Налоговая система Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Мировой экономический кризис, разразившийся осенью 2008 г., в очередной раз заставляет пересмотреть традиционные представления о причинах таких кризисов и стимулирует разработку концепции, направленной на предотвращение их возникновения в будущем. Сегодня на поверхности мы наблюдаем сбои в функционировании финансовых систем развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА………………………..5
1.1.История развития монет и банкнот Казахстана …………………………........5
1.2. Денежная реформа в Казахстане ………………………………………….......7
1.3. Банковская система РК ……………………………………………………. ….9
2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХАСТНА…………………………………...12
2.1. Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство… ………......12
2.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета …………………...14
3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА ……………………………………18
3.1. История налогов ……………………………………………………………....18
3.2. Виды налогов ……………………………………………………………….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..............32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2 камила финансы.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

17 декабря  1991 года был подписан первый  Закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное устройство Казахстана. Второй Закон был подписан 24 декабря 1996 года вследствие принятия Конституции и нового налогового законодательства. В 1997 году внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать расходы бюджетов с выполнением программ.

В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной  системе». Произведено разделение доходной части между республиканским  и местными бюджетами по видам  поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.

С 2005 года вступил в действие Бюджетный  кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования.

Введена вертикальная схема внутреннего  контроля республиканского и местных  бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего контроля остаются за Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов. Введен новый механизм перечисления средств в Национальный фонд. В целях эффективной реализации поставленных задач Нацфонда разработан метод сбалансированного бюджета с учетом положительного мирового опыта.

Бюджетная система основывается на принципах  единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены принципы транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов. В доходной части бюджета государства основную долю занимают налоговые поступления – 90 %, а также существуют неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала.

Рассмотрение  проекта республиканского бюджета  осуществляется Республиканской бюджетной  комиссией и определяется на предстоящий финансовый год не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.

Исполнение  бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового  года.

Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.

Закон РК « О республиканском бюджете  на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года. На 2009 год Правительство планирует  стабилизировать а, также регулирование доходов и расходов в бюджет по каждому району, области и городах республиканского назначения. Планируется спрогнозировать соответственные планы и мероприятия по увеличению доходов в бюджет так как по плану формирования тех денежных средств которые были направлены  на стабилизационные меры в сфере экономики Казахстана ,т.е  план выхода из кризиса.[8] 
 
 
 

2.2. Состав  доходов и расходов государственного  бюджета.  

Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств. []

Структура бюджета строится на основе бюджетной  классификации и состоит из следующих  разделов:

1)доходы:

- налоговые  поступления; 

- неналоговые  поступления; 

- поступления  от продажи основного капитала;

- поступления  трансфертов; 

2)затраты; 

3)операционное  сальдо;

4)чистое  бюджетное кредитование:

- бюджетные  кредиты; 

- погашение  бюджетных кредитов;

5)сальдо  по операциям с финансовыми активами:

- приобретение  финансовых активов; 

- поступления  от продажи финансовых активов  государства; 

6)дефицит  ( профицит) бюджет;

7)финансирование  дефицита (использование профицита)бюджета: 

- поступление  займов;

- погашение  займов;

- движение остатков бюджетных средств.

Доходами  бюджета являются налоговые и  другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству  на безвозмездной и безвозвратной  основах.

Налоговые поступления – налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления – обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные  законодательными актами РК.

Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:

- от продажи государственного имущества;

- от  продажи товаров из государственного  материального резерва; 

- от  продажи земельных участков, находящихся  в государственной собственности  или предоставления их в постоянное  или временное пользование; 

- от  продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

Поступления трансфертов – безвозмездных  и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они  подразделяются на следующие виды:

1)                затраты, обеспечивающие деятельность  государственных учреждений;

2)                затраты, связанные с организацией  и проведением мероприятий, не  носящих постоянного характера; 

3)                затраты на государственный заказ  – оплата государственными учреждениями товаров (работ, услуг), полученных от физических, юридических лиц и крестьянских хозяйств на основе гражданско–правовых сделок в рамках реализации бюджетных программ;

4)                денежные выплаты физическим  лицам – затраты, связанные с платежами физическим лицам в денежной форме в соответствии с законодательными актами РК, кроме денежных выплат работникам за труд;

5)                иные виды затрат на выполнение  обязательств государства. 

