  данных, которая является технологической  основой осуществления всех административных процедур, иногда производится структурами вне налоговой администрации. В некоторых странах такие центры обработки данных находятся в ведении министерства финансов или казначейства, но чаще всего обработка данных налоговой отчётности происходит в рамках налоговых органов.

Многие страны предпринимают значительные усилия по модернизации управления персоналом и улучшения процесса подготовки кадров. В некоторых случаях обучение персонала проводится подразделениями в структуре налоговой администрации, а также за пределами её (обычно при министерстве финансов).

Правовое обеспечение  налоговой работы может быть частью организационной структуры налоговых  органов, которые могут пользоваться определённой автономией, т.е. правовой поддержкой юридического подразделения  Министерства финансов.

Правовая помощь на оперативном уровне осуществляется органами налогового администрирования на местном и региональном уровнях, а при жалобах (апелляциях) – так называемыми Советами налогоплательщиков, которые непосредственно подчиняются Министерству финансов.[10,с.75]

Т.о. налоговое администрирование  – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличивают  вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность, в то время как успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата.

 

 

 

2. Принципы и порядок организации работы местных налоговых органов.

 

2.1. Организация работы  по выявлению лиц, уклоняющихся  от подачи   налоговых деклараций, и по взысканию недоимки

Основной работой с  налогоплательщиками является ведение личных дел налогоплательщика (ЛД). Они ведутся на основе налоговой (финансовой) отчётности, получаемой от налогоплательщиков, а также сведений, полученных из других источников.

Отчётность налогоплательщика  является эффективным средством  проверки и установления его налоговых обязательств. Если же налогоплательщик допускает неправильную или неполную уплату налогов, то инициируется процедура сбора налоговых недоимок. Эта работа ведётся уже на основе ЛД.

Важной составной частью деятельности налоговых инспекций является обеспечение представления зарегистрированными налогоплательщиками всех форм налоговой отчётности и их последующий учёт. Особое внимание уделяется обеспечению сдачи отчётности в рамках установленных сроков.

Поиск лиц, которые не подали декларацию о доходах, основывается на реестрах налогоплательщиков, в которых содержатся указания форм налоговой отчётности и периодичность, с которой они обязаны представлять эту отчётность. Через установленное время после истечения срока представления отчётности сотрудники подразделения устанавливают, какие формы отчётности не получены.[13,с.76]

В случаях не поступления  необходимых форм отчётности начинают расследование. Сначала налогоплательщика  извещают о неполучении его налоговой  декларации. Если он игнорирует требования налоговых органов, его заносят в регистр не представленной отчётности (РНО), где указываются не представленные им формы налоговой отчётности, объём налоговых обязательств и тот период, за который не поступила отчётность. Затем РНО направляется в отдел обработки документов.

РНО, которые заводятся  на налогоплательщиков, не представивших  декларацию, поступают в подразделение  обработки документов отдела выездных проверок. РНО заводятся и передаются на расследование не позднее, чем  через три месяца по истечении срока предоставления соответствующей декларации.

Работа с РНО ведётся  следующим образом:

а) заводится контрольная  карта, в которой указываются  количество содержащихся в ней дел, дата её заведения, принятые меры;

б) направляется напоминание  о необходимости подать декларацию по известному последнему адресу налогоплательщика;

в) осуществляется поиск  информации о налогоплательщике  и его активах в архиве; г) устанавливается  последний номер телефона налогоплательщика;

д) делается отметка на контрольной карте о дате проведения следующей проверки.

Через установленный  срок (не более месяца) проводится вторая проверка РНО. Она заключается в  просмотре всех РНО с целью  решить, какие меры следует применить  к налогоплательщику, чтобы он сдал декларацию в налоговые органы. В ходе проверки необходимо удостовериться в том, что обо всех налоговых декларациях, поступивших за истёкший срок, сделана соответствующая отметка и что соответствующие записи изъяты из подборки и переданы в архив. Регистрационные карточки должны быть извлечены из главного индекса и уничтожены.[16,с.56] По оставшимся делам делается отметка о необходимости проведения телефонных переговоров с налогоплательщиком. Третья проверка проводится не ранее, чем через месяц после второй и заключается в оценке вновь полученной информации о налогоплательщике. Это может быть ответ на письмо, направленное во время первой проверки, сведения, полученные в ходе телефонных переговоров с налогоплательщиком, либо другая корреспонденция. На основании этой информации могут быть приняты различные меры. Возможно, нужны будут дополнительные контакты с налогоплательщиком, чтобы получить новую информацию о том, где нужно искать утерянные декларации, или установить, имеет ли налогоплательщик обязательства. Если возможности отдела камеральных проверок на этом исчерпаны (например, местонахождение налогоплательщика не может быть установлено обычными методами), на счёте должна быть сделана отметка о передаче дела в отдел выездных проверок.

По завершении этой проверки в подборке остаются РНО, требующие дальнейшей работы. Это случается, если ждут ответа на посланный запрос о налоговых обязательствах или ответа на повестку. Хотя по этим делам нельзя предпринять незамедлительных действий, их передача в отдел выездных проверок преждевременна, поскольку продолжение усилий всё же может дать результаты и дела будут закрыты.

Все оставшиеся в подборке дела должны быть объединены с подобными  делами из других подборок в консолидированную  подборку в алфавитном порядке. Контрольная  карта подборки должна следовать сразу за картой консолидированной подборки. Это позволяет объединить небольшие подборки в одну для облегчения работы. Консолидированную подборку следует проверять еженедельно.

Если на каком-либо этапе  проверки установлено, что принимаемые меры не могут заставить налогоплательщика подать декларацию о доходах без личного контакта с ним по месту работы или жительства либо дальнейшие меры выходят за компетенцию отдела камеральных проверок, РНО должен быть передан в отдел выездных проверок, о чём делается соответствующая отметка. Только в очень редких случаях, когда для этого есть серьёзные основания, просроченный счёт может находиться в регистре РНО отдела камеральных проверок для продолжения работы по нему по прошествии шести месяцев с даты заведения счёта.[4,с.87;97]

Информация о работе Налоговое администрирование каксистема управления налоговыми отношениями