Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:20, курсовая работа
Мировой экономический кризис, разразившийся осенью 2008 г., в очередной раз заставляет пересмотреть традиционные представления о причинах таких кризисов и стимулирует разработку концепции, направленной на предотвращение их возникновения в будущем. Сегодня на поверхности мы наблюдаем сбои в функционировании финансовых систем развитых стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА………………………..5
1.1.История развития монет и банкнот Казахстана …………………………........5
1.2. Денежная реформа в Казахстане ………………………………………….......7
1.3. Банковская система РК ……………………………………………………. ….9
2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХАСТНА…………………………………...12
2.1. Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство… ………......12
2.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета …………………...14
3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА ……………………………………18
3.1. История налогов ……………………………………………………………....18
3.2. Виды налогов ……………………………………………………………….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..............32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..34
17 декабря 1991 года был подписан первый Закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное устройство Казахстана. Второй Закон был подписан 24 декабря 1996 года вследствие принятия Конституции и нового налогового законодательства. В 1997 году внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать расходы бюджетов с выполнением программ.
В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной системе». Произведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.
С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования.
Введена
вертикальная схема внутреннего
контроля республиканского и местных
бюджетов: внутренний контроль проводит
Комитет финансового контроля Минфина.
Функции внешнего контроля остаются
за Счетным комитетом и
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены принципы транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов. В доходной части бюджета государства основную долю занимают налоговые поступления – 90 %, а также существуют неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала.
Рассмотрение проекта республиканского бюджета осуществляется Республиканской бюджетной комиссией и определяется на предстоящий финансовый год не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.
Исполнение бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового года.
Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.
Закон
РК « О республиканском бюджете
на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.
На 2009 год Правительство планирует
стабилизировать а, также регулирование
доходов и расходов в бюджет по каждому
району, области и городах республиканского
назначения. Планируется спрогнозировать
соответственные планы и мероприятия
по увеличению доходов в бюджет так как
по плану формирования тех денежных средств
которые были направлены на стабилизационные
меры в сфере экономики Казахстана ,т.е
план выхода из кризиса.[8]
2.2. Состав
доходов и расходов
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств. []
Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:
1)доходы:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- поступления от продажи основного капитала;
- поступления трансфертов;
2)затраты;
3)операционное сальдо;
4)чистое бюджетное кредитование:
- бюджетные кредиты;
- погашение бюджетных кредитов;
5)сальдо по операциям с финансовыми активами:
- приобретение финансовых активов;
- поступления от продажи финансовых активов государства;
6)дефицит ( профицит) бюджет;
7)финансирование
дефицита (использование профицита)
- поступление займов;
- погашение займов;
- движение остатков бюджетных средств.
Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.
Налоговые поступления – налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговые поступления – обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами РК.
Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:
- от продажи государственного имущества;
- от
продажи товаров из
- от
продажи земельных участков, находящихся
в государственной
- от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.
Поступления трансфертов – безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.
Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:
1)
затраты, обеспечивающие
2)
затраты, связанные с
3)
затраты на государственный
4) денежные выплаты физическим лицам – затраты, связанные с платежами физическим лицам в денежной форме в соответствии с законодательными актами РК, кроме денежных выплат работникам за труд;
5)
иные виды затрат на
Операционное сальдо – разница между доходами и затратами бюджета.[2]
Чистое бюджетное кредитование – разница между бюджетными кредитами и их погашением. В зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на следующие виды: краткосрочные – до 1 года; среднесрочные – от 1 года до 5 лет; долгосрочные – от 5 до 30 лет.
Cальдо по операциям с финансовыми активами – разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.
Значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается в республике в 2008 году и составил 4040,5 млрд. тенге и исполнены на 99,5%. ,расходы государственного бюджета за 2008 год без учета погашения займов составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4419,6млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге.
Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2007 годом составил 139,7%), при этом, без учета экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.[]
В целом
за анализируемый период доходы государственного
бюджета в основном формируются
за счет налоговых поступлений, удельный
вес их в общем объеме доходов
в среднем составляет более 90 %. Следует
отметить, что последствия мировых экономических
проблем отразились на экономике Казахстана
и во втором полугодии начали замедляться
темпы основных показателей, а в 4 квартале
резко снизились цены на экспортные товары.
Замедление бизнес активности не могло
не сказаться на поступлениях налогов
и проведенный анализ по крупным налогам
показал, что динамика их поступлений
стала замедляться либо развиваться в
разрез традиционным темпам.
За истекший
год резко снизилось
- 138 крупных
предприятий ухудшили свои
- 85 крупных
предприятий сократили выручку
на более чем 800 млрд.тенге;
- 4 тыс.экспортеров
(63% от численности) снизили свой экспорт
в сумме на 2,2 млрд.долл. США.
Все вышеназванные
факторы повлияли на недоисполнение
основных видов налогов. Так, корпоративный
подоходный налог не исполнен на 23,8
млрд.тенге, что объясняется уменьшением
авансовых платежей в ноябре-декабре по
предприятиям горнорудного сектора почти
в 10 раз на (с 47,0 млрд.тенге до 4,6 млрд.тенге).
НДС не исполнен на 109,4 млрд.тенге, сравнении
с 2007 годом прирост поступлений НДС составил
лишь 1,9%, тогда как по плану прирост должен
был составить 19%.
Таможенных
платежей и налогов в бюджет поступило
в сумме 939,6 млрд.тенге, или 106,1% (к
плану 885,4 млрд.тенге). Темп роста по
таможенным платежам и налогам составил
147,6%. Перевыполнение плана на 54,2 млрд.тенге
связано с введением ставки на экспортную
таможенную пошлину на сырую нефть (с мая
прошлого года).
Внешнеэкономический
товарооборот за 2008 год без учета
неорганизованной торговли достиг 109,1
млрд.долл.США, при этом по сравнению
с аналогичным периодом 2007 года увеличился
на 35,4%, в т.ч. экспорт составил – 71,2 млрд.долл.США
по сравнению с 2007 годом увеличился на
49,0%, импорт – 37,9 млрд.долл. США, или увеличился
на 15,6%.
Доходы
местных бюджетов за 2008 год составили
1830,0 млрд. тенге, или 99,8%.
План по доходам местного бюджета не исполнен следующими регионами: г. Астана (96,4%), Южно-Казахстанской (97,5%), Восточно-Казахстанской (98,8%), Павлодарской (99,2%), Акмолинской (99,7%) Жамбылской областей (99,8%) и г. Алматы (99,3%).
По итогам 9 месяцев прошлого года местным исполнительным органам было рекомендовано произвести уточнение доходной части местных бюджетов в части пересмотра плана по поступлениям от продажи гражданам квартир. Указанными регионами данная рекомендация не была исполнена. В итоге по указанным регионам не исполнены планы по поступлениям от продажи гражданам квартир в рамках Государственной программы жилищного строительства и по поступлениям от продажи земельных участков, что повлияло на общие показатели исполнения доходной части местных бюджетов.
Вместе с тем, следует отметить, что план по индивидуальному подоходному налогу перевыполнен на сумму 13,1 млрд.тенге, план исполнен на 105,2%, темп роста составил 121,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в общем объеме доходов местных бюджетов поступления по данному виду налога доля составляет 6,6%), при росте в январе-ноябре 2008 года среднемесячной номинальной заработной платы на 16,9%. По ИПН перевыполнение обеспечено следующими регионами: Атырауской области (на 4 млрд.тенге), Западно-Казахстанской области (3,1 млрд.тенге), г.Алматы (2 млрд.тенге), Актюбинской области (1,5 млрд.тенге).