Операционное  сальдо – разница между доходами и затратами бюджета.[2]

Чистое  бюджетное кредитование – разница  между бюджетными кредитами и  их погашением. В зависимости от срока предоставления бюджетные  кредиты подразделяются на следующие  виды: краткосрочные – до 1 года; среднесрочные – от 1 года до 5 лет; долгосрочные – от 5 до 30 лет.

 Cальдо по операциям с финансовыми активами – разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.

 Значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается в республике в 2008 году и составил 4040,5 млрд. тенге и исполнены на 99,5%. ,расходы государственного бюджета за 2008 год без учета погашения займов составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4419,6млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге.

Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2007 годом  составил 139,7%), при этом, без учета  экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.[]

В целом  за анализируемый период доходы государственного бюджета в основном формируются  за счет налоговых поступлений, удельный вес их в общем объеме доходов  в среднем составляет более 90 %. Следует отметить, что последствия мировых экономических проблем отразились на экономике Казахстана и во втором полугодии начали замедляться темпы основных показателей, а в 4 квартале резко снизились цены на экспортные товары. Замедление бизнес активности не могло не сказаться на поступлениях налогов и проведенный анализ по крупным налогам показал, что динамика их поступлений стала замедляться либо развиваться в разрез традиционным темпам. 

За истекший год резко снизилось поступление  сборов за различные виды регистрации (на 24,3%, или 1,4 млрд.тенге);  

- 138 крупных  предприятий ухудшили свои показатели (из 238-ми, их доля в общей уплате  по стране составляет около  70%); 

- 85 крупных  предприятий сократили выручку  на более чем 800 млрд.тенге; 

- 4 тыс.экспортеров (63% от численности) снизили свой экспорт в сумме на 2,2 млрд.долл. США. 

Все вышеназванные  факторы повлияли на недоисполнение основных видов налогов. Так, корпоративный  подоходный налог не исполнен на 23,8 млрд.тенге, что объясняется уменьшением авансовых платежей в ноябре-декабре по предприятиям горнорудного сектора почти в 10 раз на (с 47,0 млрд.тенге до 4,6 млрд.тенге). НДС не исполнен на 109,4 млрд.тенге, сравнении с 2007 годом прирост поступлений НДС составил лишь 1,9%, тогда как по плану прирост должен был составить 19%.  

Таможенных  платежей и налогов в бюджет поступило  в сумме 939,6 млрд.тенге, или 106,1% (к  плану 885,4 млрд.тенге). Темп роста по таможенным платежам и налогам составил 147,6%. Перевыполнение плана на 54,2 млрд.тенге  связано с введением ставки на экспортную таможенную пошлину на сырую нефть (с мая прошлого года). 

Внешнеэкономический товарооборот за 2008 год без учета  неорганизованной торговли достиг 109,1 млрд.долл.США, при этом по сравнению  с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 35,4%, в т.ч. экспорт составил – 71,2 млрд.долл.США по сравнению с 2007 годом увеличился на 49,0%, импорт – 37,9 млрд.долл. США, или увеличился на 15,6%. 

Доходы  местных бюджетов за 2008 год составили 1830,0 млрд. тенге, или 99,8%. 

План  по доходам местного бюджета не исполнен следующими регионами: г. Астана (96,4%), Южно-Казахстанской (97,5%), Восточно-Казахстанской (98,8%), Павлодарской (99,2%), Акмолинской (99,7%) Жамбылской областей (99,8%) и г. Алматы (99,3%).

По итогам 9 месяцев прошлого года местным исполнительным органам было рекомендовано произвести уточнение доходной части местных бюджетов в части пересмотра плана по поступлениям от продажи гражданам квартир. Указанными регионами данная рекомендация не была исполнена. В итоге по указанным регионам не исполнены планы по поступлениям от продажи гражданам квартир в рамках Государственной программы жилищного строительства и по поступлениям от продажи земельных участков, что повлияло на общие показатели исполнения доходной части местных бюджетов.

Вместе  с тем, следует отметить, что план по индивидуальному подоходному  налогу перевыполнен на сумму 13,1 млрд.тенге, план исполнен на 105,2%, темп роста составил 121,0% по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года (в общем  объеме доходов местных бюджетов поступления по данному виду налога доля составляет 6,6%), при росте в январе-ноябре 2008 года среднемесячной номинальной заработной платы на 16,9%. По ИПН перевыполнение обеспечено следующими регионами: Атырауской области (на 4 млрд.тенге), Западно-Казахстанской области (3,1 млрд.тенге), г.Алматы (2 млрд.тенге), Актюбинской области (1,5 млрд.тенге).

Информация о работе Налоговая система Казахстана