Налоговая система Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Мировой экономический кризис, разразившийся осенью 2008 г., в очередной раз заставляет пересмотреть традиционные представления о причинах таких кризисов и стимулирует разработку концепции, направленной на предотвращение их возникновения в будущем. Сегодня на поверхности мы наблюдаем сбои в функционировании финансовых систем развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА………………………..5
1.1.История развития монет и банкнот Казахстана …………………………........5
1.2. Денежная реформа в Казахстане ………………………………………….......7
1.3. Банковская система РК ……………………………………………………. ….9
2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХАСТНА…………………………………...12
2.1. Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство… ………......12
2.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета …………………...14
3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА ……………………………………18
3.1. История налогов ……………………………………………………………....18
3.2. Виды налогов ……………………………………………………………….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..............32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2 камила финансы.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Анализ  планов поступлений доходов местных  бюджетов на 2009 год показал, что значительный рост плановых показателей по поступлениям от продажи квартир по сравнению с планом 2008 года наблюдается по г.Астана (236,9%) и Восточно-Казахстанской области (234,8%), по поступлениям от продажи земельных участков по Атырауской области (115,7%) и Павлодарской области (117,1%), это означает, что под запланированные доходы планируются соответствующие расходы.

Во избежание  ситуации сложившейся в 2008 году МФ рекомендует  местным исполнительным органам  с учетом реальной ситуации в экономике  пересмотреть планы поступлений  доходов местных бюджетов.

О недоимке по налогам: По состоянию на 1 января 2009 года недоимка по налогам и платежам в бюджет в целом по республике составила 80,9 млрд.тенге, по сравнению с началом года недоимка увеличилась на 34,3 млрд.тенге (на 1 января 2008 года - 46,6 млрд.тенге). Следует отметить, что 63,5% (или 51,4 млрд.тенге) от общей суммы недоимки образовалось за счет доначисленных сумм по актам проверок налогоплательщиков с признаками лжепредприятий.

В целях  создания эффективных механизмов для  противодействия переводу денежных средств в «теневой» оборот и их последующей легализации, совместно с заинтересованными государственными органами разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пресечения лжепредпринимательства». В настоящее время законопроект для рассмотрения внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан.[5] 
 

3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  КАЗАХСТАНА 

3.1. История  налогов.  

В Казахстане до середины XIX века эквивалентом заменителем  денег был скот (преимущественно  овцы, лошади), в переводе на стоимость которых оценивались другие товары.

Общинники-скотоводы  кочевали на землях, принадлежащих  феодалам, и обязаны были платить  им земельную ренту – 20-ю часть  скота в скотоводческих районах  – зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах – ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом – согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбыга). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) – 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время воин источником доходов феодалов была еще и военная добыча – ясырь. Формой обогащения феодалов был сауын – «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом возвращать скот с приплодом. Кокандское ханство взимало с казахов-земледельцев харадж – 2/3 урожая. В 1834 г. Была введена раскладочная система налогообложения – от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределять по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены. В 1841г. Зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) – серебром, а согым – деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым – от числа кибиток. Раскладочная система не учитывала изменение во времени числа скота и кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.

После отмены в 1855-56гг. специальными манифестами  недоимок самодержавие ввело окладочную подать, хотя в ее основе лежала та же ханская раскладка. Были и другие повинности: кибиточная подать – за проживание за пределами орды на внутренних землях;

Билетный  сбор – при наиме в работники  к линейным жителям;

Акциз – за перепуск скота за линию  на казачьи земли и др.

Начиная с 1918г. Вводится высокопрогрессивное  подоходно-имущественное налогообложение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промыленных предприятий, налог с недвижимого имущества, единовременный налог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919г. Была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в связи с резким обесцениванием денег в условиях военной интервенции. Практически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог – «продналог».  

С переходом, начиная с 1921 года, к новой экономической  политике – «нэп» возрождаются денежные формы налогов: косвенные – акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 гоа для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объеденивший продовольственный, труд-гужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.

Финансовые  реформы 1930-1932 годов унифицировали  множественность налоговых платежей в два основных платежа: для государственных  предприятий – налог с оборота  и отчисления от прибылей, для кооперации – налог с оборота и подоходный налог. Население в городах уплачивало подоходный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды культурно-бытового и жилищного строительства; сельское население – сельскохозяйственный налог с колхозов и населения, культжилсбор.

С началом  Великой Отечественной войны был введен для граждан военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

С началом  рыночных преобразований начали функционировать  новые виды налогов: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог с продаж.

С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система.

Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991 года практически  являлся скопированным вариантом  налогового законодательства Российской Федерации.

С 1992 по 1995 год (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов:

16 –  общегосударственных; 

10 –  общеобязательных местных налогов  и сборов;

17 –  местных налогов и сборов.

Согласно  Указу Президента РК «О налогах и  других обязательных платежах в бюджет; от 24 апреля 1995 года количество налогов сократилось до 11, а с учетом изменений и дополнений с 1999 года по 2001 год их количество увеличилось до 18.

В 2001 году принят новый Закон «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» (введен с начала 2002 года), в котором дополнены и изменены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране. [3] 
 
 

3.2. Виды  налогов.  

Налоги  – это обязательные платежи, устанавливаемые  государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть  экономических отношений по изъятию  определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Принципы  налогов:

- принцип  справедливости;

- Принцип  простоты. Для налогоплательщика  должно быть понятно назначение  и содержание налога, сфера применения  и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы;

- Определенность  налогов - непреложное равенство заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов;

- Минимум  налоговых льгот. Помимо обоснованных  исключений государство не должно  поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп;

- Экономическая  приемлемость - налоги не должны  препятствовать улучшению функционирования  экономики и росту капиталовложений;

- Сопоставимость  налоговых ставок по основным  видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям.

Сущность  налогов проявляется в их функциях:

1. Исторически  первой является фискальная функция  налогов, обеспечивающая поступление  средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных  отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

2. Перераспределительная  функция налогов состоит в  перераспределении части доходов  различных субъектов хозяйствования  в пользу государства. 

3. Третья функция налогов -регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами.

4. Как  и финансам в целом, налогам  свойственна также контрольная функция, позволяющая обеспечить проверку правильности и своевременности внесения налогоплательщиком налоговых платежей в бюджет посрдством количественного отображения финансовых показателей.

Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоги можно классифицировать по разным принципам:

от объекта  обложения и взаимоотношений  плательщика и государства;

по использованию;

от органа, взимающего налог;

по экономическому признаку.

По первому  признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним  относятся подоходный налог, налог  с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредственно - через цены товаров, услуг (налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после  реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при ис

В зависимости  от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

По экономическим  признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и его местные органы). [5]

Перечень  налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане включает:

1. Налоги:

1. Корпоративный  подоходный доход. 

2. Индивидуальный  подоходный налог. 

3. Налог  на добавленную стоимость. 

4. Акцизы.

5. Рентный  налог на экспортируемую сырую  нефть, газовый конденсат. 

6. Налоги  и специальные платежи недропользователей (налог на сверхприбыль, подписной  бонус, бонус коммерческого обнаружения,  роялти, доля Республики Казахстан  по разделу продукции, дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции).

Информация о работе Налоговая система Казахстана